Ударный вертолёт EC665 Eurocopter Tiger (Франция-Германия)

Начало созданию вертолета EC665 «Eurocopter Tiger» было положено в 1984 году, когда французские и немецкие военные согласовали требования к новой боевой машине. Поначалу задание, выданное разработчикам, предусматривало создание многоцелевого боевого вертолета. Для реализации этих планов был образован международный консорциум, в который вошли французская вертолетостроительная компания «Аэроспасьяль» и немецкий авиаконцерн «Мессершмитт-Бельков-Блом». Вскоре, однако, выяснилось, что цена программы слишком велика. Оценки показали, что совместная разработка из-за неудачной организации обходится даже дороже, чем если бы Германия и Франция создавали два разных новых вертолета.
В середине 1986 года работы по новой машине остановили. В ноябре 1987-го программа была перезапущена. Теперь конструкторов нацелили на создание нового вертолета, способного прежде всего противостоять советской танковой армаде. Благодаря прежним наработкам в течение двух лет проектирование, а затем и конструирование в основном завершили, и в конце 1989 года было принято решение о постройке пяти летных прототипов. Наконец, усилия разработчиков принесли зримый результат: 27 апреля 1991 года первый прототип нового вертолета впервые оторвался от земли. С самого начала разработки EC665 «Eurocopter Tiger» создатели придерживались взглядов, что лучшая защита для вертолета в бою - это малая заметность. Упор сделали на маневренность, снижение габаритов, уменьшение видимости в ИК и радиолокационном диапазонах.

Фюзеляж приобрел характерные граненые формы, типичные для стелс-техники. Для «обмана» вражеских ракет в состав защиты входят автоматически отстреливаемые тепловые ловушки и радиолокационные отражатели. Корпус в районе кабины защищен броней и способен выдерживать не только огонь автоматического оружия, но даже снарядов калибра до 23 мм. Увеличена живучесть несущего винта, а редуктор может продолжать работать 30 минут в случае повреждения и полной потери масла! Благодаря специально разработанному несущему винту вертолет обладает исключительной маневренностью и даже выполняет петлю Нестерова! 8 состав его вооружения входят и ракеты «воздух - воздух», с которыми он способен вести активный оборонительный бой с самолетами и выступать в роли охотника на вертолеты врага.
Кабина экипажа двухместная с ударопоглощающими бронированными сидениями, расположенными тандемом на разном уровне: пилот впереди, а оператор сзади. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль. Несущий винт четырехлопастный с полужестким креплением лопастей из композиционных материалов. Его конструкция обеспечивает повышенную маневренность на бреющем полете и в экстремальных условиях. Рулевой винт трехлопастный типа "сферифлекс", выполненный из КМ, установлен с правой стороны киля. Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л. Шасси неубирающееся, трехопорное с хвостовым колесом. Его конструкция обеспечивает посадку с вертикальной скоростью 6 м/с.
Вертолёт EC665 Eurocopter Tiger имеет гидравлическую автоматическую систему управления и автостабилизации CSAS (Control and Stability Augmentation System) по каналам тангажа, крена и рыскания, объединенную с автопилотом. Электросистема включает два генератора переменного тока по 20 кВА и пару трансформаторно-выпрямительных блоков (300А/29В), а также аккумуляторные батареи. В состав радиоэлектронного оборудования, общего для всех вариантов вертолета, входят две БЦВМ. Полетная информация для летчика дублируется также обычными приборами. Навигационная подсистема включает в себя доплеровскую РЛС, радиолокационный высотомер, магнитометр, указатели скорости, азимута и сноса. Она обеспечивает автономное определение параметров полета и выдает необходимые данные для CSAS и системы управления оружием.

Вертолет оснащен комбинированной системой оповещения об угрозе, работающей как в лазерном, так и в радиолокационном диапазонах. Для ударов по бронированным целям экипаж располагает обзорной ИК-системой ночного видения у летчика, нашлемными прицелами и индикаторами обстановки, отображающими информацию на лобовом стекле. Надвтулочный прицел для оператора имеет оптический и ИК-каналы с различными зонами обзора. В состав РЭО входит также лазерный дальномер-целеуказатель. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей MTR390 мощностью по 1285 л.с., установленных рядом. Трансмиссия снабжена двухступенчатым редуктором, способным работать без смазки в течение 30 мин, избыточная прочность дает ему возможность противостоять ударам 12,7-мм пуль. Топливная система дублированная, снабжена протектированными баками объемом в 1360 л.
Различия в немецких и французских требованиях к вооружению и оборудованию привели к развитию двух вариантов EC665 «Eurocopter Tiger»: бундесвер получает Tiger UHT (Unterstutzungshubschrauber Tiger), а французская армия - Tiger HAP (Helicoptere d’Appuit et de Protection). Серийный выпуск начался в 2002 году. Tiger HAP - многоцелевой боевой вертолет. Вооружен 30-мм пушкой GIAT на подвижном лафете под фюзеляжем, 8 противотанковыми ракетами AGM-114 «Хеллфайр» или 2 блоками НУРС SNEB калибра 68 мм, еще 2 аналогичными блоками НУРС или 2 ракетами «воздух - воздух» «Mistral». Вместо AGM-114 можно подвесить 2 пушечных 20-мм контейнера. Tiger UHT - многоцелевой боевой вертолет огневой поддержки. Заказано 57 штук.
Французскую 30-мм пушку немцы решили не ставить из-за большой отдачи, но предполагают при необходимости подвешивать контейнеры с 12,7-мм пулеметами. Tiger UHT вооружен 8 противотанковыми ракетами HOT-3 (или PARS 3 LR) или 2 блоками НУРС «Гидра» калибра 70 мм, еще 2 аналогичными блоками НУРС того же калибра и 4 ракетами «воздух - воздух» AIM-92 «Stinger». Вскоре Tiger UHT попал в горячие точки. В июле 2009 года французские машины оказались в Афганистане. В 2011 году несколько французских машин участвовало в военной интервенции в Ливии. В конце 2012 года в Афганистан попали и немецкие Tiger UHT, а всего через месяц, в январе 2013 года, французские вертолеты начали боевые вылеты в Мали.
Технические характеристики Eurocopter Tiger
Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
Длина: 15,8 м
Длина фюзеляжа: 15,0 м (с пушкой)
Диаметр несущего винта: 13,0 м
Диаметр рулевого винта: 2,7 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 4,53 м (с пилонами)
Высота: 4,32 м (с хвостовым винтом)
Масса пустого: 3060 кг
Нормальная взлётная масса: 5100-6000 кг (в зависимости от миссии)
Максимальная взлётная масса: 6000 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ)
Объём топливных баков: 1360 л (+ 2 х 350 л ПТБ)
Силовая установка: 2 х турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390
Мощность двигателей: 2 х 1303 л. с. (2 × 958 кВт (взлётная))
Максимально допустимая скорость: 322 км/ч
Максимальная скорость: 278 км/ч
Крейсерская скорость: 230 км/ч
Практическая дальность: 800 км
Перегоночная дальность: 1280 км (с ПТБ)
Продолжительность полёта: 2 ч 50 мин
с максимальным запасом топлива: 3 ч 25 мин
Практический потолок: 4000 м
Скороподъёмность: 10,7 м/с
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 х 30-мм пушка Giat AM-30781 с боезапасом в 450 выстрелов 30х113 мм
Точки подвески: 4
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: 4 х HOT или 4 х PARS 3 LR или 4 х AGM-114 или 4 х Spike-ER на внутренних узлах
ракеты «воздух-воздух»: по 2 х Mistral или Stinger на внешних узлах
Неуправляемые ракеты: блоки по 22 на внутренних и по 12 ракет на внешних узлах
Дополнительное вооружение: 12,7-мм пулемёты с 250 патронами или ПТБ на внутренних узлах
Экипаж: 2 (пилот и оператор вооружения)
Длина: 15,8 м
Длина фюзеляжа: 15,0 м (с пушкой)
Диаметр несущего винта: 13,0 м
Диаметр рулевого винта: 2,7 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 4,53 м (с пилонами)
Высота: 4,32 м (с хвостовым винтом)
Масса пустого: 3060 кг
Нормальная взлётная масса: 5100-6000 кг (в зависимости от миссии)
Максимальная взлётная масса: 6000 кг
Масса топлива во внутренних баках: 1080 кг (+ 555 кг в ПТБ)
Объём топливных баков: 1360 л (+ 2 х 350 л ПТБ)
Силовая установка: 2 х турбовальных MTU/Turbomeca/Rolls-Royce MTR390
Мощность двигателей: 2 х 1303 л. с. (2 × 958 кВт (взлётная))
Максимально допустимая скорость: 322 км/ч
Максимальная скорость: 278 км/ч
Крейсерская скорость: 230 км/ч
Практическая дальность: 800 км
Перегоночная дальность: 1280 км (с ПТБ)
Продолжительность полёта: 2 ч 50 мин
с максимальным запасом топлива: 3 ч 25 мин
Практический потолок: 4000 м
Скороподъёмность: 10,7 м/с
Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 х 30-мм пушка Giat AM-30781 с боезапасом в 450 выстрелов 30х113 мм
Точки подвески: 4
Управляемые ракеты:
ракеты «воздух-земля»: 4 х HOT или 4 х PARS 3 LR или 4 х AGM-114 или 4 х Spike-ER на внутренних узлах
ракеты «воздух-воздух»: по 2 х Mistral или Stinger на внешних узлах
Неуправляемые ракеты: блоки по 22 на внутренних и по 12 ракет на внешних узлах
Дополнительное вооружение: 12,7-мм пулемёты с 250 патронами или ПТБ на внутренних узлах