Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Палубный штурмовик Etendard IVM (Франция)

PostHeaderIconПалубный штурмовик Etendard IVM (Франция)


Палубный штурмовик Etendard IVMСудьбу Etendard спасли предусмотрительность и интуиция его главного создателя - М. Дассо. Не только выдающийся конструктор, но и видный политик, Дассо еще до начала испытаний в рамках конкурса LWTSF сумел «пробить» у военных заказ на семь опытных Etendard. По всей вероятности, он воспользовался интересом со стороны ВМС Франции. 19 декабря 1956 г. компании «Дассо» выдали заказ на разработку, постройку и испытания одного образца палубного истребителя Etendard IVM. В начале 1957 г. на выбывший из программы LWTSF Etendard IV-01 установили новейший французский двигатель ATAR 08, обладавший довольно большой максимальной тягой (4200 кгс, в дальнейшем - 4400 кгс). С этим ТРД самолет показали на авиасалоне в Ле Бурже, где он пользовался большим вниманием у посетителей.


В том же году Etendard IV-01 совершил рекламное турне, облетев практически всю Францию и демонстрируя свои прекрасные взлетно-посадочные характеристики на грунтовых аэродромах. Новая машина буквально очаровала командование французского флота. 16 мая 1958 г. взлетел первый из опытных Etendard, оборудованных для эксплуатации с палубы. Его летные испытания начал Ж.М. Саже. В конструкцию этого самолета внесли ряд изменений, связанных с морской спецификой. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик решили немного увеличить площадь крыла и применить более эффективные закрылки. Концевые части крыла выполнили складывающимися, что уменьшало место, занимаемое на палубе. Конструкторы предусмотрели замки для крепления самолета к челноку корабельной катапульты, а также тормозной гак. Кроме того, машина получила топливоприемник для дозаправки в воздухе по схеме «шланг - конус» и радиодальномер. Очертания фюзеляжа изменили в соответствии с «правилом площадей».
 
Чтобы ускорить испытания и отработку палубного варианта, строительство опытных образцов решили разделить на несколько этапов. На первом готовили всего один самолет, который предназначался для доводки силовой установки и снятия летных характеристик. Он не имел вооружения, штанги дозаправки и части оборудования. Для испытаний на авианосце усилили шасси, установили тормозной гак и замки для крепления к катапульте. Первый опытный образец второго этапа - Etendard IVM-02 - получил все отсутствовавшее на IVM-01 оборудование, за исключением управляемого вооружения. В носовой части фюзеляжа установили радиолокационный дальномер «Аида» 2. Он сопрягался с бортовым аналоговым вычислителем, выдававшим корректировочные сигналы на автоматический прицел. Это позволило приступить к испытаниям неуправляемого вооружения, для размещения которого под крылом монтировались два пилона.
 
Под Etendard IVM-02 могли подвешиваться две бомбы калибром до 400 кг, или блоки НАР Матра LR60, или LR150 с шестью или восемнадцатью 68-мм ракетами соответственно. Два 30-мм орудия DEFA-552 с боекомплектом по 122 патрона на ствол монтировались на едином легкосъемном лафете под воздухозаборниками двигателей. Etendard IVM-03 отличался от двух предшествующих машин более мощным (5100 кгс), но и более тяжелым английским двигателем Роллс-Ройс «Эйвон» Мк.51. Этот вариант, который называли также Etendard IVB, считался запасным. Кроме того, рассматривалась возможность поставки Etendard флотам Индии и Австралии, располагавшим еще меньшими, чем «Клемансо», авианосцами «Викрант» и «Мельбурн». Однако замена французского двигателя на английский оказалась излишней: уже первые испытания машин IVM-01 и IVM-02 подтвердили, что тяги вполне хватает для обеспечения требуемых взлетных характеристик.
 
Палубный штурмовик Etendard IVM
Одно время рассматривался вариант замены ТРД ATAR 08В на более мощную модификацию с форсажной камерой. Однако от этого в дальнейшем также отказались. Помимо английского двигателя, опытный Etendard IVM-03 получил систему сдува пограничного слоя на закрылке. Однако, несмотря на то, что система работала нормально, на серийных самолетах от нее решили отказаться, поскольку посадочные характеристики и так оказались вполне на уровне предъявленных требований. Характерной внешней особенностью Etendard IVM-03 стал большой вертикальный гребень под носовой частью фюзеляжа. В передней части его размещалась антенна радиокомандной линии наведения новой ракеты класса «воздух - поверхность» «Нор-5401» (AS 30). Это оружие создали в 1958 - 1960 гг. для борьбы с легкими кораблями и судами. Стартовая масса УР составляла 520 кг, она несла мощную бронебойно-фугасную боевую часть массой 245 кг, достаточную для нанесения серьезных повреждений кораблям среднего водоизмещения. AS 30 имела сверхзвуковую скорость, а дальность пуска составляла 3,0-10,8 км. Управление ракетой - полуавтоматическое; оно могло осуществляться и с другого самолета.
 
Кроме того, допускалась возможность использовать с Etendard и старую ракету AS 20, переключившись на ручное управление. Ракеты располагались на внутренних (ближних к фюзеляжу) узлах. Самолет получил и другую новинку того времени - управляемую ракету «воздух-воздух». На внешних подкрыльевых узлах могли подвешиваться две УР AIM-9B «Сайдуиндер» сТГС. «Сайдуиндер» впервые испытали на Etendard IVM-03. На самолете Etendard IVM-04 вновь установили французский двигатель ATAR 08. На этой машине отсутствовал и носовой гребень с антенной наведения УР AS 30. Первым полностью соответствующим серийному стандарту стал Etendard IVM-05. Вскоре построили вторую аналогичную машину - Etendard IVM-06.
 
Палубный штурмовик Etendard IVM
Последний опытный образец, Etendard IVM-07P, представлял разведывательный вариант Etendard IV. Летные испытания начались 10 ноября 1960 г. По планеру и силовой установке разведчик ничем не отличался от штурмовика. Аналогичными были и его летные характеристики. Разведчик оснащался пятью фотокамерами, три из которых устанавливались в носовой части фюзеляжа, а две монтировались вместо пушек. Так как Франция не имела собственной базы для испытаний палубных самолетов, в ноябре 1958 г Etendard IVM-01 отправили в английский испытательный центр морской авиации в Бэдфорде, где он выполнил 20 взлетов с использованием наземной катапульты и 28 посадок с аэрофинишером. По итогам этих испытаний потребовалась доработка: при посадках с аэрофинишером выявили недостаточную прочность хвостовой части фюзеляжа. Другие опытные образцы, за исключением Etendard IVM-06, испытывались в Англии в 1960 г Всего они выполнили 115 взлетов с катапульты.
 
В сентябре 1960 г. Etendard IVM-02 впервые сел на палубу настоящего авианосца - «Клемансо», в то время только проходившего испытания. А в 1962 г самолет приняли на вооружение ВМС Франции в качестве легкого палубного штурмовика и разведчика. Еще до завершения испытаний, в 1961 г, фирме «Авионс Марсель Дассо» выдали заказ на 69 штурмовиков Etendard IVM и 21 разведчик Etendard IVP. Во второй половине 1961 г. на заводе «Дассо» в Мериньяке началась сборка серийных Etendard IVM. Первую серийную машину выкатили из сборочного цеха 9 декабря 1961 г. 18 января 1962 г завершились ее заводские испытания, и на борту авианосца «Клемансо» состоялась официальная церемония принятия нового самолета на вооружение морской авиации. Серийные партии Etendard IVM между собой не отличались.
 
На разведчике Etendard IVP в носовом отсеке фюзеляжа разместили три однотипных фотоаппарата OMERA 31. Передний смотрел вперед-вниз под углом 20° к горизонту и мог комплектоваться сменными объективами, имеющими фокусное расстояние 100, 200 и 600 мм. Средний аппарат направлялся вниз и вправо (он оснащался 100-мм объективом), а задний, с объективом 100 мм или 200 мм, ориентировался вниз и влево. Разведывательное оборудование заставило отказаться от радиодальномера и вынести штангу дозаправки за обводы фюзеляжа, сделав ее неубирающейся. В результате общая длина самолета немного выросла. На месте снарядных ящиков на разведчике установили контейнер, в котором мог размещаться один из двух взаимозаменяемых наборов дополнительной фототехники. Для съемки с больших высот там ставили один аппарат OMERA31 с б00-мм объективом, который располагался горизонтально и занимал весь объем отсека.
 


 
Кто на сайте
Сейчас 298 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru