Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Противолодочный самолет Boeing P-8A «Poseidon» (США)

PostHeaderIconПротиволодочный самолет Boeing P-8A «Poseidon» (США)


Противолодочный самолет Boeing P-8A «Poseidon»В 1962 г. на вооружение авиации ВМС США был принят базовый патрульно-противолодочный самолет Lockheed P-3 «Orion», разработанный на основе турбовинтового пассажирского L-188 Electra. Всего построили 757 «Орионов», из которых 107 собрала по лицензии японская компания «Кавасаки». Наиболее совершенным вариантом стал Lockheed P-3C, который и поныне является самым распространенным в мире самолетом своего класса. Кроме того, на базе Lockheed P-3 «Orion» появилось целое семейство специализированных машин, предназначенных для ведения разведки, экологического мониторинга и т.п. Не удивительно, что корпорация «Локхид» превратила этот успех в экспортный хит. Помимо США, P-3 поставлялся еще в 17 стран мира. Но свет американской «звезды» не вечен, и еще в 1989 г ВМС США объявили конкурс на замену «Ориона». Однако из-за обвального сокращения оборонных расходов и снижения угроз на фоне потепления отношений с Советским Союзом он был аннулирован. В 2000 г ситуация изменилась. Растущая мощь флота Китая и «встающая с колен» Россия потребовали выработки адекватного ответа, в том числе и замены ветерана P-3C.


Основными задачами для нового самолета становились: борьба с подводными лодками, наземными и надводными целями, способность к раннему обнаружению угроз и самозащите, а также радиоэлектронное противодействие. В новом конкурсе приняли участие все та же «Локхид» с проектом Orion 21, представлявшим собой радикально переделанный P-3, британская ВАЕ Systems со своим доработанным Nimrod MRA4 и корпорация «Boeing», предложившая самолет Boeing 737 ММА (Multimission Maritime Aircraft) на базе одноименного пассажирского лайнера. В октябре 2002 г британцы вышли из конкурса, поскольку не имели американского партнера для серийного производства, и предложили ряд своих наработок «Boeing». Высокое реноме Lockheed P-3 «Orion» и созданная под него ремонтно-логистическая база давали существенные преимущества «Локхиду». Однако и «Boeing» располагал «тузами» в своей колоде. Во-первых, к работе над проектом компания привлекла целый конгломерат соисполнителей, каждый из которых имел вес в мировом авиастроении и располагал значительным опытом оснащения морских самолетов совершенной «начинкой». Это, прежде всего, корпорации: Raytheon, Northrop Grumman, Spirit Aero Systems и позже уже упомянутая ВАЕ Systems. Во-вторых, «Boeing» сделал акцент на те качества новой машины, которые было невозможно реализовать на платформе Lockheed P-3 «Orion».
 
Безусловно, самолет с ТВД будет потреблять меньше топлива, чем аналогичная по размерности машина с двухконтурными турбореактивными двигателями. Так, при патрулировании на высоте 6000 м Boeing 737 ММА будет расходовать в 1,8 раза больше топлива, чем модернизированный Lockheed P-3 «Orion». В стоимости жизненного цикла самолета, а это более 25 лет эксплуатации и не менее 40000 летных часов, получится огромная разница. При условной цене авиатоплива порядка 1000 USD за тонну выходит более 60 млн. USD на один самолет или величина, сравнимая с четвертой частью его отпускной цены! Какие же особенности должен иметь реактивный самолет, чтобы перекрыть такой экономический «пробой»?
 
Прежде всего, это дополнительные возможности, появляющиеся при повышении скорости патрулирования. На оптимальных режимах работы двигателей Boeing 737 ММА без дозаправки продержится в воздухе 10,5 ч. Это меньше, чем P-3 «Orion», который способен летать почти 16 ч. Однако большая в 1,7 раза крейсерская скорость «Boeing» позволит значительно быстрее «пропахать» огромное морское пространство, оперативнее выйти в зону патрулирования или покинуть ее при возникновении угрозы. Целевая аппаратура нового поколения дает возможность быстрее обрабатывать большой объем поступающей информации и передавать ее в режиме онлайн на наземные и воздушные командные пункты. Следующий важный аспект особенно понятен тем, кто летал на турбовинтовых самолетах. Что более всего утомляет в полете? Правильно, навязчивый, порой до головной боли, шум в салоне и вибрации. И какова реакция оператора спецаппаратуры на изменение боевой обстановки на n-ном часу бесконечного гула в салоне? Безусловно, современные технологии позволяют снизить акустическую нагрузку в кабине. Но все это не идет ни в какое сравнение с условиями работы операторов реактивных самолетов. Да и надежность работы бортового оборудования при меньшем уровне шумов и вибраций существенно выше.
 
Противолодочный самолет Boeing P-8A «Poseidon»
И последнее - габариты фюзеляжа «Boeing» больше, чем у P-3 «Orion». В нем можно без труда разместить практически любое оборудование и системы, а также сделать более комфортным отсек операторов. Вышеназванные аспекты были детально проработаны специалистами флота, и в июле 2004 г ВМС США огласили вердикт о победе предложения «Boeing». 30 марта следующего года самолет получил обозначение P-8A и собственное название «Poseidon». Для ускорения ввода в строй новых машин на ранних «Посейдонах» предполагалась установка части спецоборудования, применяемого на P-3C «Orion», с постепенной заменой на более совершенные системы. 25 апреля 2009 г прототип выполнил первый полет. Второй и третий P-8A «Poseidon» присоединились к испытаниям в начале августа следующего года. Для проведения статических и ресурсных испытаний построили еще два планера. 11 августа 2010 г правительство США одобрило серийное производство. 15 октября того же года P-8A «Poseidon» произвел первый практический сброс серии гидроаккустических буев. А в 2011 г программа самолета «засветилась» в своем первом скандале. В компьютерах управления противообледенительной системой, поставляемой ВАЕ Systems, обнаружились контрафактные элементы китайского производства.
 
Конструктивно Boeing P-8A «Poseidon» является военной версией пассажирского лайнера Boeing 737-800ERX с увеличенной дальностью полета. При этом штатные винглеты, принятые на серии NG, заменены на подобные тем, что используются на дальнемагистральных «Boeing» 767-400ER. На каждой консоли крыла самолета размещено по два пилона для подвески самого различного вооружения. В том числе средств нападения: управляемых ракет (УР) класса «воздух-корабль» AGM-84K Harpoon и «воздух-земля» AGM-65 Maverick, корректируемых авиабомб SLAM-ER, противолодочных торпед Мк.54. Средства защиты включают УР класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder и средней дальности AIM-120 AMRAAM с радиолокационным наведением, которые говорят о способности P-8A «Poseidon» вступить в дуэль даже с истребителями.
 
Типовой состав экипажа P-8A «Poseidon» состоит из 9 человек: три пилота (один из них -сменный), бортинженер и пять операторов. Фюзеляж P-8A «Poseidon» конструктивно делится на верхнюю и нижнюю части. В верхней расположены: кабина пилотов, отсек для отдыха сменного экипажа, стеллажи электрооборудования, за которыми слева и справа организованы рабочие места наблюдателей. Следом, вплоть до первого лонжерона крыла, вдоль левого борта установлены пять рабочих станций операторов. По правому борту той же зоны - отсек отдыха операторов и компьютерные стеллажи. Далее следуют: отсек спецоборудования, зона планирования полета, стеллажи с гидроакустическими буями и револьверные пневмоуправляемые установки для их сброса. Завершает верхнюю часть отсек компьютерного оборудования, буфет и санузел.


 
Кто на сайте
Сейчас 196 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru