Поиск по сайту

Home Военный флот Подводные лодки Дизель-электрическая подводная лодка проекта 651 «Касатка» (Россия)

PostHeaderIconДизель-электрическая подводная лодка проекта 651 «Касатка» (Россия)


ГЭУ
Главная энергетическая установка ДЭПЛ состояла из следующих элементов;
-  два главных, четырехтактных, двенадцатицилиндровых дизеля 1Д43 Коломенского завода, с газотурбинным наддувом, мощностью по 4000 л. с. каждый и один четырехтактный, шестицилиндровый дизель 1ДЛ42 с газотурбинным наддувом мощностью 1720 л. c., спаренный с генератором постоянного тока ПГ-142;
- два главных гребных электродвигателя ПГ-141, мощностью по 6000 л. с. каждый, и два электродвигателя экономического хода ПГ-140, мощностью по 200 л. с. каждый;
- серебряно-цинковая аккумуляторная батарея типа 30/3, состоящая из четырех групп по 152 элемента в каждой группе. Батарея имела срок службы 35-40 условных циклов или 12-18 месяцев. Однако по причине отсутствия в СССР необходимого количества серебра только три ДЭПЛ пр. 651 получили такие батареи. На остальных лодках стояли традиционные свинцовые аккумуляторные батареи типа 60СМ-П в количестве 448 элементов, имеющие более скромные характеристики.
 
РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
ДЭПЛ пр. 651 предназначались для борьбы с авианесущими группировками потенциального противника, поэтому их основным вооружением были четыре крылатые ракеты П-6. Возможно было также использовать П-5 для стрельбы по неподвижным береговым целям. Ракеты размещались в контейнерах СМ-49 и были сблокированы попарно. Конструкция обеспечивала возможность как одиночных пусков, так и проведение четырехракетного залпа в последовательности стартов «крест-накрест» - 4-1 и 3-2, с минимальными интервалами между стартами 6,26 и 5 с. Такая схема пуска была выработана в ходе испытаний ракет П-5, когда выявилось, что при предстартовой подготовке струя продуктов сгорания двигателя впереди расположенной ракеты способна заглушить двигатель ракеты позади.
 
Дизель-электрическая подводная лодка проекта 651 «Касатка»
При этом исключалась возможность стрельбы разными типами ракет за одно всплытие лодки. Стрельба ракетами могла производиться только в надводном положении, при скорости хода субмарины до 8 узлов и волнении до четырех баллов. Для старта ракеты контейнеры поднимались на угол 15°. Определение пеленга на цель и дальности до цели для ракеты П-6 производилось корабельной аппаратурой системы «Аргумент» по данным, получаемым от средств разведки и от навигационных средств ПЛ. Антенна системы «Аргумент» имела площадь около 10 м и размещалась в носовой части ограждения рубки на поворотной мачте. В нерабочем положении антенна заводилась в ограждение рубки. В конце 1970-х годов некоторые ДЭПЛ пр. 651 были перевооружены противокорабельными ракетами П-500 «Базальт».
 
Ракета П-5 - советская крылатая ракета, предназначенная для запуска с ПЛ. Первая в мире ракета с раскрывающимся крылом. Принята на вооружение в 1959 году. Могла нести ядерную БЧ типа РДС-4 мощностью 200 кт Дальнейшим развитием этой ракеты стала ПКР П-35. Ракета П-6 - модификация ракеты П-35 для стрельбы с подводных лодок. П-6 предназначалась для поражения надводных кораблей, находящихся за радиолокационным горизонтом. ПКР была составной частью разведывательно-ударной системы, куда также входили космические спутники УС-А и УС-П, центральный пункт обработки и распределения информации, пункт выработки целеуказания и передачи на стреляющую ПЛ. В ракете использовалась система самонаведения по радиовизиру, позволяющая осуществлять выбор цели и селекцию помех. Высокая скорость ракеты делала почти невозможным перехват артиллерийским огнем, а мощная боевая часть позволяла поражать корабли любого класса на значительной для того времени дистанции. ПКР П-6 была принята на вооружение ПЛ в 1964 году.
 
ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
ДЭПЛ пр. 651 была вооружена шестью торпедными аппаратами (ТА) калибра 533 мм в носу (без запасных торпед) и четырьмя оборонительными малогабаритными торпедными аппаратам калибра 400 мм в корме (с восемью запасными торпедами). 533-мм торпедные аппараты обеспечивают стрельбу парогазовыми и электрическими торпедами, в том числе «53-56», «53-57», «53-58» и «СЭТ 53» весом 2200 кг на глубинах до 100 м. Кормовые 400-мм ТА выпускали электрические торпеды МГТ-1 и МГТ-2 на глубинах до 150 м и приборы постановки помех «Анабар» на глубинах до 250 м. Лодки, начиная с К-156, оснащали устройством перезарядки кормовых 400-мм торпедных аппаратов. Перезарядка производилась с помощью электропривода. Общее время перезарядки всех четырех ТА - около 30 минут. На некоторых субмаринах пр. 651 во втором отсеке предусматривали стеллажи для хранения дополнительных 12 торпед калибра 533 мм. При их использовании общее количество торпед можно было довести до 22. Погрузку запасных торпед осуществляли через торпедные аппараты и специальные люки. Запасные торпеды предназначались для перезарядки только четырех торпедных аппаратов.
 
СЛУЖБА
Практически все лодки этого проекта несли службу в Северном флоте. Только две субмарины - К-120 и К-73 - служили на Тихоокеанском. Основным районом службы лодок проекта было Средиземное море. В 1980-е годы, в разгар холодной войны, советские дизельные лодки ввели во внутренние моря. В частности, две лодки пр. 651 - К-67 и К-318- направили на Черное море, а еще четыре - К-24, К-77, К-81 и К-203 - на Балтику Изначально все подлодки 651-го проекта классифицировались как крейсерские (отсюда индекс «К» в обозначении), но с июля 1977 года их переклассифицировали по водоизмещению в БПЛ (индекс «Б»). ДЭПЛ пр. 651, вместе с проектом 675, стали завершающими сериями подлодок ВМФ Советского Союза, вооруженными крылатыми ракетами с надводным стартом. С 1980-х годов их стали выводить из состава флота, и к началу 1990-х они были утилизированы. Из 16 лодок проекта 14 пошли на слом. Две были проданы за границу. К-24 (Б-24) отправилась в 1994 году в Германию, где используется как музей под неверным обозначением U-461.
 
Тактико-технические характеристики ДПЛ 651 «Касатка»
Водоизмещение, т:
- надводное: 3200
- подводное: 4307
Размерения, м:
- длина: 85,9
- ширина: 9,7
- осадка: 8,0
ГЭУ:
- дизель-электрическая, двухвальная, 2 главных дизеля 1Д-43 мощность 2 х 4000 л.с.,
- 2 электромотора ПГ-141 2x6000 л.с.;
- вспомогательный дизель-генератор 1ДЛ42 1720 л.с.,
- 2 электродвигателя эконом, хода ПГ-140 2 х 150 л.с.
Скорость, узлов: надводная: 19 подводная: 14
Глубина погружения, м: рабочая: 240 предельная: 300
Вооружение: 4 КР или П-6, 6 хТА калибра 533 мм, 4 х ТА калибра 400 мм
Экипаж, чел.: 96


 
Кто на сайте
Сейчас 233 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru