Поиск по сайту

Home Военный флот Подводные лодки Дизельная подводная лодка пр.629 (СССР)

PostHeaderIconДизельная подводная лодка пр.629 (СССР)


Дизельная подводная лодка пр.629Проектирование дизельной ПЛ пр,629 было начато согласно Постановлению СМ №136-75 от 26.01.1954 года «О проведении проектно-экспериментальных работ по вооружению подводных лодок баллистическими ракетами дальнего действия и разработке на базе этих ракет технического проекта большой подводной лодки с реактивным вооружением». Тактико-техническое задание на разработку проекта было выдано ВМФ в январе 1956 года. Разработкой проекта руководил главный конструктор Н.Н.Исанин, главным наблюдающими от ВМФ были Б.Ф.Васильев, затем И.И.Лягин и В.И.Литошенко. В отличие от ракетных ПЛ, которые создавались путем переоборудования находившихся в строю или строившихся торпедных ПЛ первого послевоенного десятилетия, новая ПЛ была спроектирована специально под ракетный комплекс с ракетами надводного старта.


При разработке технического проекта ПЛ в качестве базового был определен проект больших дизель-электрических торпедных ПЛ пр.641, строительство которых велось с 1956 года. Однако из этого проекта без изменений были приняты лишь электромеханическая установка для надводного и подводного хода, состав гидроакустического, радиолокационного вооружения, средства радиосвязи и использовались по возможности другие виды корабельного оборудования, вооружения, аппаратуры. Большие габариты и масса ракетного комплекса, а также требования задания, направленные на повышение боеспособности корабля и эффективности его вооружения, привели к существенному изменению главных измерений, водоизмещения, размеров прочного корпуса, формы теоретического чертежа, архитектуры корпуса и других кораблестроительных элементов ПЛ по сравнению с подобными на ПЛ базового проекта.

ПЛ двухкорпусного типа состояла из восьми отсеков, ее прочный корпус образован из цилиндра и усеченных конусов в оконечностях. В районе IV отсека, где размещены три шахты с подъемно-поворотными и пусковыми устройствами, прочный корпус имел восьмерочное сечение. Стартовые установки обеспечивали хранение, транспортировку и пуск трех ракет. Пуск ракет производился при положении пускового стола у верхнего среза шахты. Стрельба ракетами могла производиться при плавании ПЛ в надводном положении при волнении моря 4-5 баллов, скорости до 15 узлов включительно и при любых метеорологических условиях. Время на пуск первой ракеты Р-11ФМ после всплытия составляло 4 минуты, а общее время пуска всех трех ракет за одно всплытие - 12 минут. Полное время подготовки старта трех ракет составляло около 1 часа. Ракеты поднимались на ПЛ в полностью заправленном и снаряженном виде, обеспечивающем их хранение без дополнительных заправок и снаряжения и надежный пуск в течение трехмесячного плавания ПЛ. Для управления ракетной стрельбой устанавливалась система приборов, состоящая из одного комплекта счетно-решающих приборов «Доломит» и трех комплектов приборов подготовки и производства старта (ИНЭСУ).

Дизельная подводная лодка пр.629Лодка пр.629 первоначально проектировалась под ракетный комплекс Д-1 (ракеты Р-11ФМ и пусковые установки СМ-60). Позже было решено приспособить их для пуска ракет Р-13. Переоборудование лодок пр.629 и пусковых установок СМ-60 под ракеты Р-13 было относительно несложным. Для этого производился монтаж систем заправки топливом ракеты Р-13, замена эксцентриков в приборе №40 системы «Доломит», переделка трубопровода подачи воздуха и азота к шахтам и ряд других небольших изменений. С ноября 1959 года по август 1960 года с ПЛ Б-92 на Северном флоте было запущено 13 ракет Р-13, из них 11 пусков были удачными. Для испытаний на взрывостойкость ракетного вооружения ПЛ пр.629 с августа по октябрь 1960 года в Кольском заливе были проведены испытания натурного отсека РО-629, соответствовавшего штатному отсеку ПЛ пр.629. Целью испытаний было определение сравнительной живучести ракетного вооружения и корпуса ПЛ пр.629 при подводном ядерном взрыве. В частности проверялась степень воздействия на ракеты в средней и кормовой шахтах, особенно их ядерных боеголовок, пусковых установок СМ-60 и аппаратуры систем управления.

Испытания проводились неконтактными взрывами глубинных бомб, мин и шнуровых зарядов, имитировавших по ударной волне атомные подводные взрывы. Всего было проведено 6 испытаний, по результатам которых были выработаны рекомендации для улучшения взрывобезопасности ракет. Было также предложено хранить ракеты на ПЛ заправленными только окислителем, а горючее хранить в емкостях подводной лодки. Эти и другие предложения по повышению взрывостойкости ракет были вскоре реализованы.

Модернизация лодок по пр.629А
Постановлением СМ от 2.07.1962 г. было решено модернизировать ПЛ пр.629 в пр.629А с установкой нового ракетного комплекса Д-4 с ракетами подводного старта Р-21. Главным конструктором пр.629А был Н.Н.Исанин, главным наблюдающим от ВМФ - И.И.Лягин. При разработке проекта 629А конструкторы уже имели опыт размещения комплекса на экспериментальной ПЛ пр.613-Д4. Приобретенный опыт позволил сразу приступить к разработке технического проекта (минуя стадию эскизного проекта) и осуществить его в короткие сроки. Технический проект 629А был утвержден в октябре 1962 года. При разработке технического проекта исходили из необходимости максимального сокращения объема монтажных, демонтажных и корпусных работ. Основные изменения коснулись IV отсека, где размещался новый комплекс ракетного оружия, и района междубортного пространства IV отсека. B III отсеке изменения произведены в объеме, необходимом для установки нового навигационного комплекса. Остальные помещения корабля и состав оборудования сохранились такими же, какими они были на ПЛ с ракетами надводного старта.

ПЛ вооружалась тремя ракетами Р-21, которые размещались в вертикальных шахтах, расположенных в IV отсеке. Установленные в шахтах пусковые установки обеспечивали хранение, транспортировку и производство подводного старта ракет. Из-за принципиальных конструктивных отличий пусковых установок ракетных комплексов при переоборудовании ПЛ пришлось установить новые ракетные шахты СМ-87. Переход на подводный старт обусловил необходимость принятия мер по одержанию лодки в заданных пределах глубины старта и вызвал коренные изменения корабельной системы предстартовой подготовки и обслуживания. В новой системе перед стартом ракет заполнялся кольцевой зазор, образующийся между внутренней поверхностью шахты и наружными габаритами ракеты. Для этого на ПЛ предусматривались специальные цистерны водяного балласта и перекачивающие средства. В междубортном пространстве IV отсека удалось разместить балластные цистерны кольцевого зазора только для двух шахт. Таким образом, для ракетного залпа могли быть подготовлены только две ракеты. Стрельба третьей ракетой была возможна лишь после пуска одной из первых двух ракет.

Ракеты подавались на ПЛ полностью заправленными в ампулизированном состоянии, что обеспечивало их хранение на ПЛ в течении трех месяцев. По истечении этого срока их должны были выгружать на технической позиции для проверки. Стрельба ракетами производилась с глубины 40-50 м, считая от нижнего среза ракеты, при волнении моря до 5 баллов и скорости подводной лодки до 4 узлов. Подводный старт производился с неподвижного стола пусковой установки, размещенного в нижней части шахты. Время между стартами первых двух ракет составляло около 5 минут. Предстартовая подготовка третьей шахты, как отмечено выше, могла начинаться только после выстрела из одной ранее подготовленной шахты. Первый пуск ракет Р-21 из подводного положения с лодки пр.629А был произведен 24 февраля 1962 года.

Эксплуатация лодок и их последующая модернизация
Подводная лодка К-129 погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года в точке с координатами Ш - 40°06' сев, Д - 179'57' на удалении 1230 миль от берегов Камчатки. Наиболее вероятная причина гибели лодки - таран американской атомной ПЛ «Суордфиш», которая через три дня пришла на ВМБ Йокосука (Япония) со смятой передней частью ограждения боевой рубки. В течение ночи был скрытно произведен ремонт. Впоследствии около полугода лодка не участвовала в каких-либо мероприятиях американского ВМФ. С экипажа «Суордфиш» была взята подписка о неразглашении причин аварии. В 1975 году американцами с помощью специального судна «Гломар Эксплорер» была сделана попытка поднять лодку К-129 с глубины свыше 5 км. В ходе подъема корпус лодки разломился по линии трещины в районе кормовой части центрального отсека. Носовая часть (1,11 и часть 111-го отсека) была поднята, а кормовая затонула.

Подводная лодка К-118 в декабре 1976 года была переоборудована по пр.601 для испытаний ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29. Главный конструктор пр.601 - В.В.Борисов. На лодке было установлено шесть новых шахт, длина ПЛ увеличилась до 117,6 м. ПЛ К-153 в 1978 году была переоборудована по пр.619 для испытаний ракетного комплекса Д-19. Проект 619 был разработан в ЦКБ-18, главный конструктор - Ю.Н.Корлицкий. На лодке была установлена одна шахта для пуска ракет Р-39. Лодка была переведена на Черное море, где с нее было запущено 7 ракет с целью отработки подводного и надводного старта из «сухой» шахты под пороховым аккумулятором давления. ПЛ К-102 с ноября 1962 года переоборудовалась по пр.605 в Северодвинске в качестве опытного корабля для испытаний ракетного комплекса Д-5. На лодке установлены 4 пусковые установки для ракет Р-27.

ПЛ К-87, К-107, К-96 в 1973-1979 годах переоборудованы на Дальзаводе по пр.629Р в подводные лодки-ретрансляторы. Ракетные шахты и кормовые торпедные аппараты сняты. ПЛ К-113 переведена на ТОФ, установлена на Дальзаводе для переоборудования в минный заградитель по пр.629Н. В 1974 году К-113 исключена из состава ВМФ. ПЛ К-36 и К-91 в 1980 году исключены из состава ТОФ. Дизельные ПЛ, вооруженные баллистическими ракетами, не попадали под действие Договора об ограничении стратегических вооружений ОСВ. Нельзя лишь было строить новые и модернизировать имевшиеся. В связи с этим ПЛ К-372, 79, 93, 94, 142 и 183 были переведены на Балтийский флот, где несли боевое дежурство в Рижском заливе до 1991 года.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 629
Основные размерения (м):
а) длина:
- наибольшая 98,9
- непроницаемого корпуса 86,7
- прочного корпуса 77,3
б) ширина:
- наибольшая 8,2
- наибольшего прочного корпуса 5,8
в) размах стабилизаторов 10,0
г) средняя осадка при нормальном водоизмещении, м 5,47
- от нижней кромки киля в районе IV отсека 8,05
Водоизмещение (т):
- стандартное 2458
- надводное (нормальное) 2854
- надводное с усиленным запасом топлива 3090
- подводное 3609
Запас плавучести, в % от нормального водоизмещения 26
Глубина погружения (м):
а) перископная  13,5
б) рабочая 260
в) предельная 300
Время погружения без хода из крейсерского в подводное положение с заранее заполненной цистерной быстрого погружения (сек.)  ок.70
Длительность непрерывного пребывания под водой, час 600
Гребные винты:
а) бортовые: 2-шестилопастные
б) средний: 1-шестилопастной

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ:
Главные двигатели: для подводного хода
- число, тип 3-"37Д"
- полная мощность, л.с. (число оборотов в мин.) 3x2000 (500)
Гребные электродвигатели:
1. Для полного подводного хода:
а) средний:
- тип ПГ-102
- полная мощность, л.с.(об/мин.) 2700(550)
б) бортовые:
- число, тип 2-ПГ-101
- полная мощность, л.с. (об/мин.) 2x1350 (450)
2. Гребные электродвигатели для экономического подводного хода:
- число, тип  1-ПГ-104
- полная мощность, л.с. 140
Аккумуляторная батарея:
- тип 46СУ
- количество аккумуляторов 448
СКОРОСТЬ ХОДА.уз.
Над водой с нормальным запасом топлива:
- полным ходом 15-15,5
- экономическим ходом под двумя бортовыми двигателями 8-9
Над водой с усиленным запасом топлива полным ходом
Под водой:
- полным ходом 12,5-13,0
- экономическим ходом (под электродвигателями экономического хода) 2
- под РДП максимальная 8

ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, мили
В надводном положении с нормальным запасом топлива:
- полным ходом 5000
- экономическим ходом под двумя бортовыми двигателями 20 000
В надводном положении с усиленным запасом топлива:
- полным ходом  7100
- экономическим ходом под двумя бортовыми двигателями 27 000
В подводном положении:
- полным ходом 12,5-13,0
- экономическим ходом со скоростью 7-7,5 узлов, под РДП при усиленном запасе топлива 16 000-14 000
- под электродвигателем экономического хода, со скоростью 2 узла  300

КОРАБЕЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ И АВТОНОМНОСТЬ, т
а) Нормальный запас топлива 355
б) Усиленный запас топлива 545
в) Пресная вода питьевая 16,4
г) Воздух высокого давления, м  28,7
д) Автономность плавания, сут. 70

РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Стартовые установки (число, тип) 3-СМ-60
Предельные горизонтальные углы разворота, град. по 200 на борт
Ракеты на стартовых установках (число, тип)  3-Р-13
Дальность максимальная, км 150
Дальность минимальная, км 50
Время старта ракеты после всплытия ПЛ, мин.:
- первой ракеты 4
- второй ракеты после выпуска первой 4
- третьей ракеты после выпуска второй 4
Общее время старта трех ракет  12
Время подготовки старта ракеты, час. 2

ТОРПЕДНОЕ ВООРУЖЕНИЕ:
а) число торпедных аппаратов для торпед калибра 533 мм:
- в носу 4
- в корме 2
б) Число торпед в торпедных аппаратах 6
в) Наибольшее число торпед в залпе:
- в носовом 4
- в кормовом 2
г) Глубина торпедной стрельбы, м 80

РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Радиолокационная станция обнаружения подводных целей 1 -"Флаг"
Радиолокационная станция поиска и разведки 1-"Накат"
Радиолокационная станция опознавания l-''Хром-К"
Гидроакустическая станция связи 1-''МГ-15''
Шумопеленгаторная станция 1 -"Арктика-М"
Гидроакустическая станция обнаружения работы гидролокаторов 1-"Свет-М"

 
Кто на сайте
Сейчас 452 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru