Поиск по сайту

Home Военный флот Корабли Бронекатер проекта 192 (СССР)

PostHeaderIconБронекатер проекта 192 (СССР)


Бронекатер проекта 192В 1949 году ЦКБ-19 получило задание на проектирование нового БКА для замены катеров проекта 191М. Проект получил номер 192. Главным конструктором был назначен Ю.Ю.Бенуа. Техническое задание требовало усилить бронирование, улучшить мореходность, изменить компоновку чрезмерно затесненного моторного отсека, перевести электрооборудование на единое напряжение. Творческий поиск конструкторов существенно ограничивался возможностями цеха № 7 Ижорского завода, где строились катера, поэтому, чтобы не ломать годами отработанную технологию и обеспечить непрерывность серийного строительства, конструкцию нового бронекатера максимально унифицировали с предшественником, и он по своим размерам, архитектуре и общему расположению мало чем отличался от прототипа.


От конструкторов требовалось увеличить стойкость броневого экрана, поэтому его толщину довели до 10 мм (против 7 мм на корабле проекта 191М), а угол наклона увеличили до 150° (90° на проекте 191М). Кроме того, за броней экрана был приварен тавровый профиль, увеличивающий жесткость конструкции (на проекте 191М он отсутствовал). Толщина же «основной» брони увеличилась всего на 1 мм и составила 8 мм. Таким образом, экран оказался даже толще «основной» брони, поэтому такую систему защиты уже с полным основанием можно назвать разнесенным бронированием. Броневую защиту траверзов, борта вне цитадели и палубы оставили без изменений. Серьезные изменения претерпело бронирование рубки.
 
В отличие от танка, где командир находится в башне и оттуда наблюдает за обстановкой (а на некоторых типах танков выполняет и функции наводчика) командир бронекатера располагается в боевой рубке, защита которой значительно уступает бронированию башни. Одно удачное попадание в боевую рубку вполне могло вывести катер из строя. Разумеется, полностью забронировать боевую рубку броней толщиной 30-45 мм было невозможно - это резко ухудшило бы остойчивость катера, поэтому приняли довольно оригинальное решение. Бронирование передней стенки имело схему 14 -I- 10 мм, кормовой - 10-1-8 мм. Боковые стенки, а также двери в рубку выполнялись из однослойной брони высокой твердости толщиной 30 мм, крыша имела толщину 10 мм. Бронирование артиллерии осталось без изменений. Общий вес брони составил 14,65 т, то есть 21,8 % от полного водоизмещения. Таким образом, по уровню защиты проект 192 превосходил своего «старшего брата», не говоря уже о бронекатерах ранних проектов.
 
На первый взгляд, настойчивое требование ВМФ улучшить мореходность нового бронекатера при том, что она у предшественников не вызывала до сих пор каких-либо нареканий, может показаться странным. Однако дело в том, что эти корабли планировали использовать как на реках, так и в шхерных районах Балтийского моря или акваториях больших озер и закрытых морей (таких, как Каспийское). Иначе говоря, они должны были продолжить линию развития морских бронекатеров, постройка которых в перспективе не планировалась, так как к ним относились как к «военной необходимости».
 
Бронекатер проекта 192
Однако существенно улучшить мореходность можно было, только увеличив высоту борта в оконечностях, тем самым, устранив характерный «горб». Сделать это при жестко лимитированном водоизмещении, прежнем вооружении и силовой установке было возможным только за счет бронирования, на что конструкторы, естественно, не пошли. В результате БКА проекта 192 получил незначительный подъем палубы в носовой оконечности, кроме того, была усилена общая прочность корпуса за счет утолщения листов днищевой обшивки и увеличения числа продольных связей. Таким образом, прочностные характеристики корпуса должны были обеспечить безопасное плавание без ограничения скорости при состоянии моря до 3 баллов, а на пониженных оборотах двигателя - до 4 баллов.
 
Корпуса двух первых предсерийных катеров проекта 192, как и их предшественников, были изготовлены из стали Ст.3 и броневой стали 2П (в дальнейшем первую планировалось заменить сталью СХЛ-4, а вторую - сталью АК-16). Вооружение осталось практически таким же, только пулеметные башенки 2М-6 заменили более современными 2М-6Т, а на стволе 85-мм пушки установили пламегаситель. Механическая установка также не претерпела существенных изменений. Для улучшения компоновки моторного отсека его длину увеличили на 1 м (с 4500 до 5500 мм).
 
Электрооборудование бронекатера проекта 192 перевели на единое напряжение 24 В. Вместо дизель-генератора ПН-85 (110 В) в моторном отсеке установили два дизель-генератора КГ-5.6 (24 В). По сравнению с используемым на БКА проекта 191М вариантом смешанного питания потребителей напряжением 24В и 110В это обеспечивало уменьшение веса электрооборудования, увеличение живучести системы питания потребителей и упрощение обслуживания электрооборудования. Штурманское и радиотехническое вооружение остались такими же, как у прототипа, за исключением установки аппаратуры опознавания «Факел-МО».
 
Корабль проекта 192 можно по праву считать самым совершенным из всех, когда-либо созданных в Советском Союзе бронекатеров, да и, пожалуй, во всем мире. Проектирование хорошо вооруженного и защищенного корабля в пределах жестко ограниченного водоизмещения свидетельствует об огромном опыте и высочайшей квалификации сотрудников ЦКБ-19, и, прежде всего - главного конструктора отечественных БКА Ю.Ю.Бенуа. К сожалению, судьба катера сложилась неудачно: два проектов 192/1 (зав. № 400) и 192/11 (зав. № 401) были построены и сданы Ижорским заводом в 1951 году, причем их строительство велось параллельно с постройкой серии БКА проекта 191М, которую планировалось закончить в 1952 году, а со следующего года начать строительство новых бронекатеров. Первые катера предназначались для отработки конструкции и незначительно отличались друг от друга. Оба корабля были подвергнуты интенсивным испытаниям в 1951-1952 годах.
 
Мореходные испытания проводились на Черном море в Севастополе. Один из катеров при этом с честью выдержал 4-бальный шторм. По результатам испытаний был составлен перечень замечаний, подлежащих устранению при серийной постройке (всего 73 пункта). Судьбу кораблей проекта 192 решило специальное постановление правительства, которое имело под собой достаточно веские основания. Прежде всего, в начале 1950 года обстановка на границах СССР оказалась самой благоприятной за всю историю государства: «братские страны социализма» и дружественная Финляндия - на Западе, социалистический Китай - на Востоке. В этих условиях дальнейшее строительство большого количества речных кораблей представлялось неоправданной тратой денег.
 
Технические характеристики катера проекта 192
Водоизмещение:
- полное - 64,3 т,
- стандартное - 60,6 т;
главные размерения:
- длина наибольшая - 27,47 м,
- ширина наибольшая - 4,42 м,
- наибольшее углубление - 0,73 м;
бронирование:
- палуба над цитаделью 10 мм,
- пояс цитадели 10 + 8 мм,
- пояс в оконечностях 7 мм,
- траверзы 7 + 7 мм,
- крыша боевой рубки 10 + 8 мм,
- стенки боевой рубки 14+10 мм;
главная энергетическая установка: два дизельных двигателя М-50 суммарной мощностью 2000 л.с.;
скорость хода: полная - 22,8 уз, экономическая — 14,0 уз;
дальность плавания расчетная при полном запасе топлива (4,95 т) экономическим ходом - 610 миль;
вооружение: 1 х 1 85-мм универсальное орудие МК-85 в обеспечении ПУС МБК-191, 2x2 14,5-мм пулемета в башенной установке 2М-6Т-2;
экипаж - 16 человек
 
автор статьи: Апальков Ю.В.
Катера отечественного военного флота
 
Кто на сайте
Сейчас 208 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru