Поиск по сайту

Home Военный флот Подводные лодки Дизель-электрическая подводная лодка проекта 651 «Касатка» (Россия)

PostHeaderIconДизель-электрическая подводная лодка проекта 651 «Касатка» (Россия)


Дизель-электрическая подводная лодка проекта 651 «Касатка»Дизель-электрические подводные лодки проекта 651 «Касатка» изначально создавались как носители крылатых ракет. Это были самые большие ДЭПЛ отечественного кораблестроения. После разработки крылатой ракеты подводного базирования П-5 встал вопрос о ее носителях. Первые контейнеры с ПУ устанавливали на переделанных субмаринах проекта 613 - проекты 644 и 665. Проект 651 предполагал создание первой ПЛ, изначально предназначенной для использования крылатых ракет подводного базирования. Начало проекта положили постановления Совета министров № 1149-592 от 17.08.1956 и № 1190-610 от 25 августа 1956 года. Тактико-техническое задание ВМФ было утверждено 28 января 1957-го. Эскизный проект был утвержден в мае 1958-го. На его основе разработали технический проект, который утвердили в январе 1959 года.


Проектирование ДЭПЛ пр. 651 осуществлялось в ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин») под руководством главного конструктора А. С. Касациера. 1 б ноября 1960 года на Балтийском ССЗ имени С. Орджоникидзе (№ 189) состоялась закладка головной лодки нового проекта - К-156. Спуск на воду состоялся 31 июля 1962 года. Заводские испытания начались 22 декабря 1962 года. 10 декабря 19бЗ-го первая ДЭПЛ пр. 651 была передана флоту Всего предполагалось построить 36 лодок пр. 651, но в конечном счете построили 16. На том же заводе в 1964 году построили вторую лодку 651-го проекта, а остальные 14 строили в период с 1965 по 1968 год на заводе «Красное Сормово» (№ 112) в Горьком.
 
На первых пяти лодках наружный корпус, прочные наружные цистерны, стабилизаторы и ограждение прочной рубки были выполнены из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ. В период освоения этой марки стали судостроительные заводы встретились со значительными технологическими трудностями в части сварки, правки и резки стали. Кроме того, через четыре-пять лет эксплуатации субмарин, выполненных из маломагнитной стали марки 45Г17ЮЗ, на внешнем корпусе и цистернах появились сквозные и несквозные трещины. Это потребовало разработки мероприятий по повышению коррозионно-механической прочности легких корпусов и прочных наружных цистерн, изготовленных из стали 45П7ЮЗ.
 
МОДИФИКАЦИИ
Кроме базовой модели существовали две модификации ДЭПЛ проекта 651. Проект 651К - лодка К-81 была модифицирована в 1972 году для установки спутниковой антенны приема целеуказания с военных спутников и комплекса управляющей аппаратуры «Касатка-Б». Проект 651Э - единственная атомная-дизель-электрическая подводная лодка. В 1985 году на лодку К-68 вместо аккумуляторных батарей, выработавших свой срок службы, была установлена специально созданная для нее уникальная миниатюрная ядерная энергетическая установка (ЯЭУ). Разработку выполнило ЦКБ «Лазурит» в 1977 году ЯЭУ типа ВЭУ-б с реактором ТВП-4 спроектировал НИКИЭТ. Стендовую отработку провел НИТИ. ТВП-4 кипящего типа имел тепловую мощность 5 МВт, турбогенератор выдавал 600 кВт электричества. ЯЭУ была смонтирована в цилиндрическом корпусе диаметром 2,9 м, длиной 6,5 м, массой 70 т и размещалась в пространстве между прочным и легким корпусом в кормовой части лодки. Решение оказалась очень удачным, но дороговизна и сложность переоборудования привели к тому, что лодка проекта 651Э осталась в единственном экземпляре.
 
Прочный корпус ДЭПЛ пр. 651 представлял собой цилиндр диаметром 6,9 м с двумя усеченными конусами в оконечностях. Поперечными плоскими водонепроницаемыми переборками прочный корпус разделялся на восемь отсеков: носовой торпедный, жилых помещений и передних аккумуляторных батарей, управления ракетами и аккумуляторных батарей, отсек управления, жилых помещений и второй группы аккумуляторных батарей, дизель-генераторный, электромоторов, кормовой торпедный.
 
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Шпангоуты прочного корпуса располагались как внутри, так и снаружи корпуса. Прочная рубка была овальной, а крыша ее имела форму кругового цилиндра с образующей, параллельной диаметральной плоскости. Главный балласт размещался в 14 цистернах. Все эти цистерны были прочными и имели кингстоны. Вентиляция всех междубортных цистерн была раздельной. Управление кингстонами и клапанами вентиляции - дистанционное гидравлическое. Конструкции прочного и наружного корпусов были рассчитаны с учетом требований противоатомной защиты. Характерной особенностью лодок пр. 651 стало наличие пусковых контейнеров СМ-49, скрытых в надстройке. Два контейнера располагались перед ограждением рубки, другие два - позади. В бортах появились крупные выемки, предназначенные для вывода газов стартовых двигателей. Позже данное решение использовали и на других носителях крылатых ракет. Начиная с седьмой лодки серии, наружный корпус покрывали противогидролокационным нерезонансным покрытием с рупорными каналами НППРК-4ДЗ. Надводное водоизмещение ДЭПЛ с покрытием увеличилось до 3300 м.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 259 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru