Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Самолёт-ракетоносец Ту-16К-10 (Россия)

PostHeaderIconСамолёт-ракетоносец Ту-16К-10 (Россия)


Самолёт-ракетоносец Ту-16К-10 В начале 1950-х гг., развивая идеи, заложенные при создании «Кометы», ОКБ-155 и ОКБ А.Н.Туполева приступили к созданию новой противокорабельной системы К-10. В её основу был положен новый самолёт-снаряд К-10С, который, в отличие от КС-1, обладал сверхзвуковой скоростью, имел значительно более высокую дальность полёта и по боевой эффективности превышал его в полтора раза. Он предназначался для уничтожения морских радиоконтрастных надводных целей водоизмещением 10 000 т и более. Комплекс К-10 разрабатывался на основании постановления Совета Министров от 3 февраля 1955 г Завод №22 должен был по документации ОКБ А.Н.Туполева к 1 марта 1957 г переоборудовать серийный Ту-16 в носитель Ту-16К-10.


Для К-10 проектировалась новая система наведения и управления К-10У, базировавшаяся на самолётной РЛС «ЕН» и системе управления и самонаведения крылатой ракеты. К-10У создавал творческий коллектив под руководством С.Ф.Матвиевского. Под К-10С пришлось значительно переоборудовать Ту-16К, создав модификацию Ту-16К-10. Эта машина несла один самолёт-снаряд, размещавшийся в бомбоотсеке. Аппаратура системы «ЕН», установленная на самолёте, осуществляла в полете поиск, а затем сопровождение цели и наведение на неё ракеты. Дальность обнаружения зависела от высоты полёта. После обнаружения цели срабатывал «захват» и вкпючался режим автосопровождения. После отцепки ракета К-10С входила в луч самолётного радиолокатора системы «ЕН», которым и управлялась.

Характерной особенностью траектории полёта К-10С являлось её маневрирование в горизонтальной и вертикальной плоскостях. На расстоянии 100-110 км от цели она начинала снижаться сначала под углом 14-16°, а затем 3-8°; за 60-70 км ракета снова выходила в горизонтальный полёт, который проходил на высоте 800-1000 м и продолжался до сближения с кораблём на расстояние 10-16 км. На этом расстоянии цель захватывалась головкой самонаведения. К ней К-10С выходила на высоте в несколько метров, нанося удар по надводной или подводной части корабля. Подобная траектория намного снижала вероятность поражения ракеты тогдашними корабельными средствами ПВО. Кроме того, из-за большой скорости и сравнительно малой величины ЭПР, К-10С с большим трудом обнаруживалась радиолокационными станциями, стоявшими тогда на боевых кораблях. Крылатая ракета имела массу 4550 кг и летела со скоростью до 2000 км/ч.

Самолёт-ракетоносец Ту-16К-10

Самолёт Ту-16К-10 (он же «НК-10», «НК-1», в производстве «заказ 238»), создавался с учётом опыта, полученного при проектировании Ту-16КС. В носовой части на месте кабины штурмана под радиопрозрачным обтекателем располагалась антенна обнаружения и сопровождения цели, за ней приёмопередатчик обнаружения и сопровождения цели из комплекта «ЕН». Под кабиной пилотов, в нижней части фюзеляжа размещались антенна и передатчик наведения самолёта-снаряда. Штурман самолёта с индикаторами навигационного оборудования переместился на место штурмана-оператора. В состав экипажа ввели оператора станции «ЕН», рабочее место которого располагалось за грузоотсеком в герметичном контейнере по типу Ту-16КС. В контейнере находились блоки аппаратуры управления «ЕН». Сохранялось всё оборонительное вооружение, кроме носовой установки ПУ-88.

Для подвески К-10С в бомбоотсеке спроектировали балочный держатель БД-238. Ракета подвешивалась в полуутопленном положении — внутри отсека находились верхняя половина фюзеляжа К-10С и её киль. Над самолётом-снарядом располагался дополнительный топливный бак с 500 кг горючего для запуска двигателя К-10С. Перед отцепкой ракета опускалась вниз на 550 мм. После сброса К-10С отсек закрывался створками, убиравшимися при подвешенном самолёте-снаряде внутрь отсека. Сохранение центровки носителя обеспечивалось топливной системой, автоматически перекачивавшей горючее из одних баков в другие.

Проектирование Ту-16К-10 началось в декабре 1956 г В 1957 г всю необходимую документацию передали заводу №22. В ноябре и декабре 1957 г были готовы два опытных образца Ту-16К-10. В январе 1958 г их передали на заводские испытания. Первый полёт состоялся 4 января. Заводские испытания шли до 29 сентября. Первый пуск самолёта-снаряда К-10С с борта Ту-16К-10 осуществили 28 мая. 21 ноября 1958 г машины представили на государственные испытания, которые система проходила в течение почти трёх лет. Они шли с перерывами на доработки и дополнительные испытания входивших в комплекс элементов. На последнем этапе система работала в условиях сильных радиотехнических помех. 12 августа 1961 г постановлением Совета Министров систему К-10 приняли на вооружение.

Постановление о запуске комплекса в серию вышло ещё 31 декабря 1958 г. Самолёты-снаряды К-10 делали на заводе №31 в Тбилиси. Серийное производство Ту-16К-10 первоначально развернули на заводе №22, а затем на заводе №1 в Куйбышеве. Первая серийная машина завода №22 была выпущена в апреле 1958 г. Всего за 1958-1959 гг в Казани сделали пять Ту-16К-10(ЗА). С октября 1959 г Ту-16К-10 начали выходить из цехов завода №1. Всего до июля 1960 г это предприятие сдало 59 самолётов. С июня 1961 г серию Ту-16К-10 восстановили на заводе №22; до конца 1963 г он выпустил 150 машин. Таким образом, всего изготовили 216 Ту-16К-10. В 1962 г проводились испытания Ту-16К-10 по взлёту с грунтовых полос, но в эксплуатации это не практиковалось.

Первоначально на самолёте Ту-16К-10 монтировались три спаренные установки с пушками АМ-23, но при доукомплектовании машины станциями РЭП СПС-151, СПС-152 и СПС-153 в заднем унифицированном отсеке кормовая турель снималась. В начале 1970-х гг на некоторых Ту-16К-10 ставили станции РЭП СПС-100 или СПС-100М в хвостовом отсеке в комбинации с СПС-5. На отдельных машинах устанавливалась аппаратура для создания ИК-помех АСО-2А-Е7Р.

В 1960-е гг комплекс К-10 подвергся модернизации. Была усовершенствована система управления и наведения, на самолёте установили модернизированную РЛС «ЕН-Д», с которой дальность обнаружения цели увеличилась до 400 км, высота подхода ракеты к цели снизилась до 500 м, а на последнем участке она вообще летела в нескольких метрах над водой. Увеличилась дальность полёта самолёта-снаряда за счёт увеличения на нём запаса топлива. Модернизированный образец получил обозначение К-10СД. Комплекс стал именоваться К-10Д, а самолёт-носитель — Ту-16К-10Д. Практически все Ту-16К-10 модернизировали под комплекс К-10Д. Иногда этот вариант обозначался также К-10М, а самолёт-снаряд — К-10СМ.

Усиление средств корабельной ПВО потребовало в конце 1960-х — начале 1970-х гг проведения ещё одной модернизации комплекса с целью приспособления его к пускам ракет с малых высот. По предварительным оценкам, уменьшение минимальной высоты пуска в два раза снижало эффективность противодействия со стороны ЗУР и истребительной авиации тоже приблизительно вдвое. Исходя из этих предпосылок, создали низковысотную систему К-10ДВ. Сброс ракеты у неё производился с 1500 м вместо 5000 м ранее. При этом пришлось дорабатывать и ракету, и аппаратуру на носителе. В частности, на самолёте смонтировали систему «ЕН-Д». Модернизированный самолёт-снаряд получил обозначение К-10СДВ. В начале 1970 г. на серийном Ту-16К-10Д с доработанной станцией «ЕН-Д» провели испытания новой системы с пусками самолётов-снарядов по мишеням, которые подтвердили эффективность проведённых доработок.

Тактико-технические характеристики Ту-16К-10
Экипаж, чел   7
Размах крыльев, м   32.99
Длина, м   34.80
Высота, м   10.36
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг   
- пустого самолета   37730
- нормальная взлетная   72000
- максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч   
- максимальная   992
- крейсерская   842
Перегоночная дальность, км   7200
Дальность полета, км   4800
Боевой радиус действия, км   3050
Практический потолок, м   15000
Вооружение:  четыре 23-мм пушки АМ-23
 Боевая нагрузка - 9000 кг в отсеке оружия
 2 КР класса воздух - поверхность К-10

 
Кто на сайте
Сейчас 272 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru