Поиск по сайту

Home Военный флот Корабли Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог» (СССР)

PostHeaderIconБольшие десантные корабли проекта 1174 «Носорог» (СССР)


Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог»Большие десантные корабли (БДК) океанской зоны проекта 1174 «Носорог» - уникальная серия из трех кораблей, предназначенных для высадки морских десантов на необорудованном побережье, десантирования техники в составе первого эшелона десанта на побережье с тяжелым рельефом (малым уклоном) грунта в условиях противодействия противника, и переброски морем войск и грузов. В 1963 году в развитие БДК проекта 1171, ЦНИИ ВК ВМФ разработал проект тактико-технического задания на проектирование большого десантного корабля нового типа, специально приспособленного для использования в океанской зоне. ГК ВМФ утвердил ТТЗ в начале 1964 года. Проекту нового БДК присвоили номер 1174, главным конструктором был назначен П.П.Милованов.


Эскизный проект разрабатывался в двух вариантах: без доковой камеры (основной) и с доковой камерой. После завершения разработки эскизного проекта, в конце октября 1964 года, по решению ВМФ и ГКС основным стал вариант с доковой камерой, обеспечивающий значительное увеличение возможностей высадки десанта. Эскизный проект БДК был утвержден 29 октября 1965 года, а скорректированный технический - 14 мая 1968 года. В результате возник уникальный десантный корабль, способный производить высадку подразделений непосредственно на берег или не подходя к нему. Плавающую технику - на воду, неплавающую - с помощью десантно-высадочных плавсредств, личный состав с носимым оружием - на вертолетах. Строительство больших десантных кораблей проекта 1174 производил Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» (г. Калиниград).
 
Головной корабль «Иван Рогов» был заложен 17 сентября 1973 года, спущен на воду 31 мая 1977-го и сдан ВМФ в июне 1978 года. Завершение постройки и проведение испытаний этого БДК обеспечивал главный конструктор Б.М.Пикалкин. По универсальности решения задачи высадки десанта БДК пр. 1174 с доковой камерой и вертолетным вооружением не имел аналогов в практике мирового кораблестроения того времени. Его создание было отмечено Государственной премией 1981 года. До конца 1979-го завод «Янтарь» построил и сдал флоту еще два серийных БДК этого же типа. Второй корабль серии - «Александр Николаев» - в 1982 году, третий - «Митрофан Москаленко» - в 1989-м.
 

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

 
Большой десантный корабль проекта 1174 - это многопалубный корабль океанской зоны длиной 157 м и шириной 23,8 м, с полубаком и развитой кормовой надстройкой. Для вертолетов на верхней палубе есть две взлетно-посадочные площадки и ангар, размещенный в надстройке между ними. В носовой части расположен танковый трюм, в кормовой - заполняемая водой доковая камера. Для погрузки техники с пирса при швартовке кормой, а также для приема в доковую камеру и выгрузки их из нее в транце имеется лацпорт с откидным герметическим закрытием, которое в опущенном положении служит сходней для прохода техники. Перемещение техники по кораблю осуществляется тремя сходнями с гидравлическими приводами.
 
Носовое высадочное устройство включает носовые ворота и выдвижную сходню длиной около 32 м, в походном положении она находится под верхней палубой и выдвигается с помощью гидравлического привода. Корабль оснащен системой приема жидких и твердых грузов в море. Главная энергетическая установка (ГЭУ) - две газотурбинных установки (ГТУ) мощностью до 18 000 л.c., работающих на два гребных винта. ГЭУ размещена эшелонно в двух бортовых отсеках, а вспомогательные механизмы располагаются между ними под стапель-палубой. Источниками электроэнергии служат шесть дизель-генераторов мощностью до 500 кВт. Использование ГТУ потребовало решить проблему агрегатной замены двигателей, однако из-за неудачной общей компоновки корабля этот вопрос до конца так и не был решен.
 
Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог»
В носовой части БДК расположен танковый трюм длиной 54 м, шириной 12 м и высотой около 5 м. В кормовой части расположена доковая камера длиной 75 м, шириной 12 м и высотой около 10 м. Разница по высоте между двумя этими палубами составляет один твиндек. В транце имеется герметичный откидной лацпорт, который в опущенном положении служит для погрузки техники с пирса при швартовке кормой. Лацпорт используется также для приёма и выгрузки плавсредств в доковую камеру. Техника перемещается по кораблю с помощью трёх сходен с гидравлическими приводами. Одна сходня расположена между доковой камерой и танковым трюмом и одновременно в поднятом положении служит переборкой между двумя этими помещениями. Ещё две сходни расположены между верхней и танковой палубами.
 
Большие десантные корабли проекта 1174 «Носорог»
Носовое высадочное устройство состоит из раздвижных носовых ворот и выдвижной сходни длиной 32 метра. В походном положении сходня находится под верхней палубой и выдвигается с помощью гидравлического привода. Корабли проекта могли принимать на борт около 50 танков ПТ-76, или до 80 БТР и БМП, или до 120 автомашин. Личный состав десанта размещался в нескольких кубриках и четырехместных офицерских каютах. Высадка десанта с неплавающей техникой могла осуществляться непосредственно на необорудованное побережье с минимальным уклоном дна 2° - 3°. Для выгрузки неплавающей техники без подхода к берегу в доковую камеру БДК мог принять шесть десантных катеров проекта 1785 или проекта 1176, или три десантных катера на воздушной подушке пр. 1206 «Кальмар», а также новые быстроходные десантные катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна». На корабле могли базироваться четыре транспортно-боевых вертолета Ка-29.
 
Артиллерийское вооружение включает одну 76-мм артустановку АК-726 с РЛС управления «Турель» и четыре шестиствольных 30-мм автоматических пушки АК-630 с РЛС управления «Вымпел». На корабле размещена двухбалочная пусковая установка (ПУ) ЗРК «Оса-М» с боезапасом 20 ракет. Имеются четыре счетверённых ПУ (колонки МТ-4) для ПЗРК. Для огневой поддержки десанта используется одна установка РСЗО А-215 «Град-М».
 

СЛУЖБА КОРАБЛЕЙ ПРОЕКТА

 
БДК «Иван Рогов» в 1978 году был включен в состав Тихоокеанского флота. Затем стал флагманом 37-й отдельной дивизии МДС. В 1996 году был исключен из состава ВМФ и передан для разделки на металл. БДК «Александр Николаев» вступил в строй в конце 1982 года в состав Тихоокеанского флота. В 1997 году выведен в резерв. БДК «Митрофан Москаленко» в марте 1991 года был включен в состав 37-й Дивизии МДС Северного флота. В 1994 году вошел в состав Атлантической эскадры, затем входил в состав Кольской флотилии. Выведен в резерв в 2002 году.
 
Основные характеристики БДК проекта 1174
Экипаж - 239 человек (37 офицеров)
Водоизмещение:
- 11 580 т (нормальное)
- 14 060 т (полное)
Длина 157,5 м (149,9 м по КВЛ)
Ширина 23,8 м (22 м по КВЛ)
Осадка 6,7 м
Двигатели 2 х ГТУ
Мощность 36 000 л.с. (26,4 МВт)
Движитель 2 гребных винта
Скорость хода 20 узлов (37 км/ч)
Дальность плавания 7 500 миль (на 14,5 узлах)
Десантовместимость 50 танков ПТ-76, либо 80 БТР и БМП, либо до 120 машин
Вооружение
Тактическое ударное вооружение 2 х А-215 «Град-М»
Артиллерия 1 х 76-мм АК-726
Зенитная артиллерия 4 х 30-мм АК-630
Ракетное вооружение
- 1 х ПУ ЗРК «Оса-М» (боезапас 20 ракет)
- 4 х ПЗРК «Стрела-3»
Авиационная группа 4 вертолёта Ка-29
 
Кто на сайте
Сейчас 267 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru