Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Стратегический бомбардировщик Ту-16А (Россия)

PostHeaderIconСтратегический бомбардировщик Ту-16А (Россия)


Стратегический бомбардировщик Ту-16АВ производстве этот вариант имел обозначение «заказ 191», а в эксплуатации - Ту-16А или «НА». Проектирование Ту-16А началось в середине 1953 г. Он отличался от обычных Ту-16 термоизоляцией и электрообогревом бомбоотсека с целью обеспечения необходимых условий для атомного боеприпаса. Монтировалась также специальная система подготовки и сброса бомбы. Бомбардировочное и минно-торпедное вооружение соответствовало обычному бомбардировщику Ту-16, за исключением возможности размещения на мостовом балочном держателе МБД6-16 одного из пяти типов атомных бомб, состоявших тогда на вооружении.


Проект Ту-16А требовалось закончить в ноябре, после чего переоборудовать два серийных Ту-16 и передать их для испытаний на аэродром Багерово. Курировал работу генерал Чернорез. Доработке под «заказ 191» подверглись второй и третий серийные бомбардировщики, изготовленные в Казани. Их переоборудование завершили в 1954 г В том же году с самолёта №504 началось серийное производство Ту-16А на заводе №22. До конца 1958 г изготовили 453 машины данной модификации, это был самый массовый вариант Ту-16. Ту-16А приблизительно в равных долях были поставлены в Дальнюю авиацию и авиацию ВМФ. Они использовались как носители атомного оружия и обычных свободнопадающих бомб различных типов.

Ту-16А, в отличие от серийных Ту-16, имел систему электрического обогрева бомбоотсека, термоизоляции и термостабилизации с целью обеспечения необходимых условий для транспортируемого самолётом-носителем атомного боеприпаса. Была введена специальная система подготовки и сброса боеприпаса, внедрены специальные меры для эффективной защиты самолёта-носителя от воздействия ударной волны и светового излучения.

В конце 1950-х гг весь парк Ту-16А доработали, повысив устойчивость к воздействию светового излучения. Некоторые элементы обшивки заменили более стойкими; поверхности самолёта, максимально подвергавшиеся воздействию излучения, покрыли специальной светоустойчивой краской. В конце 1960-х — начале 1970-х гг на небольшой части Ту-16А вместо кормовой пушечной установки ДК-7 и ПРС-1 установили станцию РЭП типа СПС-100 в специальном кормовом радиотехническом отсеке; одновременно в техническом отсеке монтировалась станция РЭП СПС-5 («заказ 2624»).

На основании опыта локальных войн в конце 1960-х гг подготовили вариант Ту-16А, способный нести большое количество бомб малого калибра, от 50 до 500 кг («заказ 684/1»), Небольшое количество Ту-16А оснастили РЛС «Рубин» в комплекте с бомбовым прицелом ОПБ-112 («заказ 260»). В 1970-е гг провели модернизацию электросети, обслуживающей систему подвески специальной боевой части, улучшили биологическую защиту («заказ 657»).

В 1960-е гг 155 машин переделали в ракетоносцы, носители ракет КСР-2 и КСР-11. На начало 1980-х гг в строю ещё оставалось несколько десятков Ту-16А. Когда у Советского Союза появилось термоядерное оружие, потребовались соответствующие самолёты-носители. Для водородной бомбы «изделие В» («Иван») мощностью 100 мгт по постановлению Совета Министров от 17 марта 1956 г доработали Ту-16 №503 («заказ 212»). В дальнейшем под «изделие В» переделали ещё два серийных бомбардировщика («заказ 468»). Иногда эти машины обозначались Ту-16В. Их использовали при испытаниях советского ядерного и термоядерного оружия. Под тем же обозначением Ту-16В («высотный») прорабатывался вариант бомбардировщика с двигателями ВД-7.

В основное оборудование Ту-16А входили: радиолокационная станция РБП-4; оптический бомбардировочный прицел ОПБ-11р; колиматорный прицел ПКИ; оптические прицельные станции ПС-53ВК; ПС-53БЛ; ПС-53БП; ПС-53К; радиолокационная стрелковая прицельная станция ПРС-1; станция предупреждения об облучении "Сирена-2"; станция активных помех СПС-5М; аппаратура дальней навигации А-711 с А-713; курсовая система - КИ-12; ГПК-52; ДИК-46М; навигационный индикатор - НИ-50Б; радиотехническая система ближней навигации - РСБН-2С; доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-1; радиокомпасы АРК-5; радиовысотомер больших высот РВ-17М; радиовысотомер малых высот - РВ-2; звездно-солнечный ориентатор ИАС-1М; АК-53М; ДАК-2; автопилот АП-6Е; система слепой посадки - СП-50; система полета строем - А-326; командные радиостанции - РСИУ-5В и Р-832М; связная радиостанция - 1-РСБ-70М с приемником УС-9; аварийная радиостанция - Р-851.

Бомбардировочное и минно-торпедное вооружение Ту-16А соответствовало по составу аналогичному вооружению Ту-16, за исключением возможности размещения на мостовом балочном держателе МБД6-16 одного из пяти различных типов атомных бомб, состоявших на вооружении Дальней Авиации. Вариант самолёта Ту-16А, приспособленный под подвеску мин, имел обозначение "заказ 699".

Тактико-технические характеристики Ту-16А
Экипаж, чел   7
Размах крыльев, м   33.0
Длина, м   34.8
Высота, м   10.4
Площадь крыла, м2   164.65
Масса, кг   
- пустого самолета   37200
- нормальная взлетная   72000
- максимальная взлетная   79000
Топливо, кг   36000
Тип двигателя   2 ТРД РД-3М
Тяга, кгс   2 х 9500
Скорость, км/ч   
- максимальная   992
- крейсерская   850
Практическая, км   5925
Боевой радиус действия, км   3150
Практический потолок, м   12300
Вооружение:  семь 23-мм пушек АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части).
 Боевая нагрузка - 9000 кг в отсеке оружия
 Бомбы до ФАБ-9000

 
Кто на сайте
Сейчас 374 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru