Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Реактивный гидросамолёт Р-1 (изделие «Р») (СССР)

PostHeaderIconРеактивный гидросамолёт Р-1 (изделие «Р») (СССР)


Реактивный гидросамолёт Р-1 (изделие «Р»)12 июня 1948 г вышло Постановление СМ СССР за №2061-803сс о создании реактивного гидросамолета. Эта машина, получившая в ОКБ обозначение «Р» должна была иметь два двигателя РД-45 (лицензионный вариант английского ТРД «Нин» максимальную скорость 750-800 км/ч на высоте 5000 м, техническую дальность полета 2000 км, практический потолок 12 000 м. Основное назначение изделия «Р» определялось как морской разведчик, который мог бы использоваться и в качестве бомбардировщика, беря в перегрузку до 1000 кг бомб. По максимальной скорости самолет «Р» не уступал основным на тот период американским палубным реактивным истребителям FH1 «Phantom» и F9F «Panter» не говоря уже о поршневом F8F «Bearcat». А вот дальность полета из-за «прожорливости» первых реактивных двигателей была явно недостаточна для морского разведчика. Однако, сообразуясь с мнением И. В.Сталина, что «Воевать будем не у берегов Америки!» следовало заботиться прежде всего о прочной обороне морских рубежей СССР а для этого тактических возможностей первенца реактивного гидроавиастроения хватало.


В окончательном варианте первая советская реактивная летающая лодка, получившая индекс Р-1 имела взлетную массу 17000 кг и оснащалась двумя ТРД типа ВК-1 с тягой на взлетном режиме по 2700 кг Двигатели размещались на стыках консолей с центропланом. Для удобства эксплуатации на земле и на плаву обечайки воздухозаборников и боковые крышки капотов сделали откидными. В открытом положении они служили в качестве площадок для работы на двигателях. На гондолах предусмотрели возможность подвески стартовых ускорителей.
 
В ноябре 1951 г первый прототип Р-1 был закончен постройкой и передан на заводские летные испытания на гидробазу ОКБ в Таганроге. Пилотировать его должен был летчик-испытатель НИИ-15 ВМС полковник И.М.Сухомлин. 22 ноября начались пробежки и сначала ничто не предвещало неприятностей. Обычно самолет выпускали в первый полет после пробежек на скоростях до 0,7 взлетной. В этом диапазоне скоростей Р-1 вел себя нормально, но когда решили выполнить пробежку на скорости, равной 0,8 взлетной свыше 165 км/ч) начались продольные колебания такой силы, что самолет выбрасывало из воды. Один раз машина чуть не встала на хвост, и только мгновенная реакция летчика предотвратила катастрофу. К сожалению, принятые меры не дали никакого эффекта. С началом ледостава на Азовском море 7 декабря испытания были прерваны до весны 1952 г.
 
30 мая 1952 г. летчик-испытатель И М Сухомлин и бортмеханик С. И. Кондратенко совершили на Р-1 первый полет В воздухе на скорости свыше 370 км/ч возникла тряска хвостовой части, а на посадке лодка сделала три небольших «барса» («барсы» - самопроизвольные кратковременные отрывы гидросамолета от воды). Успех был налицо - первый отечественный реактивный гидросамолет мог взлетать и садиться, но это не означало, что гидродинамический барьер неустойчивости остался позади. На борьбу с бафтингом и «барсами» специалисты ОКБ вместе с специалистами ЦАГИ затратили все лето 1952 г. Во время интенсивных испытательных полетов опробовались различные варианты обводов лодки, хвостовой части самолета и конфигурация взлетно-посадочной механизации.
 
После завершения испытаний Р-1 использовался в качестве летающей лаборатории и учебно-тренировочного, пока в одном из тренировочных полетов в феврале 1956 г летчик-испытатель М. Власенко не совершил аварийную посадку в Геленджикской бухте с выбросом машины на отмель. Восстанавливать самолет после этого не стали, и он по крайней мере до 1959 г стоял на испытательной базе в Геленджике. Параллельно с доводкой Р-1 шли работы по второму варианту летающей лодки «Р» - Р-2, макет которой был предъявлен заказчику 30 июля 1952 г Фактически это был макет носовой части, так как крьшо, хвостовое оперение и остальная часть лодки были такими же, как у Р-1.
 
Реактивный гидросамолёт Р-1 (изделие «Р»)
Реактивный гидросамолёт Р-1 представлял собой цельнометаллический двухдвигательный свободнонесущий высокоплан с крылом типа «чайка» двумя убирающимися в полете подкрыльевыми поплавками и однокилевым вертикальным оперением. Экипаж самолета состоял из трех человек - летчика, штурмана и стрелка-радиста. Фюзеляж - двухреданная лодка с килеватым днищем, первый редан треугольной формы в плане, второй редан - заостренный, обтекаемой формы. Лодка разделялась водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков, непотопляемость гарантировалась при затоплении любых двух отсеков. В переборках имелись герметизируемые в закрытом положении двери. В передней части лодки располагались кабины летчика и штурмана, для входа в которые справа в носовой части предусматривалась дверь. В задней части лодки - кабина стрелка-радиста, дверь для входа в нее располагалась слева в хвостовой части. Для обзора задней полусферы в районе рабочего места стрелка-радиста с левого и правого борта кормовой части лодки размещались два блистера.
 
Отсеки с кабинами экипажа герметичные, микроклимат в гермокабинах обеспечивался системой кондиционирования. Воздух для системы кондиционирования кабин отбирался от компрессоров двигателей. Рабочие места экипажа, кроме того, оборудовались кислородной системой. Сидения штурмана и летчика - катапультируемые. Для покидания самолета на палубе лодки предусматривались сбрасываемые крышка люка штурмана и фонарь кабины летчика. Стрелок-радист покидал машину через аварийный люк в корме. Перед нее стекло фонаря летчика имело электрообогрев.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 374 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru