Поиск по сайту

Home Военная авиация Вертолёты Боевой вертолет Ка-50 (СССР)

PostHeaderIconБоевой вертолет Ка-50 (СССР)


Боевой вертолет Ка-50Боевой вертолёт Ка-50 (код НАТО — «Hokum») предназначен для огневой поддержки сухопутных войск на поле боя днем и ночью в простых и ограниченно сложных метеоусловиях на предельно малых высотах. Работы по созданию вертолета начались на фирме «Камов» в 1977 г. По замыслу разработчиков, по своим характеристикам он должен был противостоять новому американскому вертолету огневой поддержки АН-64 «Апач», проектирование которого тогда шло полным ходом. Первый полет Ка-50 состоялся в 1982 г.


Компоновка вертолёта Ка-50 - его фюзеляж, хвостовое оперение, убирающееся шасси и относительно большое крыло - приближается к самолетной. Экипаж вертолёта состоит из одного летчика, что привело к высокой степени автоматизации всех систем управления вертолетом и его вооружением. Применение симметричного соосного несущего винта обеспечило простоту управления вертолетом в ручном, а главное, в автоматическом режиме, отличную маневренность, взлет и посадку при ветре любой силы и направления. Такой винт повысил боевую живучесть вертолета, позволил обеспечить компактность силовой передачи и значительно снизить потери мощности двигателей. Кроме этого, наличие соосного винта позволяет применять фигуру пилотажа (так называемую «воронку»), обеспечивающую вертолету сосредоточенный огонь по точечной цели. В то же время постоянное перемещение машины в «воронке» относительно противника по азимуту и углу места чрезвычайно затрудняет прицеливание по ней. Несущие винты имеют по 3 полужесткие лопасти.

Вертолёт Ка-50 способен перемещаться боком (скользить) со скоростью 80 км/ч и назад со скоростью 90 км/ч. Перемена направления движения на противоположное происходит за несколько секунд. Ка-50 — единственный в мире вертолет, который способен в течение 12 часов «висеть» на одном месте.

Основу боевой мощи Ка-50 составляют противотанковые УР «Вихрь» и пушка 2А42. Комбинированная боевая часть сверхзвуковой ракеты «Вихрь» оснащена несколькими взрывателями различного действия, что в сочетании с высокоточной, помехозащищенной (лазерной) системой наведения позволяет одинаково эффективно поражать на дальностях до 10 км как бронированные (до 900 мм с динамической защитой) наземные цели, так и перемещающиеся со скоростью до 800 км/ч воздушные объекты. Ракета имеет высокую скрытность применения: противник узнает об атаке только в момент попадания. Под крылом на четырех точках подвески вооружения могут размещаться до 16 сверхзвуковых ПТУР. до 80 НАР калибра 80 мм. Возможно применение других видов съемного вооружения.

Пилоны для подвески оружия выполнены поворотными в вертикальной плоскости до 10°. При необходимости на всех точках подвески можно расположить топливные баки. При снаряжении оружия большую помощь оказывают встроенные в пилоны электромеханические лебедки. С их помощью можно подвесить боеприпасы массой до 500 кг. Сверхзвуковые ракеты подвешиваются целым блоком, а процесс укладки патронных лент в контейнеры боепитания пушки предельно упрощен и механизирован.

Мощная пушечная установка 2А42 (калибр 30 мм. боекомплект 500 снарядов) имеет возможность индивидуального прицеливания в вертикальной плоскости и по азимуту, селективное питание и переменный темп стрельбы. Это позволило на 30% повысить эффективность поражения воздушных и наземных легкобронированных целей.

Ка-50 оснащен интегральным прицельно-пилотажно-навигационным комплексом для поиска целей и автоматического наведения ПТУР на цель, применения других видов вооружения, решения задач автоматизированного пилотирования и навигации. Оптическая прицельная система (ОПС) осуществляет поиск и автоматическое наведение ПТУР на цель. Применена нашлемная система целеуказания. Для действия в составе группировки боевых вертолетов на Ка-50 имеется аппаратура приема разведданных от различных систем наведения. Эта информация, а также прицельная информация для применения пушки и НАР выводится на ИЛС. Разработанный комплекс мероприятий по повышению боевой живучести вертолета и выживаемости экипажа в бою гарантирует длительное сохранение работоспособности трансмиссии после поражения маслосистемы, высокий уровень противопожарной защиты и др.

Отсутствие рулевого винта с его системами управления и редуктором допускает поражение хвостовой балки без тяжелых последствий, а применение стеклопластиковых лопастей 4-го поколения обеспечило высокую боевую живучесть вертолета при обстреле его из автоматического стрелкового оружия. Силовая конструкция на 35% состоит из композиционных материалов. При поражении пулями и снарядами композиты не обладают вторичным поражающим действием осколков и брызг, присущим металлической обшивке.

Пилот Ка-50 размещается в полностью бронированной и экранированной кабине. Ее общая масса чуть более 300 кг. Она введена в силовую конструкцию фюзеляжа и придает ему дополнительную жесткость. Высокая противоснарядная стойкость брони защищает летчика при попадании в борт кабины нескольких снарядов калибра 20 мм. Компоновка и конструкция кабины не допускают изменения ее внутреннего объема более чем на 10-15% при ударах о землю. Исключено попадание внутрь кабины других агрегатов при разрушении элементов их крепления. Трехопорное шасси с носовой стойкой убирается в полете, что снижает аэродинамическое сопротивление и радиолокационную заметность. Шасси и конструкция фюзеляжа обеспечивают поглощение аварийных перегрузок при падении машины. Особенности размещения топливной системы исключают возможность возникновения пожара после аварийного жесткого приземления вертолета.

Вертолёт оснащен катапультным креслом К-37. Система катапультирования предусматривает аварийное принудительное покидание вертолета летчиком во всем диапазоне высот и скоростей полета с предварительным отстрелом лопастей винтов. Кроме того, пилот может с парашютом покинуть машину, не катапультируясь.

В 1994 г. фирма «Камов» приступила к разработке двухместного всепогодного круглосуточного разведывательно-ударного вертолета Ка-52 «Аллигатор», являющегося модификацией одноместного Ка-50. Ка-52 может взаимодействовать с другими вертолетами в группе и наземным командным пунктом. Вертолет оснащен комплексом средств для обнаружения целей в ночных условиях (тепловизионная система и многофункциональный радиолокационный комплекс) и тремя многофункциональными цветными индикаторами. Первый полет на опытном образце Ка-52 был выполнен 25 июня 1997 г.

Ка-50 — одноместный двухдвигательный вертолет соосной схемы с убирающимся шасси. Основными конструкционными материалами являются алюминиевые сплавы и полимерные композиты, составляющие 36% массы конструкции. Композиционные конструкции (обводообразующие панели, стенки шпангоутов и хвостовой отсек фюзеляжа, консоли крыла, стабилизатора и вертикального оперения, лопасти несущих винтов, крышки люков и пр.) выполнены трехслойными с сотовым заполнителем на металлическом каркасе. Фюзеляж технологическими разъемами разделен на переднюю, заднюю и хвостовую части. Силовой набор фюзеляжа образован шпангоутами, лонжеронами, стрингерами, балками и усилениями проемов. На него навешены панели, образующие внешние обводы.

В передней части фюзеляжа расположены носовой отсек и кабина летчика. В носовом отсеке установлена аппаратура комплекса «Шквал-В» с обтекателем прибора управления в нижней части. Кабина летчика герметизирована, образована разнесенными листами стальной и алюминиевой брони, обеспечивающими защиту от пуль калибром 12,7 мм и осколков снарядов калибром до 23 мм. Дверь и правая створка фонаря снабжены устройством аварийного сброса, верхняя створка при катапультировании откидывается пиротехническим устройством. Переднее и боковые окна выполнены из бронестекла, остекление двери, правой и верхней створок — из оргстекла. Для обзора задней полусферы над верхней створкой установлены зеркала.

Задняя часть фюзеляжа включает отсеки: средний, переднего и заднего топливных баков. Средний отсек является основным силовым элементом фюзеляжа. Здесь размещены два патронных ящика, а на правом борту смонтирована подвижная пушечная установка. На среднем отсеке установлен центроплан с подредукторными балками, оснащенными кронштейнами для крепления двигателей и главного редуктора. К отсеку заднего топливного бака крепятся кронштейны установки промежуточных редукторов, ВСУ и вентилятора, а на его бортах смонтированы основные опоры шасси. В этом отсеке также находится аппаратура прицельно-пилотажно-навигационного комплекса. Над отсеком переднего топливного бака расположен гаргрот с проводкой рулевой системы и элементами гидросистемы.

Крыло обеспечивает разгрузку несущих винтов на больших скоростях полета, подвеску средств поражения и дополнительных топливных баков. На каждой консоли установлено по два пилона подвески. Оперение включает стабилизатор, киль, руль направления с аэродинамической компенсацией и две килевые шайбы. Шасси — трехопорное с носовой опорой. Несущая система состоит из двух соосных трехлопастных винтов и агрегатов управления. Верхний винт при виде сверху вращается по часовой стрелке, нижний — против. Втулки несущих винтов бесшарнирные; лопасти крепятся к ним с помощью торсионов со самосмазывающимися подшипниками. Носок лопасти представляет собой пустотелую балку-лонжерон переменного сечения с промежуточной стенкой. К лонжерону приклеены хвостовые секции с сотовым заполнителем. Лопасти сохраняют работоспособность при поражении снарядами калибром до 20 мм.

Силовая установка состоит из двух двигателей ТВЗ-117ВМА, взлетной мощностью по 2200 л.с., вспомогательной силовой установки АИ-9В, вентилятора охлаждения и систем. ТВЗ-117ВМА — турбовальный двигатель со свободной турбиной, оборудован пылезащитным устройством (ПЗУ) центробежного типа и экранно-выхлопным устройством (ЭВУ). ВСУ служит источником сжатого воздуха для системы запуска маршевых двигателей и турбопривода, обеспечивающего работу вертолетных систем без запуска основных двигателей. Вентилятор системы охлаждения приводится во вращение от задней коробки приводов главного редуктора и служит для охлаждения генераторов и радиаторов двигателей, редукторов, системы кондиционирования.

Топливная система включает два основных фюзеляжных бака, а также четыре дополнительных подвесных. Фюзеляжные баки являются расходными. Из переднего бака топливо подается в левый двигатель, из заднего — в правый и ВСУ. В аварийной ситуации предусмотрено питание каждого двигателя из любого бака. Основные баки мягкие, их днище и стенки на две трети высоты протектированы. Для предотвращения взрыва в случае прострела баки заполнены пенополиуретановым наполнителем.

Трансмиссия включает главный (ВР-80) и два промежуточных (ПВР-800) редуктора и соединительные валы. Промежуточный редуктор установлен на одной оси со свободной турбиной двигателя и связан с главным редуктором соединительным валом. Для раздельного запуска двигателей, полета на одном двигателе или в режиме авторотации главный редуктор оснащен муфтами свободного хода. На главном редукторе имеются передняя и задняя коробки приводов для вертолетных систем и агрегатов и тормоз несущих винтов.

Гидравлическая система состоит из основной и общей. Основная приводит в действие рулевые привода и обеспечивает аварийный выпуск шасси. Общая используется для торможения колес основных опор шасси, уборки-выпуска шасси и управления пушечной установкой, обеспечивает работу рулевых приводов при выходе из строя основной гидросистемы. Гидронасос основной системы установлен на передней коробке приводов, а общей — на задней. Насос общей гидросистемы работает и от ВСУ.

Система управления включает системы продольного, поперечного, путевого управления и управления общим шагом винтов. Проводка управления — механическая, рулевые приводы — гидравлические, объединены в блок рулевых приводов, которые могут работать как в режиме ручного, так и в режиме комбинированного (со стабилизацией от автопилота) управления. В систему управления включены триммерные механизмы и устройство, увеличивающее нагрузку на органы управления при опасном сближении лопастей несущих винтов.

Электросистема использует трехфазный переменный ток 115В/400ГЦ. Генераторы суммарной мощностью 800 кВт расположены на задней коробке приводов. Снабжение постоянным током 27В производится через выпрямительные устройства.

Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-800 «Радиан» является функциональной подсистемой комплекса «Рубикон», обеспечивает автоматизированное пилотирование и навигацию при взаимодействии с другими системами комплекса. В память вычислительной системы может быть введена информация о координатах двух аэродромов, шести промежуточных пунктах маршрута, десяти оперативных целях и четырех ориентирах. Информационный комплекс вертикали и курса (ИКВК) Ц-061К определяет положение вертолета в пространстве, направление полета, измеряет составляющие абсолютного ускорения и вычисляет по ним абсолютную скорость. Основу Ц-061 К составляют гироплатформа и установленные на ней три датчика акселерометра.

Информационный комплекс высотно-скоростных параметров ИКВСП-В1-2 служит для измерения, индикации и выдачи информации о текущих высотно-скоростных параметрах полета. В его состав входят анероидно-мембранные приборы (ПВД, вариометры) и вычислитель. Автоматический планшет ПА-4-3 позволяет индицировать положение вертолета с помощью светового индекса на подвижной полетной карте, а также вводить координаты любой точки с карты. На вертолете установлены: доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-32-28, магнитный измеритель курса КИ-13, радиокомпас АРК-22 и радиовысотомер А-036А.

Прицельный комплекс «Шквал-В» включает телевизионную аппаратуру, сопряженную с лазерным дальномером-целеуказателем и аппаратурой наведения ракет по лазерному лучу. Он снабжен системой стабилизации поля зрения и устройством автоматического сопровождения цели, основанным на принципе запоминания визуального образа цели. Телевизионная аппаратура комплекса имеет углы отклонения линии визирования по азимуту ±35°, по углу места от +15' до -80". Система отображения информации «Ранет» предназначена для индикации прицельной, пилотажной и навигационной информации на ИЛС-31 и телевизионном индикаторе ИТ-23МВ. Нашлемная система целеуказания «Обзор-800» служит для выдачи управляющих сигналов комплексу «Шквал-В», а также ИК-головкам самонаведения ракет «воздух-воздух».

Аппаратура внешнего целеуказания обеспечивает обмен информацией между вертолетами группы (координаты целей, ориентиров и вертолетов группы), а также отображает информацию в виде символов на ИТ-23МВ и выдает на речевой информатор и в систему «Экран» сообщения о необходимости обработки данных целеуказания. В группе может быть до четырех вертолетов, из них один — вертолет-разведчик. Система управления оружием СУО-800М выдает управляющие сигналы на агрегаты авиационного вооружения и информирует летчика о готовности оружия к применению. Помимо боевого, СУО имеет тренажный режим работы. Фотоконтрольный прибор ФКП-ЕУ позволяет регистрировать результаты прицеливания и стрельбы.

Радиосвязное оборудование включает: две УКВ-радиостанции Р-800Л1 для связи с наземными КП и с экипажами летательных аппаратов, УКВ-радиостанцию Р-868 для связи с пунктами управления и подвижными объектами сухопутных войск, аппаратуру телекодовой связи, аппаратуру автоматической передачи информации о местоположении и состоянии вертолета на наземный КП, магнитофон П-503Б, аппаратуру речевого оповещения «Алмаз-УП-48» для выдачи летчику сообщений об аварийных ситуациях в полете. Кроме того, вертолет оборудован автоматическим ответчиком и аппаратурой определения государственной принадлежности.

Система сигнализации включает систему аварийной и уведомляющей сигнализации САС и систему встроенного контроля и предупреждения «Экран». Последняя анализирует сигналы о состоянии систем и агрегатов, осуществляет предполетный и полетный контроль, выдает информацию о выявленных отказах.^ порядке приоритетов на универсальное сигнальное табло (УСТ). Бортовое устройство регистрации полетных данных «Тестер УЗ» серии 3 предназначено для записи информации о работе систем и параметрах полета за последние 3 ч. Регистрируется запись 38 аналоговых и 63 разовых сигналов.

Комплекс обороны включает аппаратуру лазерной разведки Л-140 «Отклик», которая обнаруживает и идентифицирует лазерные средства наведения и дальнометрии противника, выдает речевой сигнал предупреждения летчику, а на специальном табло указывает тип источника облучения и направление на него. Устройство выброса тепловых ловушек и дипольных отражателей УВ-26 включает два контейнера с кассетами патронов калибром 26 мм, размещенных на концах крыла.

Комплекс вооружения. Стрелково-пушечное вооружение состоит из подвижной установки НППУ-80, с 30-мм автоматической пушкой 2А42. При прицеливании с помощью комплекса «Шквал-В» пушка может отклоняться по азимуту на -2°30'...+9', по углу места на +3°30'...-37°. При стрельбе из подвижной пушки прицеливание ведется по ИЛС. Питание пушки ленточное, двухстороннее. Боекомплекг укладывается в два патронных ящика: передний (240 бронебойно-трассирующих снарядов) и задний (230 осколочно-фугасно-зажигательных снарядов), что позволяет выбирать тип боеприпаса при стрельбе. Темп ведения огня регулируемый: быстрый (550-600 выстр./мин) или медленный (350 выстр./мин) с автоматической отсечкой длины очереди (по 20 или 10 снарядов). На внутренние крыльевые пилоны могут быть подвешены контейнеры УПК-23-250 с неподвижными пушками ГШ-23Л калибром 23 мм (боекомплект — 250 патронов). Бомбардировочное вооружение устанавливается на четырех балочных держателях БДЗ-УВ на крыльевых пилонах. Пилоны имеют встроенную систему подъема грузов с ручными лебедками, обеспечивающую подвеску средств поражения и топливных баков массой до 500 кг. Неуправляемое ракетное оружие состоит из четырех блоков Б-8В20А (по 20 ракет С-8 калибром 80 мм с разными боевыми частями) или Б-13Л5 (по 5 ракет С-13 калибром 122 мм). Управляемое ракетное оружие включает до 12 ПТУР 9А4172 «Вихрь» с лазерной системой наведения. УР «Вихрь» запускается с подвижных устройств УПП-800, устанавливаемых на крайних пилонах. Для пуска ракет с горизонтального полета по наземной цели и «встреливания» ПТУР в лазерный луч управления предусмотрено отклонение УПП-800 вниз на угол до 12".

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ка-50
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная в пологом пикировании  350
максимальная в горизонтальном полете 310
крейсерская 270
Потолок, м:
статический 4000
динамический 5500
Вертикальная скороподъемность на высоте 2500 м, м/с 10
Дальность, км:
перегоночная 1200
действия 450
Масса, кг:
максимальная взлетная 10800
нормальная взлетная 9800
пустого вертолета 7700
Максимальная боевая нагрузка, кг 1811
Габариты вертолета, м:
диаметр несущих винтов 14,5
длина с вращающимися винтами 16
размах крыла 7,34
высота 4,93
Двигатель: ГТД ТВЗ-117, л.с. 2 по 2200

 
Кто на сайте
Сейчас 281 гостей онлайн

Зарабатывай в интернете без вложений!!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru