Фрегаты проекта 22350 (Россия)
Страница 1 из 2

Закрытый тендер на постройку головного корабля проекта 22350 командование Военно-Морского Флота России предполагало объявить еще в начале 2002 г., а уже в июне 2003 г. в Северном проектно-конструкторском бюро был разработан и вскоре утвержден заказчиком (ВМФ РФ) эскизный проект нового боевого надводного корабля, предназначенного для действий в дальней морской и океанской зонах. Однако строка финансирования данного проекта в соответствующем документе по государственному оборонному заказу по тем или иным причинам все никак не появлялась, а потому данный тендер в конечном итоге был объявлен только лишь в апреле 2005 г. Ну а всего несколькими месяцами спустя, в июне того же года, контр-адмирал Анатолий Шлемов сообщил, что в указанном тендере принимают участие три отечественных судостроительных предприятия: санкт-петербургская «Северная верфь», калининградский Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» и северодвинское ФГУП «Северное машиностроительное предприятие».
Головной корабль новой «адмиральской серии», получивший имя «Адмирал флота Советского Союза Горшков» в честь самого знаменитого отечественного адмирала и главкома флота второй половины XX века - Сергея Георгиевича Горшкова, был заложен на стапеле Судостроительного завода «Северная верфь» 1 февраля 2006 г. В общем, как можно понять, 1 февраля 2006 г. был радостным днем и для моряков, и для корабелов, да и для всей морской общественности России, а потому прогнозы насчет сроков постройки и сдачи головного корабля проекта 22350 были тогда весьма оптимистичными. Однако высокая новизна тех технических и технологических решений, которые были реализованы в новом проекте, а также тот факт, что на корабль устанавливались новейшие, зачастую даже еще не пошедшие в серию, образцы военно-морского вооружения, да и ряд причин иного свойства (о них расскажем чуть ниже) в конечном итоге привели к тому, что постройка фрегата подзатянулась и спущен на воду «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был только 29 октября 2010 г.
Фрегат, или как его классифицируют в соответствии с традиционной отечественной классификацией сторожевой корабль проекта 22350 является боевым надводным кораблем, предназначенным для ведения боевых действий и решения различных задач мирного времени в ближней и дальней морской, а также в океанской зонах. В архитектурно-конструктивном плане данный фрегат относится к кораблям длиннопалубачной конструкции. Кормовая оконечность корабля - транцевая, а двойное дно на нем идет на протяжении большей части корпуса: от носа корабля (носовых отсеков с боезапасом вплоть) до машинного отделения и кормового подзора.

Фрегат проекта 22350 имеет сплошную надстройку, которая выполнена с использованием композиционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон, что позволяет определенным образом снизить уровень вторичного радиолокационного поля корабля посредством поглощения и рассеивания радиоволн. Это элемент так называемой технологии стелс, призванной обеспечить если уж и не полную невидимость боевого корабля для радаров противника, то существенное снижение уровня его заметности в радиолокационном диапазоне. Максимально возможно снижена заметность рассматриваемого корабля и по другим физическим полям. При проектировании корабля широко внедрялись элементы технологии «Stealth», обеспечивающей снижение уровня физических полей и соответственно, заметность корабля в соответствующих диапазонах.
Мореходные качества фрегата проекта 22350 позволяют ему нести службу в любых районах Мирового океана. Но в первую очередь эти корабли предназначены для Северного флота. Обеспечивается это не в последнюю очередь конструктивными особенностями фрегата - форма обводов его корпуса и острый форштевень обеспечиваю этим кораблям хорошие мореходные качества даже в районах Мирового океана с самыми суровыми погодно-климатическими условиями. Следует также отметить, что на фрегате проекта 22350 планировалось применить новые успокоители качки с неубирающимися рулями, что позволит уменьшить объемы занимаемые механизмами управления успокоителями качки. При работающем успокоителе качки должна быть обеспечена возможность применения вооружения и техники без ограничений при условиях волнения моря до 4-5 баллов. Особое внимание при проектировании корабля было уделено вопросам размещения и обитаемости личного состава.

Главная энергетическая установка фрегата проекта 22350 - комбинированного типа, дизель-газотурбинная (схема CODAG - Combined Diesel And Gas), двухвальная. При этом на каждый из гребных винтов фиксированного шага (точнее - на каждый из валопроводов гребного винта) работают один дизельный двигатель и одна высокоэкономичная мощная газовая турбина, которые вместе формируют дизель-газотурбинный агрегат. Первоначально на кораблях данного типа предполагалось устанавливать дизель-газотурбинные агрегаты (ДГТА) М55Р российско-украинского производства. ДГТА М55Р по комплексу характеристик в настоящее время является лучшей силовой установкой из всех, применяемых на надводных кораблях ВМФ РФ и не уступает аналогичным агрегатам, применяемым на кораблях ВМС стран НАТО. Он оснащен современной локальной системой управления, уникальными средствами параметрической и вибродиагностики российской разработки, причем алгоритмы работы диагностических систем ранее на морских объектах отечественной разработки не применялись.
В состав каждого такого агрегата при этом входили:
- одна форсажная газовая турбина М90ФР максимальной мощностью 27500 л.с. (размещается в носовом машинном отделении);
- маршевый дизельный двигатель 10Д49 мощностью 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами (размещается в кормовом машинном отделении);
- редуктор Р055Р который обеспечивает раздельную работу дизеля и турбины;
- система автоматического управления.
- одна форсажная газовая турбина М90ФР максимальной мощностью 27500 л.с. (размещается в носовом машинном отделении);
- маршевый дизельный двигатель 10Д49 мощностью 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами (размещается в кормовом машинном отделении);
- редуктор Р055Р который обеспечивает раздельную работу дизеля и турбины;
- система автоматического управления.
Однако после серьезного кризиса, наступившего в российско-украинских отношениях, Украина не поставила российским корабелам ни одного элемента главной энергоустановки для фрегатов проекта 22350. В такой ситуации российским двигателистам пришлось срочно создавать свой собственный, уже полностью отечественный вариант дизель-газотурбинного агрегата для фрегатов проекта 22350. Занялись этим специалисты рыбинской компании НПО «Сатурн». В конечном итоге 13 февраля 2019 г. на «Северной верфи» получили первые газотурбинные установки производства «ОДК - Сатурн» для фрегатов проекта 22350. Что касается электроэнергетической системы корабля, то она запитывается электроэнергией от четырех дизель-генераторов АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый, которые выпускаются Уральским дизель-моторным заводом (УДМЗ). При этом управление главной энергоустановкой корабля, а также его электроэнергетической системой и общекорабельными системами осуществляется комплексной системой управления техническими средствами, оснащенной системой обмена данными и являющейся элементом интегрированной системы управления кораблем.