Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Многоцелевой истребитель Mirage F.1 (Франция)

PostHeaderIconМногоцелевой истребитель Mirage F.1 (Франция)


Многоцелевой истребитель Mirage F.1 предназначен для перехвата воздушных целей, ударных операций и ведения разведки. Самолет Mirage F.1 является последователем самолетов серии Mirage III/5. В 1964 г. компания Dassault-Breguet добилась правительственного контракта на постройку прототипа двухместного истребителя Mirage F.2 с традиционными крылом и хвостовым оперением, а также турбовинтовым двигателем SNECMA/Пратт-Уитни TF306. Этот самолет совершил свой первый полет в июне 1966 г., а в декабре того же года вслед за ним в воздух поднялся Mirage F.1, который представлял собой одноместный истребитель меньшего размера. Опытный Mirage F.1 разбился, но все же его посчитали перспективным, и в сентябре 1967 г. правительство Франции заказало 3 предпроизводственных экземпляра. Первый из них поднялся в воздух в марте 1969 г.


Снабженный двигателем SNECMA «Атар» 9К-31, первый Mirage F.1 имел впечатляющие характеристики. Он развивал скорость 2.12 М, или 2260 км/ч на высоте 11000 м и 1300 км/ч у земли. Великолепные взлетно-посадочные характеристики стали результатом использования системы средств увеличения подъемной силы, включавшей в себя отклонение вниз носка крыла и большие закрылки, расположенные на крыле большой стреловидности. Со средней боевой нагрузкой самолет Mirage F.1 мог взлетать и приземляться на полосу длиной от 500 до 800 м.

Хотя Mirage III и Mirage F.1 имели практически одинаковые габаритные размеры (в частности, одинаковую омываемую воздушным потоком площадь), количество запаса топлива последнего было на 40% больше, что достигалось отказом от топливных баков типа пузыря и использованием под топливо всего свободного внутреннего пространства конструкции.

Это единственный из самолетов серии «Мираж», выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Отказ от статически устойчивой схемы «бесхвостка», по которой были выполнены предшествующие самолеты Mirage III/5/50 и Mirage, связан с характерным для этой схемы недостатком — малые значения коэффициента подъемной силы сбалансированного самолета, что существенно ухудшает маневренные и взлетно-посадочные характеристики, столь важные для истребителя. Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное. Фюзеляж типа полумонокок. В конструкции самолета применены в основном алюминиевые сплавы.

Для перехватчика важно быстрое реагирование на команду «подняться в воздух». Вспомогательное оборудование у Mirage F.1 сведено до минимума, а то, которое существует, полностью транспортируется по воздуху. Использовался собственный стартер, а система централизованной заправки под давлением позволяла заполнить внутренние баки примерно за 6 минут. Самолет Mirage F.1 мог быть поднят по тревоге в течение двух минут благодаря применению самоходной подготовительной тележки GAMO. Она использовала электрическую энергию для предварительного подогрева систем навигации и вооружения, с помощью жидкости охлаждала РЛС и контролировала систему кондиционирования кабины пилота, а также переносила солнцезащитный зонтик на телескопической штанге, так что пилот мог сидеть в кабине в полной боевой готовности в течение продолжительного периода даже в жаркий день.

Серийное производство велось с 1978 по 1990 г. За это время было произведено более 770 самолетов различных модификаций, включая 251 самолет для ВВС Франции, 18 для Эквадора, 40 для Греции, 113 для Ирака, 36 для Иордании, 33 для Кувейта, 38 для Ливии, 50 для Марокко, 15 для Катара, 48 для ЮАР и 73 для Испании.

Mirage F.1A — вариант ударного истребителя для атаки наземных целей в светлое время суток. Оснащен менее сложным авиационным электронным оборудованием и имеет увеличенный запас топлива. Производился по лицензии компанией «Атлас Эйркрафт» в Южной Африке.

Mirage F.1B — обозначение двухместного учебно-тренировочного самолета с дублированными (в задней кабине) экраном РЛС и индикацией на лобовом стекле (первый полет 26 мая 1976 г.).

Mirage F.1C — истребитель-перехватчик, первый серийный экземпляр которого поднялся в воздух 15 февраля 1973 г. Начало поставок ВВС 14 марта 1973 г.

Mirage F.1C-200 — обозначение 25 самолетов F.1C ВВС Франции после установки штанг топливо-приемников для дозаправки в воздухе.

Mirage F.1E — вариант, сходный с самолетом F.1C, но с более полными системами навигации и атаки, что сделало его подходящим для полетов в любых погодных условиях. Один самолет F.1E был изготовлен с турбовинтовым двигателем SNECMA М53, но от его создания впоследствии отказались.

Mirage F.1D — двухместная версия самолета F.1E.

Mirage F.1R (CR) — вариант тактического разведчика со стандартными фотокамерами, электромагнитными, оптическими и инфракрасными датчиками, с современными инерциальной системой наведения и системой радиолокационной навигации. В ВВС Франции имеет обозначение F.1CR (первый полет 20 ноября 1981 г.).

В 1992-1996 гг. для ВВС Франции переоборудовано 55 перехватчиков F.1C в ударный самолет F.1CT (первый полет состоялся 3 мая 1991 г., первые самолеты F.1CT поставлены в строевую эскадрилью 6 ноября 1992 г.).

На самолетах Mirage F.1 установлена моноимпульсная РЛС Томсон-CSF «Сирано» IV или «Сирано» IVM, осуществляющая поиск, захват и сопровождение воздушных целей на любой высоте и имеющая на 80% больший радиус действия, чем РЛС «Сирано» II, применявшаяся на самолетах «Мираж» III. Стрельба может вестись автоматически при помощи управляющего огнем компьютера или вручную, когда компьютер выдает пилоту разрешение на поражение цели На самолетах F.1CR и F.1CT — РЛС «Сирано» IVMR, которая дополнительно может работать в режиме картографирования местности, обеспечения облета наземных препятствий и измерения дальности до наземных объектов.

В состав оборудования входит также ИЛС, радионавигационная система LMT TACAN, автопилот SFENA 505, центральный вычислитель воздушных параметров, навигационный индикатор Крузе 63, два УКВ-приемопередатчика, система опознавания государственной принадлежности. Предусмотрена подвеска контейнеров с лазерным целеуказателем, разведывательным и оборудованием РЭБ.

Разведчик F.1CR фактически является первым самолетом ВВС Франции, бортовая аппаратура которого почти полностью цифровая. На нем установлен навигационно-разведывательный комплекс SNAR с БЦВМ 182 и ИНС SAG ЕМ «Улисс» 47. Бортовая РЛС «Сирано» IVMR в комплексе с ИНС позволяет выполнять задачи в сложных метеоусловиях. Разведывательное оборудование включает две фотокамеры, приемник-анализатор ИК-излучения SCM 2400 «Супер Циклоп». ИК-изображения записываются на видеоленту или могут передаваться непосредственно на наземную станцию по микроволновой линии связи с предварительной обработкой на борту самолета. Возможно размещение дополнительного оборудования в подвесных контейнерах. На F.1CT установлены приемники предупреждения о радиолокационном облучении, улучшенная ИНС и навигационный вычислитель.

Самолеты Mirage F.1 вооружены двумя пушками DEFA 553 (калибр 30 мм, по 125 снарядов), самолеты F.1CR и F.1CT - одной. Максимальная расчетная нагрузка на внешних узлах подвески составляет 6300 кг. Эксплуатационная боевая нагрузка 4000 кг. При выполнении задачи перехвата самолет может нести две УР класса «воздух-воздух» средней дальности Матра «Супер» 530 под крылом или две УР ближнего воздушного боя Матра 550 «Мажик», или AIM-9 «Сайдуиндер» на концах крыла. При выполнении ударных операций боевая нагрузка может включать одну УР класса «воздух-поверхность» AS.30, четырнадцать бомб массой 250 кг, восемь бомб массой 450 кг, четыре блока НАР, контейнеры с оружием и баки с напалмом.

Самолеты Mirage F.1 принимали участие в нескольких военных конфликтах, крупнейшие из которых (ирано-иракская война 1980-1988 гг. и война в Персидском заливе в 1991 г.) связаны с действиями ВВС Ирака, обладающего первым по величине парком самолетов Mirage F.1 среди стран-импортеров.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 1
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте около 10 км 2350
максимальная на высоте до 3 км 1470
крейсерская 885
Практический потолок, м 20000
Дальность, км:
перегоночная 3300
действия 900
Масса, кг:
максимальная взлетная 15200
пустого самолета 7400
Максимальная боевая нагрузка, кг 4000
Габариты самолета, м:
размах крыла 8,4
длина 15,0
высота 4,5
Двигатель: ТРДФ SNECMA-Atar- 9К-50, кгс 5000/7200

 
Кто на сайте
Сейчас 144 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru