Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Поисково-спасательный самолёт Ту-16С (Россия)

PostHeaderIconПоисково-спасательный самолёт Ту-16С (Россия)


Поисково-спасательный самолёт Ту-16С26 декабря 1955 г. вышло постановление Совета Министров, которое обязывало МАП в 3-м квартале 1956 г. оборудовать Ту-16 самоходной спасательной лодкой и предъявить его на государственные испытания в 1-м квартале 1957 г. Поисково-спасательный самолёт получил индекс - Ту-16С. Спасательную лодку разрабатывало и строило Министерство судостроительной промышленности. Работы по переоборудованию самолёта проводились в Томилинском филиале ОКБ под руководством И.Ф.Незваля. Оборудование машины дополнялось радиоуправляемой лодкой «Фрегат» (с аппаратурой радиоуправления "Лодка-М" и "Штырь"), подвешенной под фюзеляжем, и радиоаппаратурой для определения местонахождения кораблей, самолётов и людей, терпящих бедствие на море.


Система должна была работать следующим образом. Экипаж самолёта Ту-16С с помощью бортовой РЛС определял место бедствия, после чего сбрасывалась спасательная лодка. Дистанционно, по радио, запускался её двигатель и лодка в автоматическом режиме должна была идти на радиосигналы, подаваемые терпящими бедствие.

Сотрудникам ОКБ пришлось очень тесно работать вместе с кораблестроителями, проектировавшими лодку, и разработчиками системы радиоуправления «Лодка-М». Совместно определялись обводы бортов лодки, примыкающих к фюзеляжу, а также конструкция узлов подвески. Лодка рассчитывалась на 20 человек, имела мотор мощностью 40 л.е., вместе с парашютной системой она должна была весить 3400 кг Скорость движения по воде — до 15 км/ч при волнении до 5 баллов. На самолёте размещались аппаратура поиска и наведения «Приток» и «Штырь-2». Дальность поиска по аварийным передатчикам и радиомаячкам составляла 60-100 км.

К концу 1950-х гг система была создана, успешно прошла испытания на Чёрном море и была принята на снабжение авиации ВМФ. В окончательном варианте под фюзеляжем кормой вперёд подвешивалась спасательная лодка «Фрегат». Она имела массу 3300-3400 кг и была рассчитана на 15 человек. Максимальная скорость хода составляла 13,9 км/ч. Вместо «Фрегата» можно было нести спасательные контейнеры КАС-90. И лодка, и контейнеры сбрасывались на парашютах. На самолёте устанавливалась поисковая аппаратура РПМ-С, предназначенная для приёма сигналов аварийных радиомаяков «Опушка». Аппаратура РПМ-С сопрягалась с радиолокационным прицелом РБП-4. Для управления лодкой на самолёте устанавливалась аппаратура радиоуправления «Рея-С», а на самой лодке — «Рея-Л».

При следовании к району поиска использовалась РЛС РБП-4, при входе в радиус действия «Опушки» включалась РПМ-С. Обнаружив сигнал маяка, самолёт совершал облёт цели и сбрасывал лодку «Фрегат». После её приводнения штурман наводил лодку на пострадавших с помощью аппаратуры «Рея». Пострадавшие могли и сами корректировать курс лодки через систему «Рея-Л». Самолёт Ту-16С мог оказать помощь на удалении до 2000 км от базы, а с поиском в течение трёх часов — до 1000 км.

Катер «Фрегат» (габариты - 9300х2300х1600 мм, масса - 3430 кг), бравший на борт 15-20 человек, был активным спасательным средством на море при волнении до 5 баллов (высота волны до 3,5 м). Его непотопляемость обеспечивалась водонепроницаемыми наружной обшивкой, настилом платформы со стоком воды через автоматические шпигаты, переборками и воздушными отсеками под платформой, обеспечивающими необходимый запас плавучести. При полном водоизмещении (4180 кг при 15 пассажирах) катер развивал скорость до 7,5 узлов (на тихой воде). Дальность плавания составляла не менее 800 миль, а автономность по запасу провизии и воды - до 3 суток. Сброс лодки осуществлялся при скорости 350-380 км/ч и волнении моря до 3 баллов.

Спасательные самолёты переоборудовались в 1960-е гг из уже побывавших в эксплуатации Ту-16Т силами серийных заводов. В производстве этот вариант получил обозначение «заказ 454», а в эксплуатации — Ту-16С («НС»). Основная часть Ту-16С поступила на Северный флот, где эти машины эксплуатировались до конца 1980-х гг. Последние из них были сняты с вооружения как раз перед катастрофой советской атомной подводной лодки «Комсомолец». Возможно, если бы Ту-16С ещё оставались в строю, события закончились бы иначе.

В 1970-е гг несколько Ту-16С переоборудовали в противолодочные поисковые Ту-16СП. На этих машинах в бомбоотсеке по образцу Ту-142 устанавливался мощный радиолокатор, позволявший вести поиск подводных лодок в надводном положении или под перископом, а также надводных кораблей. Самолёт мог вооружаться противолодочными торпедами и оснащаться сбрасываемыми гидробуями. Ту-16СП по своему назначению был близок к Ту-142, но имел значительно меньшие дальность и время барражирования. С принятием на вооружение Ту-142 потребность в Ту-16СП отпала.

Тактико-технические характеристики Ту-16С
Экипаж, чел   7
Размах крыльев, м   32.99
Длина, м   34.80
Высота, м   10.36
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг   
- пустого самолета   37730
- нормальная взлетная   72000
- максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч   
- максимальная   992
- крейсерская   842
Перегоночная дальность, км   7200
Боевой радиус действия, км   3050
Практический потолок, м   15000

 
Кто на сайте
Сейчас 261 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru