Поиск по сайту

Home Военный флот Корабли Эскадренные миноносцы проекта 956 «Современный» (СССР)

PostHeaderIconЭскадренные миноносцы проекта 956 «Современный» (СССР)


Эскадренные миноносцы проекта 956 «Современный»Эскадренные миноносцы проекта 956 «Современный» до окончания холодной войны несли боевую службу на различных морских театрах в составе ВМФ СССР и России. Возобновившееся в СССР после Второй мировой войны производство эскадренных миноносцев продолжалось недолго. После выпуска самой большой в истории отечественного флота (70 единиц) серии эсминцев проекта 30-бис в середине 1950-х годов в строй начали вступать суда проекта 56 «Спокойный» - последние классические эсминцы с артиллерийско-торпедным вооружением. Однако строительство серии вскоре завершилось. Последние эсминцы проекта 56 заканчивали уже как большие противолодочные (БПК) и большие ракетные корабли (БРК). После этого почти 20 лет корабли класса эскадренных миноносцев в СССР не строили. Да и вообще к 70-м годам XX века этот класс боевых кораблей потерял свои отличительные черты: эсминцы превратились в универсальные эскортные корабли, способные решать широкий круг задач, включая противолодочную и противовоздушную оборону (ПЛО и ПВО) авианосных соединений и корабельных ударных групп.


Первоначально совсем не укладывался в рамки своего класса и будущий корабль проекта 956. Он создавался в соответствии с тактико-техническим заданием как корабль огневой поддержки десанта и получил необычайно мощное по меркам 1970-х годов артиллерийское вооружение. Проект разрабатывался в ленинградском Северном ПКБ (главный конструктор - И.И.Рубис, ведущий конструктор - В.А.Коноплев). Работа над проектом началась с анализа 13 вариантов состава вооружения и выбора типа энергетической установки будущего корабля огневой поддержки десанта. Впрочем, в этом статусе судно пробыло недолго, вскоре его назначение кардинально изменилось. На такое решение сильно повлияла информация о разработке в США проекта многоцелевого эсминца типа «Спрюэнс». Изменение назначения сопровождалось переклассификацией судна из корабля огневой поддержки десанта в эскадренный миноносец. Основной его задачей теперь стала борьба с авианосцами и их эскортом.
 
В результате, как это ни парадоксально, в конце XX века по концепции тактического применения эсминец типа «Современный» мог считаться типичным эсминцем-истребителем, разумеется, на новом техническом уровне. Для атак вражеских кораблей вместо торпед он получил противокорабельные ракеты. Причем эта концепция существенно отличалась от принятой на Западе. Дело в том, что в отличие от многоцелевых «спрюэнсов» советский проект 956 был специализированным ударным кораблем. Из-за перегруженности ударным вооружением (например, масса двух артустановок АК-130 с системой подачи боезапаса составила около 300 т) на «Современном» не осталось места для эффективных средств ПЛО. Они ограничились двумя спаренными торпедными аппаратами и двумя реактивными бомбометами. Не удалось разместить на корабле и мощную гидроакустическую станцию «Полином». Но ударное ракетное оружие было самым современным. «Москит» стала первой в мире сверхзвуковой противокорабельной ракетой, фактически неуязвимой для ПВО. Одновременно с проектом 956 руководство ВМФ СССР решило строить серию судов проекта 1155 (типа «Удалой»), аналогичных по водоизмещению БРК.
 
Эскадренные миноносцы выпускали на Судостроительном заводе №190 им. А. А. Жданова (Северная верфь) с 1975 по 1992 год включительно для ВМФ СССР. Запланированное к постройке число кораблей серии в 1976 году было сокращено с 50 до 32, а в 1988-м было решено ограничиться 20 кораблями. Последние эсминцы типа «Современный» достраивали уже для ВМФ России. После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей была прекращена из-за отсутствия финансирования. Три заложенных, но недостроенных корабля были утилизированы на предприятии ОАО «Северная верфь» в 1995 году В 1997-2000 годах два корпуса были закончены по проекту 956Э (в экспортном исполнении) по заказу Военно-морских сил армии Китая, еще два корабля в 2000-х годах были построены для Китая по модернизированному проекту 956ЭМ.
 
Корабли проекта 956 являются типичными кораблями длиннополубачной конструкции с S-ной седловатостью в носовой части, обеспечивающей незаливаемость палубы, а также обеспечение всех углов обстрела носовой артиллерийской установки. При помощи пятнадцати главных непроницаемых переборок корпус разделён на 16 водонепроницаемых отсеков. На корабле имеется шесть палуб: палуба полубака, верхняя, вторая и третья палубы, первая и вторая платформы (последняя переходит в настил второго дна). Основные корпусные конструкции, а также фундаменты и подкрепления изготовлены из низколегированной стали. В надводной части корпуса в районах наибольшей концентрации напряжений применены стальные листы с повышенным пределом текучести. В корму от кормового машинно-котельного отделения размещены две продольные переборки, обеспечивающие повышенную жёсткость кормовой оконечности. Умеренно развитая надстройка состоит из двух блоков — носового, оканчивающегося башенноподобной фок-мачтой и приземистого кормового блока с дымовой трубой и сдвижным ангаром, на котором установлена грот-мачта.
 
Главная энергетическая установка кораблей проекта 956 состоит из 2 эшелоннорасположенных котлотурбинных агрегатов ГТЗА-674 общей мощностью 100 000 л.с., один из которых расположен в носовом машинном отделении, а другой - в кормовом. Турбозубчатый агрегат оборудован автоматизированной системой управления с регулятором частоты вращения, обеспечивающим поддержание заданной частоты вращения при изменении режимов работы агрегатов. В носовом машинном отделении расположены 2 котла и правая турбина, в кормовом машинном отделении - два котла и левая турбина (гребной вал у неё короче). На кораблях проекта установлен также вспомогательный котёл паропроизводительностью 14 тонн в час. Рулевое устройство состоит из электрогидравлической машины и полубалансирного руля. Двухвальная установка с двумя малошумными винтами фиксированного шага позволяет эскадренным миноносцам проекта развивать полную скорость хода в 32 узла и максимальную скорость, равную 33,4 узлам. При нормальном запасе топлива в 1740 тонн мазута дальность плавания на максимальной скорости достигает 1345 морских миль, а на экономической скорости (18,4 узла) увеличивается до 3920 морских миль. В состав электроэнергетической установки корабля (суммарной мощностью 4900 кВт) входят: два паротурбогенератора АК-18 мощностью 1250 кВт каждый и четыре резервных дизель-генератора общей мощностью 2400 кВт.
 
Экипаж корабля в обычных (небоевых) условиях состоит из 296 человек, в том числе 25 офицеров и 48 мичманов. В военное время экипаж увеличивается до 358 человек. На корабле имеется двадцать две одно- и двухместные каюты для офицеров (на 38 мест), мичманы размещаются в двух- и четырёхместных каютах (всего 48 мест). Все каюты офицерского и мичманского состава имеют одинаковую площадь - 10 м. Командир живёт в жилом блоке, расположенном рядом с блоком флагмана; в распоряжении командира находится каюта и отдельный санузел. Команда размещена в 16 кубриках по 10—25 человек (всего 310 мест). Питание офицеров происходит в «большой кают-компании», которая расположена в надстройке под ходовой рубкой (ГКП), мичманы питаются в «малой кают-компании», находящейся под вертолётной площадкой. Остальная команда питается в трёх столовых, размещённых в смежных отсеках.
 
На кораблях проекта установлены радиолокационные станции освещения воздушной и надводной обстановки сантиметрового диапазона МР-710 «Фрегат» (с 1-го по 3-й корпус), МР-710М-1 «Фрегат-М» (на 4-м и 5-м корпусах) и МР-750 «Фрегат-МА» с дальностью обзора от 2 до 145 км (на всех остальных корпусах). Загоризонтное целеуказание осуществляется на расстоянии до 200 км с помощью системы «Мост», имеющей четырёхдиапазонную пассивную РЛС обнаружения и целеуказания КРС-27, радиотехнической станцией (обрабатывает информацию от авиационного выносного наблюдательного пункта и обеспечивает координатную привязку) и систему обмена информацией (ВЗОИ). В качестве средства целеуказания комплексу противокорабельного вооружения используется комплекс «Минерал», снабжённый как активным радиолокационным каналом с возможностью загоризонтного обнаружению надводных целей, так и пассивным радиолокационным каналом. Имеется также канал приёма целеуказания от вертолётов и самолётов.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 233 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru