Поиск по сайту

Home Военный флот Подводные лодки Подводные лодки проекта 955 «Борей» (СССР)

PostHeaderIconПодводные лодки проекта 955 «Борей» (СССР)


Подводные лодки проекта 955 «Борей»Исследования облика ракетной субмарины четвертого поколения начались в СССР в 1978 году. Непосредственная разработка проекта корабля, получившего номер 955, началась в конце 1980-х годов. При его создании решили отказаться от гигантских размеров и экзотической компоновки ПЛАРБ проекта 941, вернувшись к классической схеме подлодки с одним прочным корпусом. Изначально она проектировалась как двухвальная ПЛАРБ, аналогичная по конструкции проекту 667БДРМ с уменьшенной высотой шахт под ракетный комплекс «Барк». По данному проекту ПЛ с заводским номером 201 была заложена в 1996 году. В 1998 году было принято решение отказаться от БРПЛ «Барк» в пользу БРПЛ «Булава» с другими габаритами, что привело к перепроектированию ПЛ. Одновременно стало ясно, что ПЛ не может быть достроена в разумные сроки в условиях снижения финансирования, распада СССР и прекращения поставок специфических марок металлопроката из Украины. Поэтому проект переделали еще и под использование заделов по недостроенным ПЛ проектов 971 и 949А.


При строительстве первых двух ПЛ пр. 955 были использованы секции недостроенных и разобранных корпусов подводных лодок проектов 971 (К-133 «Рысь» и К-137 «Кугуар») и 949А (К-135 «Волгоград» и К-160 «Барнаул»). Лодка выполнена по двухкорпусной схеме. Прочный корпус разделен на восемь отсеков. 1-й отсек - торпедный. В нем также находятся выгородка гидроакустического комплекса, носовая дифферентная цистерна и носовая группа аккумуляторных батарей. Во 2-м отсеке расположены центральный пост, жилые и медицинские помещения, часть радиоэлектронного вооружения и общекорабельных систем. 3-й отсек вмещает в себя часть боевых постов, вспомогательное оборудование (холодильные машины, дизель-генераторы и пр.), а также шахты и фундаменты подъемно-мачтовых устройств. 4-й и 5-й - ракетные отсеки.
 
Прочный корпус в их районе имеет максимальный диаметр. 6-й отсек отведен под паропроизводящую установку, а также ее вспомогательное и насосное оборудование. Далее следуют 7-й турбинный отсек, 8-й отсек с вспомогательным оборудованием и румпельное отделение с гидравлическими приводами кормовых рулей. В междубортном пространстве размещены цистерны главного балласта и цистерны замещения ракет. «Бореи» стали первыми российскими АПЛ, где движение осуществляется с помощью одновального водометного движительного комплекса с высокими пропульсивными характеристиками. Аналогично лодкам проекта 971 «Щука-Б», ПЛ имеют два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками.
 
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
Гидроакустическое вооружение представлено МГК-600Б. «Иртыш-Амфора-Б-055» - это единый комплексированный автоматизированный цифровой ГАК, объединяющий в себе как собственно ГАК (шумопеленгование, эхопеленгование, классификация целей, обнаружение ГА-сигналов, ГА-связь) так и все гидроакустические станции «малой акустики» (измерение толщины льда, измерение скорости звука, поиск мин, поиск полыней и разводий, обнаружение торпед). Ожидается, что по дальности действия данный комплекс превзойдет ГАК подводных лодок ВМС США класса «Вирджиния». Подводные лодки проекта оснащены системой спасения - всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж. Спасательная камера расположена в корпусе ПЛ позади от пусковых установок БРПЛ. Также ПЛ оснащены спасательными плотами класса КСУ-600Н-4 в количестве 5 шт.
 
На лодке установлен ядерный энергоблок 4 поколения - КТП-6. Вероятно, с водо-водяным реактором на тепловых нейтронах ВМ-5 или аналогичным с парогенератором ОК-650В мощностью в 190 МВт. Система управления и защиты ППУ - «Алиот». Для движения используется одновальная паровая блочная паротурбинная установка ПТУ «Мираж» с ГТЗА ОК-9ВМ или аналогичным с улучшенной амортизацией мощностью около 50 000 л.с. Для улучшения манёвренности ПЛ оснащены двумя подруливающими погружными двухскоростными гребными электродвигателями ПГ-160 мощностью по 410 л.с. (по другим данным - 370 л.с.). (Расположены в выдвижных колонках в кормовой части ПЛ.)
 

ГЛАВНОЕ ВООРУЖЕНИЕ

 
Первоначально на вооружении подлодок проекта 955 должна была стоять твердотопливная баллистическая ракета нового поколения Р-39УТТХ «Барк», но после трех подряд неудачных испытательных запусков «Барка» и неутешительной оценки периода времени, необходимого для доводки ракеты. Министерство обороны приняло решение о разработке нового ракетного комплекса Д-19М под твердотопливные баллистические ракеты Р-30 «Булава» (РСМ-56). Испытания «Булавы» также шли непросто - в 2008 году после серии неудачных запусков высказывалось даже предложение переделать «Борей» под крылатые ракеты. Но в конечном итоге «Булаву» удалось довести до требуемых кондиций, и ракету приняли на вооружение. БРПЛ «Булава» является трехступенчатой твердотопливной ракетой, созданной на основе наземной МБР «Тополь-М». Стартовая масса ракеты составляет 36,8 т, масса забрасываемого груза - 1150 кг. Ракета может снаряжаться десятью боевыми блоками с индивидуальным наведением. Дальность стрельбы «Булавы» - 8000-9300 км.
 
Подводные лодки проекта 955 «Борей»
2 декабря 1996 года в Северодвинске была заложена ПЛАРБ К-535 «Юрий Долгорукий». Ввиду изменений, вносимых в проект, и неритмичного финансирования строительство субмарины затянулось гораздо дольше планировавшихся сроков, и военно-морской флаг она подняла лишь 10 января 2013 года, войдя в состав Северного флота. 19 марта 2004-го заложили К-550 «Александр Невский», а ровно два года спустя - К-551 «Владимир Мономах». Эти подлодки были приняты ВМФ в декабре 2013-го и декабре 2014 годов. Обе они предназначаются для Тихоокеанского флота, но пока остаются на Севере. Дальнейшее строительство «Бореев» осуществляется по доработанному проекту 955А. Он отличается более низким уровнем физических полей, более современными средствами связи и обнаружения, улучшенной обитаемостью и повышенной живучестью.
 
30 июля 2012 года была заложена первая ПЛ этой модификации, получившая название «Князь Владимир», а в июле и декабре 2014 года - вторая и третья («Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов»). Ожидается постройка еще двух таких субмарин («Император Александр III» и «Князь Пожарский»). Таким образом, количество «Бореев» достигнет восьми единиц. По данным на апрель 2019 года — 3 корабля базового проекта 955 «Борей» находятся в строю, 1 корабль модернизированного проекта 955А «Борей-А» проходит испытания, еще 4 корабля проекта 955А «Борей-А» строятся.
 
Технические характеристики ПЛ
Автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек (в т. ч.55 офицеров)
Водоизмещение надводное 14 720 т
Водоизмещение подводное 24 000 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 170 м
Ширина корпуса наиб. 13,5 м
Средняя осадка (по КВЛ) 10 м
Скорость (надводная) 15 узлов (27,78 км/ч)
Скорость (подводная) 29 узлов (53,71 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 480 м
Силовая установка ОК-650В 190 МВт
ПТУ с ГТЗА гребной вал водомётный движитель
Торпедно-минное вооружение 6 ТА х 533 мм, торпеды, торпедоракеты,крылатые ракеты,мины
Ракетное вооружение 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава»
Количество ракет: 16
ПВО ПЗРК «Стрела-3М», «Игла-1М», «Верба».
 
Кто на сайте
Сейчас 169 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru