Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Палубный истребитель McDonnell FH-1 «Phantom» (США)

PostHeaderIconПалубный истребитель McDonnell FH-1 «Phantom» (США)


Согласно паспортным данным, ТРД 19ХВ-2В имел максимальную тягу 725 кг (при 17 000 об./мин) и номинальную 590 кг (при 15 600 об./мин). Но первые его экземпляры, мало того, что отличались низкой надежностью, так ещё и сильно недотягивали до паспортных параметров, развивая 615 кг на максимуме и 530 кг на номинале. Тем не менее, самолет признали пригодным для начала летных испытаний, и 26 января 1945 г. летчик-испытатель Эдвин У. Бёрк выполнил на XFD-1 первый полет. В тот же день он поднялся в воздух и во второй раз, налетав на новой машине в общей сложности 49 минут. Однако в дальнейшем испытания часто приходилось прерывать из-за поломок ТРД. До апреля первый прототип смог выполнить всего девять полетов общей продолжительностью 5 часов. Несмотря на проблемы с двигателями, общее впечатление от самолета было вполне положительное. XFD-1 смог показать максимальную скорость 784 км/ч и весьма высокую начальную скороподъемность - 25 м/с.
 
7 марта 1945 г., вскоре после начала испытаний первого прототипа XFD-1, Бюро аэронавтики подписало с фирмой «McDonnell Aircraft» контракт на поставку 100 серийных истребителей FD-1 Phantom (номера 111749-111848). Однако послевоенное сокращение не пощадило в числе многих других и эту программу. Заказ сократили до 30 единиц, а, кроме того. Бюро аэронавтики отказалось от планировавшегося создания ночного истребителя FD-1N и модификации FD-2 с более мощными двигателями. Правда, вскоре решение пересмотрели, увеличив число заказанных «Phantom» до 60 - этого должно было хватить на перевооружение двух эскадрилий (с учетом выделения части машин в резерв и испытательные центры).
 
Палубный истребитель McDonnell FH-1 «Phantom»
Серийные FD-1 «Phantom» несколько отличались от прототипов. Они комплектовались серийными ТРД «Westinghouse» J30-WE-20 либо их аналогами J30-P-20, выпускавшимися по лицензии фирмой «Пратт энд Уитни» (обе фирмы выпустили 261 двигатель этого типа). Запас топлива в трех фюзеляжных баках увеличили до 1419 л. Под фюзеляжем можно было подвесить дополнительный бак характерной «приплюснутой» формы, разработанный специально для FD-1 «Phantom» (он существовал в двух вариантах - емкостью 719 или 1117 л). В отличие от прототипов, весь период испытаний летавших без вооружения, серийные самолеты получили предусмотренные проектом четыре 12,7-мм пулемета (правда, с уменьшенным до 325 патронов на ствол боекомплектом). Под внешними частями крыла можно было установить узлы для подвески восьми 127-мм НАР HVAR, но в строевых частях это вооружение применялось крайне редко.
 
Носовая часть фюзеляжа была удлинена примерно на полметра. Козырек фонаря кабины переделали, установив бронестекло как его интегральную часть. Кроме того, начиная с четвертой серийной машины самолеты получили воздушные тормоза - вертикальные пластины, выдвигающиеся из верхней и нижней поверхности внешних частей крыла. Поскольку процедура катапультного старта поначалу считалась весьма сложной и трудоемкой, серийные «Фантомы» имели возможность подвески под хвостовой частью фюзеляжа ракетных ускорителей, сокращающих разбег по палубе - двигателей «Аэроджет» 14AS-1000D5 тягой по 454 кг со временем работы 14 секунд. Однако практика впоследствии показала, что паровые катапульты являются вполне эффективными и достаточно простыми в эксплуатации, и потребность в применении ракетных ускорителей отпала.
 
В результате всех внесенных изменений серийные FD-1 «Phantom» оказались гораздо тяжелее прототипов XFD-1: масса пустого самолета была больше на 600 кг, а максимальная взлетная - даже на 1100 кг. Однако благодаря более мощным ТРД летные характеристики улучшились: серийные самолеты могли разогнаться до 505 миль в час (813 км/ч). Тем самым, «Фантом» стал первым самолетом ВМС США, преодолевшим барьер скорости 500 миль в час. Благодаря большему запасу топлива возросла и дальность полета, Её можно было ещё увеличить, выключив в полете на экономичном режиме один из ТРД. Производство относительно небольшой партии «Фантомов» растянулось на довольно продолжительное время: первый самолет был облетан 28 октября 1946 г., а последняя машина принята заказчиком 29 мая 1948 г. В ходе серийного производства 21 августа 1947 г. пришлось сменить обозначение с FD-1 на FH-1. Дело в том, что фирма «Дуглас» после длительного перерыва возобновила поставки самолетов для флота, и Бюро аэронавтики решило вернуть ей букву «D», отведя для «McDonnell» букву «Н». Первой и единственной эскадрильей палубной авиации, вооруженной истребителями FH-1 «Phantom» стала VF-17A. Часть, возглавляемая коммандером Ральфом А. Фуоссом, базировалась на авиабазе Куонсент Пойнт (шт. Род-Айленд) и входила в состав CAG-17 - 17-й палубной авиагруппы.
 
FH-1 «Phantom» являлся типичным представителем раннего поколения реактивных самолетов - кроме силовой установки, он практически ничем не отличался от своих поршневых предшественников. Несмотря на не особо высокие летные данные, «Фантом» был вполне удачной машиной - летчикам и техперсоналу он нравился за легкость пилотирования и простоту в обслуживании. Хотя карьера FH-1 была достаточно короткой, он вошел в историю как первый реактивный истребитель палубной авиации ВМС и авиации Корпуса морской пехоты, а также первый серийный самолет фирмы «McDonnell Aircraft».
 
Технические характеристики McDonnell FH-1 Phantom
Экипаж: 1 человек
Длина: 11,35 м
Размах крыла: 12,42 м
Высота: 4,32 м
Масса пустого: 3031 кг
Масса снаряжённого: 4552 кг
Масса максимальная взлётная: 5469 кг
Ёмкость внутренних топливных баков: 1420 л
Двигатели: 2 х Westinghouse J30-WE-20 turbojets
Максимальная скорость у земли: 771 км/ч
Крейсерская скорость: 399 км/ч
Дальность полёта: 1120 км
Перегоночная дальность (с ПТБ): 1580 км
Практический потолок: 12 525 м
Скороподъёмность: 21,5 м/с (1289 м/мин)
Удельная нагрузка на крыло: 178 кг/м
Тяговооружённость: 0,32
Вооружение - Пулемёты: 4х12,7 мм
 
авторы статьи: И. Холмских
первоисточник: журнал «Арсенал Коллекция» 2016 г. №09


 
Кто на сайте
Сейчас 199 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru