Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Военный флот Подводные лодки Дизельные подводные лодки проекта 613 (СССР)

PostHeaderIconДизельные подводные лодки проекта 613 (СССР)

Строительство лодок пр.613
В 1948 году заводы №444 в Николаеве и «Красное Сормово» в Горьком приступили к подготовке производства для постройки большой серии подводных лодок проекта 613. Это обстоятельство потребовало уже в 1948 году организации специальных групп конструкторов ЦКБ-18 для оказания технической помощи этим заводам. На заводе №444 группа технической помощи возглавлялась главным конструктором проекта Я.Е.Евграфовым. На заводе «Красное Сормово» группой техпомощи руководил заместитель главного конструктора В.С.Дорофеев. 11 апреля 1950 года на заводе №444 в г. Николаеве состоялась закладка головной подводной лодки «С-61», заводской №376 (при поточно-секционной постройке закладкой лодки считалась установка первой секции на стапеле), а 26 июня того же года было проведено гидравлическое испытание прочного корпуса. 22 июля 1950 года головная ПЛ была спущена на воду при технической готовности около 70%.

В процессе достройки лодки произошла крупная авария - 6 ноября 1950 года при выходе из дока лодка опрокинулась, при этом 2, 6 и 7 отсеки были частично затоплены водой. Причиной аварии явилось несоблюдение инструкции по постановке лодки в док и по выводу из дока. Оказалось, что перед выводом из дока в топливные цистерны не была принята вода, что привело к потере остойчивости лодки. Кроме того, перед выводом из дока не были задраены все входные люки. В связи с этой аварией постройка лодки задержалась, швартовые испытания начались только 12 января 1951 года. 5 мая 1951 года корабль перешел на сдаточную базу завода №444 в Севастополе для проведения заводских и государственных испытаний. 14 июля было проведено глубоководное погружение, а 15 октября после окончания всех заводских ходовых испытаний лодка была предъявлена комиссии Государственной приемки кораблей ВМФ.

Государственные испытания ПЛ были начаты 17 октября 1951 года, а 24 мая 1952 года после окончания испытаний, устранения всех замечаний и проведения контрольного выхода, комиссией Государственной приемки был подписан приемный акт. На заводе «Красное Сормово» закладка подводной лодка «C-80», заводской №801, являвшейся головной лодкой пр.613 для этого завода, состоялась 13 марта 1950 года. Лодка была спущена на воду 21 октября того же года, при готовности около 70%, а 1 ноября завершился ее переход на сдаточную базу в Баку для достройки и испытаний. Швартовые испытания проводились с 31 декабря 1950 года по 26 апреля 1951 года. С 27 апреля по 28 июня того же года проводились заводские ходовые испытания. 9 июня было проведено глубоководное погружение. После окончания государственных испытаний и устранения всех выявленных дефектов 2 декабря 1951 года был подписан приемный акт.

В процессе испытаний и сдачи головных кораблей пр.613 выявился ряд конструктивных недостатков, из которых наиболее крупными были следующие:
1. По системе гидравлики - попадание в масло забортной воды, гидравлические удары в трубопроводах, некачественное уплотнение соединений, неудовлетворительная очистка масла от загрязнений, ненадежная работа гидравлических машинок клапанов вентиляции в подводном положении, несоответствие выбранного материала условиям работы некоторых исполнительных механизмов системы гидравлики и др.;
2. По выдвижным устройствам - отсутствие в ряде устройств направляющих, предохраняющих выдвижные устройства от разворота, а там, где направляющие предусматривались, имело место неправильное их закрепление, не учитывающее обжатия прочного корпуса в подводном положении;
3. По линии вала - повышенная температура подшипников муфт привода экономического хода и неудачное крепление дисков трения; наличие запретных зон крутильных колебаний, вызвавшее необходимость установки специальных антивибраторов; выход из строя баллонов шинно-пневматических муфт и трудность проведения работ, связанных с их заменой. Для устранения этих дефектов пришлось переделать конструкцию муфт.
Эти и ряд других конструктивных недостатков пришлось устранять в ходе испытаний головных ПЛ.

В дальнейшем выявился крупный недостаток в конструкции главных двигателей 37Д, приведший к серьезной аварии. Это произошло в 1954 году во время сдаточных испытаний на Каспийском море на одной из серийных ПЛ пр.613. Лодка шла в режиме РДП под двумя дизелями. Из центрального поста была подана команда в пятый отсек: «Режим окончен. Стоп дизеля». Старшина группы мотористов поставил маховики управления дизелями в положение «Стоп» и, не ожидая пока дизеля начнут снижать обороты, манипулятором гидравлического управления закрыл захлопку газоотвода. Произошел взрыв. При расследовании причин взрыва выяснилось, что при кратковременной работе дизелей, продолжавшейся после закрытия захлопки газоотвода, в ресивере и газоотводе образовалась взрывоопасная смесь, и первые же искры, попавшие из дизеля в ресивер, вызвали взрыв.

Взрывом разрушило плоскую стенку ресивера и через образовавшееся отверстие в отсек вырвалось большое пламя. Осколками разрушенной стенки ресивера был убит мастер ОТК завода «Красное Сормово», находившийся между дизелями. Этими же осколками была разрушена стенка ресивера второго двигателя. Многие люди, находившиеся в дизельном отсеке, получили тяжелые ожоги. Оба дизеля пришлось заменить новыми. Специально назначенная комиссия установила, что основной причиной аварии явились неправильные действия старшины мотористов при остановке дизеля. Одновременно комиссия рекомендовала установить на дизелях предохранительные блокирующие устройства для предотвращения взрывов в ресиверах при остановке дизелей, а так же внести в инструкции уточняющее указание - при остановке дизеля закрывать захлопку только после того, когда дизель снизит обороты до 300 в минуту.

После проведения всех намеченных мероприятий на ПЛ подобные аварии не повторялись. На период расследования причин аварии и внедрения мероприятий по рекомендации комиссии, подводным лодкам было временно запрещено плавать в режиме РДП. Комиссия Государственной приемки дала высокую оценку головным ПЛ пр.613. В приемном акте подводной лодки «С-80» указывалось:
«Подводная лодка «С-80» является кораблем, обладающим хорошими мореходными качествами, развитыми подводными элементами в смысле глубины погружения, скорости и дальности подводного хода, легко управляется в подводном положении на всех скоростях, способна достаточно быстро совершить маневр погружения и всплытия и обладает необходимыми запасами для непрерывного пребывания в море в течение времени, предусмотренного спецификацией. Подводная лодка «С-80» является вполне современным кораблем, способным выполнять боевую задачу на любом морском театре войны».

В 1953 году к строительству подводных лодок пр.613 был подключен ряд других судостроительных заводов. Одновременно с передачей всех материалов проекта 613 в СКБ-112 был переведен ряд сотрудников ЦКБ-18, в том числе главный конструктор проекта З.А.Дерибин, который одновременно был назначен начальником СКБ-112, заместитель главного конструктора пр.613 А.П.Соловьев, руководитель группы Н.М.Вавилов и другие. В 1954 году по решению Правительства СССР рабочие чертежи и техническая документация ПЛ пр.613 были переданы Китайской Народной Республике для строительства лодок в Китае. По условиям договора с КНР первые три лодки должны были изготовляться полностью в Советском Союзе, а затем перевозиться в разобранном виде в КНР, где должны были вновь монтироваться и исписываться, как это ранее делалось при строительстве лодок для Дальнего Востока. Последующие корабли должны были строиться в КНР, причем СССР поставлял для них сталь для корпуса, механизмы, электрооборудование, приборы и вооружение. Для оказания технической помощи в постройке и освоении этих ПЛ из ЦКБ-18, ЦКБ-112 и с завода «Красное Сормово» в КНР была направлена группа специалистов, всего около 20 человек.

В КНР китайскими специалистами при участии советских специалистов вся проектная и технологическая документация была переведена на китайский язык. Одновременно силами советских специалистов производилось обучение китайских специалистов теории подводных лодок и ознакомление их с особенностями подводных лодок проекта 613, технологией их постройки и испытаний. Первые три подводные лодки были построены на Шанхайском судостроительном заводе «Дзянань», испытания лодок проводились в Порт-Артуре. В конце 1957 года после завершения испытаний первых трех ПЛ часть советских специалистов возвратилась в СССР. В это время в КНР началась подготовка производства к постройке подводных лодок пр.613 на Учанском судостроительном заводе в г. Ханькоу. Головная ПЛ Учанского завода была направлена на испытания в Порт-Артур в ноябре 1958 года и закончила испытания в январе 1959 года. К этому времени в Порт-Артуре уже находилось около 15 ПЛ постройки Дзянаньского завода.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 613
Водоизмещение нормальное, м 1050
Длина наибольшая, м 76
Ширина наибольшая, м 6,3
Осадка средняя, м 4,55
Запас плавучести, % от нормального водоизмещения 27,6
Глубина погружения предельная, м 200
Глубина погружения рабочая, м 170
Начальная метацентрическая высота в надводном положении, м 0,40
Начальная метацентрическая высота в подводном положении, м 0,23
Команда, чел. 52
Автономность, сут. 30
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч 200
Наибольшая надводная скорость при полном запасе топлива (ок.115 т),уз. 18,25
Дальность плавания экономической надводной скоростью 10 узлов,
при полном запасе топлива, мили 8580
Наибольшая подводная скорость, уз. 13,1
Дальность плавания ею, мили 13,35
Дальность плавания экономической подводной скоростью 1,97 узла, мили 353

Вооружение
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 4
Кормовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт. 2
Запасные торпеды к носовым торпедным аппаратам, шт. 6
Общее количество торпед, шт. 12
Глубина стрельбы, м  до 30
Обеспечена возможность постановки мин типа АМД-1000 из торпедных аппаратов взамен торпед.
Общее количество мин, шт. 22
Автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка калибра 57 мм СМ-24-ЗИФ, компл. 1
Автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка калибра 25 мм 2М-8, компл.  1
ПРИМЕЧАНИЕ: По решению правительства, начиная с 1956 года артиллерийское вооружение стало сниматься с подводных лодок.
Средства навигации, наблюдения и связи
Гирокомпас "Курс-3", компл. 1
Лаг "ГОМ-Ш" (упрощенный), компл. 1
Эхолот НЭЛ-3, компл. 1
Радиопеленгатор РПН-47-03 с совмещенной рамкой, компл. 1
Радиолокационная станция обнаружения надводных целей "Флаг", компл. 1
Радиолокационная станция "Накат" обнаружения и опознавания работающих радиолокаторов противника, компл. 1
ПРИМЕЧАНИЕ: Станция "Накат" на большей части ПЛ устанавливалась не в процессе постройки, а значительно позже, т.к. к времени сдачи лодок ВМФ она еще не была готова.
Ответчик радиолокационной станции опознавания "Факел-МО-1", компл.  1
Гидролокационная станция "Тамир-5Л", компл.  1
Шумопеленгаторная станция "Феникс", компл. 1
Коротковолновый передатчик "Бриз-ИП-2", компл. 1
Коротковолновый передатчик "Дельфин", компл. 1
Ультракоротковолновый приемо-передатчик "Рейд-И", компл. 1
Коротковолновый приемник "Пурга-45", компл. 1
Коротковолновый приемник Р-670, компл. 1
Длинноволновый приемник Р-672, компл. 1
Радиотрансляционная установка МКТУ-Ш, компл. 1
Перископ атаки ПА-7,5М, компл. 1
Перископ зенитный ПЗ-9М, компл. 1

Энергетическая установка
Двигатель 37Д, мощностью 2000 л.с., шт. 2
Гребной электродвигатель ПГ-101 мощностью 1350 л.с., шт. 2
Электродвигатель экономического хода ПГ-103, мощностью 50 л.с.,шт. 2
Аккумуляторная батарея 46 СУ по 112 элементов в группе, число групп 2



 
Кто на сайте
Сейчас 262 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru