Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Истребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief (США)

PostHeaderIconИстребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief (США)


Истребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief F-105 Thunderchief стал первым истребителем-бомбардировщиком ВВС США, который создавался специально для решения ударных задач, а не являлся развитием «истребителя широкого профиля». Создание этого самолета началось в 1951 году, когда на Нью-Йоркской фирме «Republic Aviation» по собственной инициативе, под общим руководством А.Картвели (Александра Картвелова), приступили к формированию облика перспективной машины AP-63 (Advanced Project 63), предназначенной для замены истребителя Рипаблик F-84F Thunderstreak. Самолёт F-105 Thunderchief, разрабатывающийся, в первую очередь, для доставки тактического ядерного оружия (при сохранении возможности ведения маневренного воздушного боя с истребителями противника), должен был обладать скоростью, соответствующей М=1,5.


В течение 1951-1952 гг. было рассмотрено более 100 различных конфигураций новой машины. В апреле 1952 года проект AP-63 был представлен на рассмотрение ВВС США. В сентябре того же года фирма получила правительственный контракт на разработку нового истребителя-бомбардировщика F-105 Thunderchief. Первоначально ВВС планировали заказать 199 самолетов этого типа, однако в марте 1953 года военные несколько умерили свои аппетиты (война в Корее близилась к концу, вместе с которым надвигалось и резкое сокращение военных расходов). Заказ на первую серийную партию F-105 Thunderchief уменьшился до 37 ударных машин и девяти разведчиков RF-105, а в феврале 1954 года он и вовсе «ужался» до 15 самолетов.

Истребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief

В 1955 году проект F-105 Thunderchief притерпел ряд важных изменений: было решено пересмотреть состав БРЭО, а также заменить ТРДФ Аллисон J57-P-25 на более мощный Pratt & Whitney J75 (на первых опытных самолетах YF-105A, уже находившихся в постройке, было решено оставить старый двигатель). В начале 1955 года начались работы по сборке двух «демонстрационных» самолетов YF-105A и четырех YF-105B, шести опытных истребителей-бомбардировщиков F-105B Thunderchief и трех опытных разведчиков RF-105B. Первый полет самолета YF-105A, пилотировавшегося летчиком-испытателем фирмы Расселом М. Розом, состоялся 22 октября 1955 года на авиабазе ВВС Эдварде (Калифорния). Второй самолет взлетел 28 января 1956 года. В ходе испытаний выяснилось, что YF-105 неспособен выйти на заявленные характеристики. Потребовались серьезные доработки, к которым были привлечены ведущие специалисты NАСА. В результате было решено применить «правило площадей», изменить конструкцию воздухозаборников и внести ряд других, менее существенных изменений. Первый модернизированный самолет YF-105В, снабженный новым двигателем J75-P-3 (1 х 9500 кгс), поднялся в воздух 26 мая 1956 года".

В марте 1956 года, не дожидаясь завершения испытаний, ВВС заказали первую серийную партию - 65 истребителей-бомбардировщиков F-105B, получивших название «Thunderchief», а также 17 разведчиков RF-105B. Машины первой серии имели упрощенный состав бортового оборудования - отсутствовала БРЛС, навигационный вычислитель, автопилот. В 1959 году первые F-105B Thunderchief начали поступать в строевые части ВВС США. Однако их освоение шло крайне медленно. Сказывалась высокая сложность машины (несмотря на упрощенный, по сравнению со «штатным» состав БРЭО) и недоведенность конструкции. Один час полетного времени требовал 150 человеко/часов работы наземного персонала. Кроме того, возникали проблемы с поставками запчастей. К началу 1960-х годов F-105B Thunderchief был, пожалуй, наименее популярным из самолетов «сотой серии» (справедливости ради следует отметить, что и к его российскому аналогу - истребителю-бомбардировщику Су-7Б, начавшему к тому времени поступать на вооружение, также не ощущалось особой любви по примерно тем же причинам). В 1964 году самолеты F-105B Thunderchief были переданы национальной гвардии США, где состояли на вооружении до 1971 года, когда их заменили на F-105D.

Истребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief

9 июня 1959 года начались летные испытания новой модификации истребителя-бомбардировщика - F-105D, оснащенной полным комплектом БРЭО. В носовой частии самолета под более просторным радиопрозрачным обтекателем размещалась антенна радиолокационной станции AN/AGS-19 диаметром 380 мм. Самолёт получил усовершенствованный двигатель J75-P-19W, имевший режим впрыска воды, что позволило довести тягу на режиме «полный форсаж» до 11975 кгс. В кабине самолета установили приборы с т.н. ленточными шкалами (показания снимались не с традиционных круглых «циферблатов», а с вертикальных шкал-лент). Специалисты в области авиационной медицины полагали, что подобные приборы будут легче «читаться» летчиком, кроме того, они были более компактны, чем круглые индикаторы. Однако ожидания не оправдались и увлечение ленточными шкалами прекратилось как в США, так и за рубежом, в середине 1960-х.

Так как взлетная масса F-105D Thunderchief значительно возросла по сравнению с самолётом предшествующей модификации, на истребителе-бомбардировщике пришлось установить более прочные основные опоры шасси, а также более мощные тормоза. В комплект вооружения F-105D Thunderchief были включены УР класса «воздух-поверхность» AGM-12B «Булпап», имеющие радиокомандное наведение (летчик управлял полетом ракет при помощи кнюппеля на РУС).

В 1961 годы самолеты новой модификации начали поступать в строевые части ВВС, а в декабре того же года первые усовершенствованные F-105D Thunderchief появились и на европейских авиабазах. Первоначально самолеты, как и F-105C Thunderchief, ориентировались, преимущество, на доставку ядерного оружия. Они несли боевое дежурство в специально оборудованных ангарах с подвешенной ядерной бомбой (самолеты могли нести боеприпасы B28RE мощностью 350 Кт, В43-1 (1 Мт) или В57 (520 Кт). В дальнейшем, в связи с изменением взглядов на ведение «большой» войны в Европе, F-105 Thunderchief были доработаны под усиленное неядерное вооружение. Теперь они могли подвешивать на четырех подкрыльевых узлах до 16 ФАБ калибром 340 кг. В октябре 1962 года первые F-105D Thunderchief поступили на вооружение и американских частей, дислоцированных в Азии. В Южной Корее они пришли на смену истребителям-бомбардировщикам F-100 Super Sabre.

Истребитель-бомбардировщик F-105 Thunderchief

Уже в ходе серийного производства истребители-бомбардировщики F-105D Thunderchief начали оснащать съемной штангой системы дозаправки топливом в полете. Отработка этой системы осуществлялась на третьем опытном самолете YF-105B, оборудованном штангой, и на втором YF-105A, использовавшемся в роли танкера. Первоначально предполагалось заказать 1500 F-105D Thunderchief, однако реализовать эти планы помешало появление самолета Макдоннелл-Дуглас, который был признан ВВС США более перспективный машиной. В результате заказ на F-105D Thunderchief был сокращен вдвое, до 753 машин. В 1962 году он был вновь пересмотрен: теперь вместо последних 143 одноместных истребителей-бомбардировщиков ВВС решили закупить такое же число двухместных самолетов F-105F. Последний серийный F-105D Thunderchief был выкачен из ворот сборочного цеха в зимой 1964 года. Именно эти машины взяли на себя основную тяжесть ведения ударных операций ВВС против Северного Вьетнама.

F-105D Thunderchief, как и другие одноместные боевые самолеты, должен был иметь двухместный учебно-боевой вариант. Первоначально «спарка» F-105C разрабатывалась на базе самолета F-105D. Однако в дальнейшем было решено создавать УТС на основе более перспективного F-105D. Самолет, получивший обозначение F-105F, имел фюзеляж, удлиненный на 790 мм. Его масса возросла на 680 кг. Для постройки первого опытного F-105F уже началась заготовка металла, однако в 1959 года работы были прекращены по финансовым соображениям: все средства были брошены на программу F-105D. Но в мае 1962 года работы по «спарке» возобновились и 11 июня 1963 года двухместный F-105F совершил первый полет. Серийное производство 143 учебно-боевых самолетов началось в 1963-м и завершилось в 1965 году, уже в разгар вьетнамской войны.

В 1969-1971 гг. 30 самолетов F-105D Thunderchief получили дополнительное навигационное оборудование, размещенное в специальном гаргроте увеличенных размеров, расположенном за кабиной. Появление на вооружение ПВО ДРВ советских мобильных ЗРК С-75 потребовало от ВВС США срочно найти средства противодействия этому оружию. В качестве одной из мер по борьбе с ракетами было решено использовать специально переоборудованные в «охотники за ЗРК» двухместные самолеты F-105F, получившие название «Wild Weasel» (Дикая ласка). В состав БРЭО была включена станция радиоэлектронной разведки AN/APR-45, служащая для обнаружения излучения РЛС управления огнем ЗРК, а также станция AN/APR-26 для оповещения о пуске по самолету зенитной ракеты. Вооружение F-105F было дополнено ракетами AGM-45 «Шрайк», самонаводящимися на излучающие антенны РЛС противника. В дальнейшем самолеты получили подвесные контейнеры со станцией РЭП QRC-126, ставящей помехи системам командного наведения истребителей-перехватчиков противника.
 
В 1967-1971 гг. 60 самолетов F-105F были доработаны в вариант F-105G, несущий контейнеры с более совершенными станциями постановки активных помех AN/ALQ-105 и оснащенный мощными противорадиолокационными ракетами «Стандарт»АРМ. Последний истребитель-бомбардировщик F-105D был снят с вооружения ВВС США 25 февраля 1984, а последний «противорадиолокационный» F-105G - 12 июля 1980 года. В частях национальной гвардии их эксплуатация завершилась в 1984 году.

Самолёт F-105 Thunderchief выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным стреловидным крылом. Фюзеляж имеет относительно большое удлинение (10) и выполнен по правилам площадей. Технологически он разделен на три части. Крыло самолета имеет стреловидность 45° по 1/4 хорд. Оно расположено несколько выше средней линии фюзеляжа. Относительная толщина профиля у корня и в средней части крыла составляет 4%. Крыло имеет коническую крутку, затягивающую начало концевых срывов до больших углов атаки. Механизация крыла представлена отклоняемыми носками на передней кромке, а также щелевыми закрылками большой площади (6,57 м2).

Поперечное управление самолетом осуществляется посредством небольших элеронов, расположенных на концевых частях крыла, а также пяти секций интерцепторов на каждой консоли. Горизонтальное оперение - стреловидное низкорасположенное цельноворотное. Стреловидный киль (41° по 1/4 линии хорд) имеет сравнительно большое удлинение, что позволило увеличить его площадь, находящуюся в невозмущенном потоке. Руль направления снабжен весовой компенсацией и имеет демпфер. Имеется сравнительно небольшой (1 м 2) подфюзеляжный гребень.

Шасси - трехопорное, все опоры - одноколесные, с пневматиками высокого давления, не допускающими возможность использования самолета с грунтовых аэродромов. Имеется тормозной парашют и аварийный тормозной гак.
Силовая установка. Самолеты F-105D, F-105F и F-105G оснащены одним ТРДФ Pratt & Whitney J75-P-19W (1 х 11000 кгс без впрыска воды и 1 х 11975 кгс и без впрыска). На двигателе применен впрыск воды в компрессор, что увеличивает взлетную тягу на 975 кгс в течение 1 минуты. Удельный расход топлива на бесфорсажном режиме составляет 0,79 кг/ (кгс-ч) и 2,2 кг/ (кгс-с) на форсаже. В верхней части фюзеляжа, над воздушным каналом и двигателем, размещены мягкие топливные баки общей емкостью 2915 л. В грузоотсеке вместо вооружения может устанавливаться дополнительный бак на 1477 л, под фюзеляжем подвешивается ПТБ на 2840 л, а под крылом - два ПТБ на 1705 л.

Общесамолетные системы. Гидросистема с рабочим давлением 210 кгс/ см 2 состоит из двух независимых подсистем, которые питаются насосами, приводимыми от двигателя самолета. В аварийных ситуациях используется выпускающаяся в поток воздушная ветрянка, обеспечивающая работу аварийного гидронасоса и генератора. Источниками элетропитания на самолете являются генераторы переменного тока. Потребители постоянного тока питаются через выпрямители.
Целевое оборудование. Самолёт F-105D Thunderchief снабжен доплеровской навигационной системой AN/ARN-131 с аналоговым навигационным вычислителем. Навигационный автомат непрерывно выдает координаты самолета, путевую скорость, пройденный путь и расстояние до очередного пункта поворота маршрута, а также направление и скорость ветра. Эти данные вводятся в автопилот, а также на пилотажно-навигационные приборы в кабине летчика. Максимальная навигационная ошибка системы - 0,5% дальности. Имеется также приемник радионавигационной системы TACAN и автоматический радиопеленгатор.

Система управления огнем NASARR R-14A включает БРЛС AN/AGC-19, работающую в 3-см диапазоне. Радиолокационное изображение местности выводится на электронно-лучевой индикатор в кабине. Станция позволяет обнаруживать крупные радиолокацинно контрастные наземные цели, а также корректировать доплеровскую навигационную систему. Кроме того, станция может определять наклонную дальность до цели, обнаруживать препятствия по курсу при полете на малой высоте, а также осуществлять прицеливание в воздушном бою. Бомбардировочный прицел-вычислитель AN/ASG-19 Thunderstick, связанный с навигационным автоматом, обеспечивает автоматическое бомбометание вслепую с горизонтального полета, с кабрирования и «через плечо». На самолете F-105G установлен прицел-вычислитель «Thunderstick 2», обеспечивающий более высокую точность бомбометания.

Вооружение. Самолёт F-105D Thunderchief оснащен встроеной шестиствольной пушкой M61 Vulcan (20 мм) с боекомплектом 1029 снарядов. В центральной части фюзеляжа имеется грузоотсек длиной 4,5 м, в котором может размещаться ядерная бомба или топливный бак. Створки грузоотсека спроектированы с учетом возможности подвески на них дополнительного пилона (в случае, если в отсеке установлен несбрасываемый топливный бак). На четырех подкрыльевых узлах подвески могут размещаться свободнопадающие бомбы, напалмовые баки, четыре УР AGM-12B или AGM-12C Bullpup с радиокомандным наведением, до четырех ракет класса «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder и противорадиолокационные ракеты AGM-45. Максимальная масса боевой нагрузки - 5500 кг.

Лётно-технические характеристики F-105D Thunderchief
Экипаж: 1 (пилот)
Длина: 19,63 м
Размах крыла: 10,64 м
Высота: 6,0 м
Площадь крыла: 35,77 м
Масса пустого: 12 181 кг
Масса снаряжённого: 13 123 кг
Нормальная взлётная масса: 22 215 кг (с 1xMK-28 в бомбоотсеке)
Максимальная взлётная масса: 23 967 кг
Объём топливных баков: 4391 л (+ 7344 л в ПТБ)
Силовая установка: 1 x ТРДФ Pratt & Whitney J75-P-19W
Бесфорсажная тяга: 1 x 71,6 кН (7303 кгс) (максимальная)
нормальная: 1 x 63,6 кН (6486 кгс)
Форсажная тяга: 1 x 109 кН (11113 кгс)
Максимальная скорость: 2208 км/ч (на высоте 11000 м), у земли: 1345 км/ч
Крейсерская скорость: 939 км/ч
Боевой радиус: 1252 км (с 1 x MK-28 в бомбоотсеке, 2 x 1703 л и 1 x 2461 л ПТБ)
с 6 x M117, 2 x 1703 л ПТБ и дополнительным баком в бомбоотсеке: 937 км
с 16 x M117 и дополнительным баком в бомбоотсеке: 513 км
Перегоночная дальность: 3550 км (с максимальным запасом топлива)
Практический потолок: 12 558 м (при 0,5 м/с)
Боевой потолок: 14 783 м (при 2,54 м/с)
Скороподъёмность: 172,7 м/с

Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 x 20 мм пушка М61 с 1028 патр.
Точки подвески: 5 (4 под крылом, 1 под фюзеляжем, также есть бомбоотсек)
Управляемые ракеты:  
ракеты «воздух-земля»: 2-4 x AGM-12 и/или 2 x AGM-45
ракеты «воздух-воздух»: 4 x AIM-9
Неуправляемые ракеты: 6 x 7x70 мм ракет в блоках LAU-32/59 или 19x70 мм ракет в блоках LAU-3/18
Бомбы: свободнопадающие:
ядерные:
в бомбоотсеке: 1 x MK-28 или MK-43
на подвесках:
3 x MK-28, MK-43 или MK-61
1 x MK-57
фугасные:
16 x 241 кг Mk 82 или 340 кг M117
9 x 460 кг Mk 83
3 x 925 кг Mk 84 или 1361 кг M118
5 x 340 кг M117R/D
зажигательные с напалмом:
9 x 340 кг BLU-1/B или M116
8 x 340 кг BLU-27
химические:
16 x 340 кг MC-1 с зарином
8 x 340 кг BLU-52 со слезоточивым газом
касетные: 15 x SUU-30 (CBU-24/29/49/53/54)
агитационные: 16 x M129
Бомбовые контейнеры: 2 x SUU-7 (CBU-1/2/46) или SUU-10 (CBU-3) или SUU-13 (CBU-7/28/37)
Мины: 9 x 340 кг BLU-31
Подвесные топливные баки:
1 x 1476 л дополнительный бак в бомбоотсеке
1 x 2461 л или 1703 л под фюзеляжем
2 x 1703 л под крылом

 
Кто на сайте
Сейчас 311 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru