Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Истребитель-бомбардировщик Су-17М, Су-17М2, Су-17М3 (СССР)

PostHeaderIconИстребитель-бомбардировщик Су-17М, Су-17М2, Су-17М3 (СССР)


Истребитель-бомбардировщик Су-17М, Су-17М2, Су-17М3Первой глубокой модификацией обновленного истребителя-бомбардировщика стал Су-17М (С-32М) с двигателем АЛ-21Ф3. Выгода от его использования на самолете заключалась не только в большей тяге и меньшем удельном расходе топлива, но и меньших весе и габаритах, что позволило существенно увеличить боевую нагрузку (на 1500 кг), запас топлива (более чем на 1000 литров) и, как следствие, в два раза дальность полета. Незначительные изменения претерпело бортовое оборудование и вооружение, но количество узлов его подвески возросло до восьми, включая четыре узла под фюзеляжем. Правда, в 1973-74 годах на Су-17МКГ испытали ракеты Х-25 и Х-29Л с лазерными системами наведения, противорадиолокационную Х-28, но они вошли в состав вооружения Су-17М2.


Самолет приспособили для разведывательных полетов, оснастив его аэрофотоаппаратом АФА-39 в фюзеляже (устанавливали до 66-й серии) и подвесным контейнером с аппаратурой радиоразведки. Первый полет Су-17М, пилотируемого Е.С. Соловьевым, состоялся 28 декабря 1971 года. Как заводские, так и совместные государственные испытания машины проходили довольно гладко, если не считать двух инцидентов, произошедших летом 1972 года. Первый из них имел место 27 июня, когда летчик ОКБ А.Н. Исаков в районе аэродрома, в соответствии с заданием, выключил двигатель и попытался его запустить вновь. Но этого не произошло, и Александр Николаевич посадил машину, лишенную тяги, на свой аэродром.
 
В следующем месяце в Ахтубинске потеряли первый Су-17М. С тех пор прошло свыше 40 лет, и в памяти многое стерлось. Запомнилось лишь, что произошло это в конце рабочего дня. Самолет заходил на посадку со стороны Грошево, когда нарушилось управлением им, и летчик-испытатель Э.М. Колков, впоследствии начальник 3-го управления НИИ ВВС, вынужден был катапультироваться. Как установила комиссия, причиной аварии стала поломка кронштейна крепления пружины механизма триммерного эффекта.
 
Истребитель-бомбардировщик Су-17М, Су-17М2, Су-17М3
Единственной модификацией Су-17М стал его экспортный вариант Су-20 (изделие С-32МК) с упрощенным радиоэлектронным оборудованием и сокращенной номенклатурой вооружения. Первоначально на экспортном варианте самолета хотели поставить крыло от Су-7БКЛ - видимо, кто-то углядел в крыле изменяемой стреловидности государственную тайну. Даже построили и в 1973 году испытали опытную машину, но разум восторжествовал. Правда, ракеты Х-23 из арсенала исключили, зато ввели ракеты Р-3С, а СППУ-22 заменили артиллерийскими контейнерами УПК-23-250. Поработали «цензоры» и над составом оборудования. Первый полет на Су-20 выполнил летчик-испытатель А.Н. Исаков 15 декабря 1972 года. С 1972-го по 1976 год построено 253 Су-17М, включая 140 Су-20, поставлявшиеся в Сирию, Египет, Ирак и Польшу, естественно в разной комплектации. Начиная с 1972 года, Су-17М довооружили самонаводящимися ракетами Р-60. На левом внутреннем крыльевом пилоне иногда подвешивали контейнер с аппаратурой постановки активных помех СПС, защищавший в передней полусфере два самолета.
 
Су-17М2
На втором этапе модернизации истребителя-бомбардировщика создали Су-17М2, причем в двух вариантах -с двигателями АЛ-21Ф-3 и Р29БС-300. На первом из них, с двигателем АЛ-21Ф-3, существенно обновили прицельное и навигационное оборудование. Вместо прицела АСП-ПФ-7 поставили АСП-17, сопряженный с лазерным дальномером «Фон», размещенном в центральном теле воздухозаборника, а ПБК-2 заменили на ПБК-3-17с. Появились на борту комплекс навигации КН-23, заменивший курсовую систему КСИ-7, РСБН-5, и допплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7 в контейнере под новой частью фюзеляжа. Систему автоматического управления САУ-22-1 заменили модернизированной САУ-22М. Для размещения нового оборудования на 200 мм удлинили новую часть фюзеляжа.
 
В состав вооружения истребителя-бомбардировщика впервые ввели высокоточные ракеты Х-25 и Х-29Л с лазерными ГСН и станцией наведения «Прожектор». Авиационно-ракетный комплекс с ними получил обозначение Су-17КГ. Самолет построили в Комсомольске-на-Амуре летом 1973 года, и 20 декабря С.В. Ильюшин выполнил на нем первый полет. Его государственные совместные испытания с ракетами Х-25 завершились в ноябре 1974 года, а с Х-29 - в июне 1975 года. Помимо этого в состав вооружения самолета ввели противорадиолокационную ракету Х-28 со станцией наведения «Метель», которая, как и «Прожектор», располагалась в подвесном контейнере. В 1974 году один из Су-17М2 переоборудовали под ракету Х-27ПС со станцией «Метель», вошедшую в состав вооружения Су-17М3. В качестве оборонительного оружия использовались пушки и новейшие ракеты малой дальности Р-60. На вооружение в СССР Су-17М2 приняли в начале 1976 года.
 
Истребитель-бомбардировщик Су-17М, Су-17М2, Су-17М3
Второй вариант самолета с двигателем Р29БС-300, получивший обозначение Су-17М2Д, летчик А.Н. Исаков облетал 31 января 1975 года. Справедливости ради следует сказать, что двигатель Р29БС-300, по сравнению с АЛ-21Ф, все же развивал большую тягу, особенно на больших скоростях полета. Был легче и имел меньшую длину. По эксплуатационным характеристикам Р29БС-300 отличался, в частности, лучшей боевой живучестью, что немаловажно для фронтового истребителя. Но мидель его и удельный расход топлива был выше, из-за чего Су-17М2Д продемонстрировал худшие характеристики. Правда, вскоре двигатель А. Люльки модифицировали в вариант АЛ-21Ф-3, но он по основным показателям по-прежнему уступал Р29БС-300. Поскольку к тому времени Р29БС-300 получил широкое распространение (использовался на самолете МиГ-23), то ими стали комплектовать и экспортный вариант машины - Су-22. Естественно, из арсенала Су-22 исключили ракеты Х-25, Х-28, Х-29Л и Р-60. Вместо них в состав вооружения ввели Х-23 с радиокомандным наведением и Р-3С. Старой осталась и связная радиостанция РСИУ-5. Первый полет Су-22 состоялся в сентябре 1975-го, и через два года их начали поставлять в Анголу, Ирак, Йемен, Ливию и Перу. Всего по 1980 год выпущено 268 Су-17М2, из них 92 - Су-22.
 
Су-17М3
Дальнейшим развитием самолета стал Су-17М3 (С-52). Его разработка началась в соответствии с постановлением правительства от 11 ноября 1974 года. Внешне он заметно отличался от предшественников, и непосвященный мог принять его за совершенно новую машину. Прежде всего бросалась в глаза носовая часть фюзеляжа, верхняя обечайка воздухозаборника которого была наклонена вниз на 15 градусов. За кабиной пилота расположили большой накладной топливный бак по типу МиГ-21ПФ. Кроме этого, увеличили высоту и площадь киля. На самолете предусмотрели установку модернизированного прицельно-пилотажного оборудования, включая лазерную станцию «Клен-ПС», предназначенную для определения дальности и подсвета цели и нового вооружения и заменившую лазерный дальномер «Фон». Прицелы АСП-17 и ПБК-3-17с заменили доработанным АСП-17Б. Увеличили до десяти количество узлов подвески вооружения. Два дополнительных узла предназначались для подвески ракет Р-60. Помимо этого, в арсенале машины появилась противорадиолокационная ракета Х-27ПС с контейнером наведения «Вьюга», а на фюзеляже появились кассеты с тепловыми ловушками.
 
Опытный самолет, как и прежде, строился на серийном заводе. Его облетал в Комсомольске-на-Амуре 30 июня 1976 года заводской летчик-испытатель С.В. Пырков. Затем машину отправили в ОКБ в Москву. Первый полет на Су-17М3 по программе заводских испытаний 17 августа 1976 года выполнил летчик-испытатель ОКБ В. А. Кречетов, а в сентябре начались государственные совместные испытания самолета. В июне 1977-го было получено предварительное заключение о возможности эксплуатации Су-17М3 в строевых частях, хотя полностью программу испытаний завершили в декабре следующего года. Основные трудности были связаны с доводкой прицела АСП-17Б, в остальном самолет полностью соответствовал заданию, и постановлением правительства от 31 июля 1981 года был принят на вооружение.
 
Экспортный вариант самолета Су-22М (С-52К) оснащался двигателем Р29БС-300 и упрощенным комплектом оборудования, соответствующим Су-17М2. Из управляемого оружия в его арсенал входили ракеты Х-13 и Х-28, а вместо Р-60 ввели Р-13М. Опытный экземпляр экспортного варианта построили и облетали в Комсомольске-на-Амуре в феврале 1977 года, и затем отправили в Москву. Государственные совместные испытания машины проходили с сентября 1977-го по февраль 1979 года. В 1982 году испытали усовершенствованный вариант Су-22М3 (изделие С-52МК) с оборудованием от Су-17М3. С 1976 по 1981 год промышленность выпустила 488 самолетов этого типа.
 
Кто на сайте
Сейчас 108 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru