Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Разведывательный БПЛА EADS Harfang (Франция)

PostHeaderIconРазведывательный БПЛА EADS Harfang (Франция)


Разведывательный БПЛА EADS HarfangБеспилотный летательный аппарат EADS «Harfang», названный «в честь» белой, или полярной совы, представляет собой модифицированный под французские требования БЛА типа «Heron», разработанный израильской компанией IAI. Он относится к классу MALE (Medium Altitude, Long Endurance) - средневысотный, большой продолжительности полета. Главной внешней отличительной особенностью французского варианта является носовая бульбовидная часть фюзеляжа, в которой размещается антенна спутниковой системы связи. Хотя позже израильская компания представила на международных выставках вариант БЛА типа «Heron» в конфигурации, близкой к БЛА типа «Harfang» (с носовым бульбовидным обтекателем антенны спутниковой связи и пр.).


Прототип БЛА EADS Harfang под названием «Eagle» (зачастую также употребляют обозначение «Eagle 0») представили широкому кругу специалистов на международной аэрокосмической выставке в Ле-Бурже в июне 1999 г., и почти сразу к нему проявило интерес командование ВС Франции. Первый полет он выполнил в 1998 г. Аппарат был оснащен: поршневым двигателем Rotax 914, антиобледенительной системой, бортовой РЛС с синтезированной апертурой антенны, оптико-электронным комплексом наблюдения и разведки израильской компании «Taman» (входит в состав IAI), работающей в частотном диапазоне С (4 ГГц) системой обмена данными производства израильской компании «Tadiran Spectralink Ltd» с дальностью действия 250 км, радиосистемой удаленного взлета и посадки (по командам оператора) и системой управления полетом БЛА только в зоне прямой видимости и пр. Системы спутниковой связи у него не было, а потому характерный бульбовидный обтекатель в носовой части отсутствовал.
 
8 июне 2002 г. шведское Агентство по оборонным закупкам (FMV) проводило оценочные испытания этого БЛА в качестве составной части более обширной программы разработки сетецентричной системы сбора, обработки и распределения различных данных. Аппарат оснащался системой госопознавания VDL Mode 4 разработки Космической корпорации Швеции (Swedish Space Corporation), оптико-электронным комплексом разведки и наблюдения с оптическим и инфракрасным каналами, а также РЛС с синтезированной апертурой антенны, гражданским ответчиком (транспондером) и аппаратурой изучения атмосферы. Всего с авиабазы Кируна, расположенной около Полярного круга, выполнили пять полетов, причем передача видеоданных осуществлялась посредством защищенной линии связи одновременно как на авиабазу, так и в Стокгольм.
 
В сентябре 2005 г. Министерство обороны Великобритании в рамках экспериментальной программы по изучению возможности закупки единого беспилотного летательного аппарата (Joint UAV Experimentation Programme, или JUEP) взяло в аренду для проведения оценочных испытаний один модифицированный БЛА типа «Eagle» (ZJ989) - без бульбовидного обтекателя в носовой части, но оснащенный РЛС с синтезированной апертурой антенны, оптико-электронным комплексом разведки и наблюдения, а также радиолинией обмена данными. С 7 по 21 октября 2003 г на авиабазе канадских ВВС в Саффилде (провинция Альберта) специалисты учебного подразделения сухопутных войск Великобритании и группа реализации программы JUEP осуществили 12 полетов данного БЛА общей продолжительностью 73 ч.
 
В 2001 г генеральная делегация по вооружению МО Франции (Delegation Generale pour I'Armament, или DGA) объявила тендер на оснащение вооруженных сил Франции современными беспилотниками класса MALE. Наиболее выгодные позиции на тот момент
были у франко-израильского проекта, предусматривавшего поставку аппаратов типа «Eagle»: их планировалось собирать в Израиле и дорабатывать под нужды заказчика во Франции. После длительных переговоров и разработки проекта модернизации БЛА при участии концерна EADS был подписан контракт на поставку французским ВВС партии из четырех беспилотных летательных аппаратов «Eagle 1» («Harfang»). Эта программа известна как «EAGLE/ SIDM», где последняя аббревиатура означает «Systeme Interimaire de Drone MALE», что можно перевести как «промежуточная беспилотная авиационная система класса MALE».
 
БЛА EADS Harfang выполнен по двухбалочной схеме. Крыло - прямое, высокорасположенное, с большим относительным удлинением. Оно оснащено закрылками и антиобледенительной системой. Хвостовое оперение - двухкилевое, с рулями направления, расположенными на килях, и двухсекционным рулем высоты, находящимся на горизонтальном стабилизаторе, соединяющем кили. В фюзеляже размещаются: вся целевая нагрузка, системы управления, связи и обмена данными, элементы силовой установки и запас топлива. В передней части фюзеляж имеет характерную изогнуто-приподнятую бульбовидную форму, где под радиопрозрачным обтекателем находятся антенны систем связи, управления и обмена данными; под носовой частью фюзеляжа на стабилизированной платформе располагается блок аппаратуры оптико-электронной/тепловизионной поисковой системы и лазерный дальномер. Антенна бортовой РЛС находится в радиопрозрачном обтекателе, который смонтирован под центральной частью фюзеляжа. В верхней части фюзеляжа имеется мачта с антенной системы связи.
 
Разведывательный БПЛА EADS Harfang
Шасси - колесное, трехстоечное, убирающееся; оно позволяет эксплуатировать БЛА только с подготовленных ВПП. Силовая установка - двигатель Rotax 914F с турбонаддувом мощностью 115 л.с. (86 кВт) при 5800 об./мин, который приводит во вращение двухлопастный толкающий воздушный винт, расположенный в хвостовой части фюзеляжа. Управление БЛА EADS Harfang и его целевой нагрузкой осуществляется операторами с автоматизированных рабочих мест (АРМ) наземной станции управления, либо в автономном режиме по заранее разработанной программе-сценарию. Бортовая система управления включает инерциальный блок и аппаратуру глобальной космической радионавигационной системы, а также вычислительный блок. Беспилотная авиационная система (комплекс) на базе БЛА типа EADS Harfang состоит из трех беспилотных летательных аппаратов, двух наземных станций управления и средств обеспечения. Каждая наземная станция управления включает четыре АРМ:
- М-1 - модуль планирования полетного задания (на базе аналогичного модуля для самолетов «Мираж» 2000);
- М-2 - модуль управления БЛА; в основном используется на взлете и посадке, остальная часть полета проходит в автоматическом режиме, хотя современная система управления взлетом и посадкой разработки компании «Малат», установленная на БЛА, позволяет выполнять взлет и посадку также в автоматическом режиме;
- М-5 - пост целевой нагрузки, представляющий собой модуль получения данных от аппаратуры наблюдения и разведки;
- М-4 - разведывательный модуль, в котором аккумулируется вся «чувствительная» информация, получаемая с помощью целевой аппаратуры беспилотника. Здесь располагается специалист по разведке; другие члены боевого расчета доступа к данному модулю не имеют.
 
Управление на дистанции прямой видимости (порядка 150-200 км) осуществляется по радио, затем по спутниковой системе связи, построенной на базе геостационарных спутников. Процесс управления аппаратом при минимальном боевом расчете в составе трех человек выглядит следующим образом. Оператор (или пилот, как его часто называют военные) находится на рабочем месте в наземной станции управления. Перед ним расположен дисплей, на который выводятся данные с видеокамеры, установленной на правом вертикальном стабилизаторе хвостового оперения БЛА и позволяющей в любое время суток наблюдать за поведением аппарата на взлете (посадке) и в полете, а также получать общую информацию об окружающей обстановке. Оператор с помощью джойстика выруливает беспилотник на стартовую позицию на взлетно-посадочной полосе, после чего в автоматическом режиме выполняется взлет В процессе полета оператор осуществляет контроль за поведением БЛА. Во время выполнения посадки он с помощью джойстика заводит беспилотник на глиссаду посадки, после чего все процессы опять-таки выполняются автоматически. Второй номер боевого расчета (оператор целевой нагрузки) осуществляет управление комплексом бортовой целевой радиоэлектронной аппаратуры, а третий номер расчета (специалист по разведке) находится за АРМ типа М-4 и решает свои специальные задачи.
 
По результатам эксплуатации БЛА типа EADS Harfang в Афганистане было установлено, что для обеспечения полетного задания продолжительностью 20-24 ч требуется девять человек, которые работают посменно: четыре пилота-оператора, два специалиста по разведке, два специалиста по дешифровке фотоснимков и изображений РЛС с синтезированной апертурой антенны, а также один специалист-координатор, сводящий поступающую от БЛА информацию с остальной информацией по данному ТВД. Работоспособность всей системы на аэродроме базирования обеспечивают в этом случае 15 технических специалистов -инженеров, электронщиков и программистов. Перед взлетом беспилотника они проводят его полную проверку, приводят в рабочее положение спутниковую линию связи и выполняют другие необходимые операции, после чего уже передают контроль непосредственно оператору.
 
БЛА EADS Harfang является сугубо разведывательным аппаратом и не имеет никакого вооружения. Он несет следующую целевую нагрузку:
- РЛС с синтезированной апертурой антенны EL-M-2055 компании «Elta»; она имеет разрешающую способность менее 1 м и встроенный индикатор движущихся целей, обеспечивающий соответствующий режим работы бортовой РЛС;
- оптико-электронную/тепловизионную поисковую систему (WAS/SPOT) компании «Taman» с оптическим и инфракрасным каналами (MOSPEO/IR);
- лазерный дальномер-целеуказатель (стандарт НАТО Stanag 5875);
- панорамную камеру;
- систему спутниковой связи рабочего диапазона Ки;
- систему радиосвязи для работы на дальность прямой видимости;
- радиовысотомер и лазерный трекер;
- аппаратуру систем государственного опознавания «свой-чужой» и управления воздушным движением (АТС Voice), позволяющую передавать данные со скоростью 8 Мб/с.
 
Кроме того, на БЛА EADS Harfang установлена специализированная система ROVER (Remote Operations Video Enhanced Receiver) для передачи видеоданных в реальном масштабе времени на наземные командные пункты и на иные потребители. Первый полет БЛА EADS Harfang в указанной конфигурации, позволяющей накапливать до 12 ч видеоинформации и значительный массив другой информации, передавая ее в реальном масштабе времени на дальность до 1000 км, совершил в Афганистане 4 марта 2010 г, поскольку первоначально аппараты поставлялись с менее внушительным составом бортового радиоэлектронного оборудования. Закупочная стоимость одного БЛА EADS Harfang сегодня составляет 54 млн евро. Эти беспилотники стоят на вооружении только одного подразделения ВВС Франции - эскадрильи 1/33 «Бельфор» (ED 1/53 Belfort).
 
Технические характеристики
Длина: 9,3 м
Размах крыла: 16,6 м
Масса пустого: 657 кг
Максимальная взлётная масса: 1250 кг
Силовая установка: 1 х Rotax 914F
Мощность двигателей: 1 х 115 л. с. (взлётная)
Максимальная скорость: 207 км/ч
Практическая дальность: 1000 км
Практический потолок: 7600 м
Боевая нагрузка: 250 кг
 
по материалам статьи - автор : В.Щербаков
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2017 г. №03
 
Кто на сайте
Сейчас 246 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru