Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Истребитель-бомбардировщик F-101 Voodoo (США)

PostHeaderIconИстребитель-бомбардировщик F-101 Voodoo (США)


Истребитель-бомбардировщик F-101 Voodoo Один из главных создателей самолёта McDonnell F-101 Voodoo, Джеймс Смит Макдоннелл - американец шотландского происхождения, выпускник Принстонского университета, лётчик с общим налетом 1500 часов и инженер фирмы Гленн Мартин, в 1939 году в городе Сент-Луисе образовал собственную авиастроительную фирму. В 1941 году там была построена первая машина «мистера Мака» - двухмоторный тяжёлый истребитель-перехватчик XP-67, так и оставшийся в опытном экземпляре. В дальнейшем деятельность Д.С.Макдоннелла была связана с реактивной авиацией. 7 января 1943 году фирма приступает к проектированию первого в мире палубного реактивного истребителя FH-1 «Phantom», поднявшегося в воздух 26 января 1945 года и состоявшего на вооружении ВМС США до 1950 года (выпущено 60 машин).


Следующий самолет Макдоннелла, F2H Banshee (1947 год), также был создан для флота. Эти изящные истребители с прямым крылом серийно строились до 1953 года, всего было выпущено 895 машин, участвовавших в корейской войне 1951-1953 гг. и состоящих на вооружении ВМС до 1962 года. Опытный самолет Макдоннелл XF-85 Goblin (1948 год) также можно назвать «палубным» истребителем, однако его «полетная палуба» находилась не на корабле, а на самолёте-носителе (XF-85 Goblin должен был совершать взлеты и посадки с бомбардировщика B-36, втягиваясь в его бомбовый отсек при помощи специальной трапеции).

Истребитель-бомбардировщик F-101 Voodoo

1 апреля 1946 года в Сент-Луисе под руководством Макдоннелла и главного конструктора Е.М.Флеша началась работа над тяжелой «стратегической» машиной, предназначенной для эскортирования дальних бомбардировщиков, а 20 октября 1948 года шеф-пилот фирмы Макдоннелл Роберт М.Эдхолм впервые оторвал новый самолет - XF-88 Voodoo - от земли. Вскоре к первому прототипу присоединилась вторая опытная машина. XF-88 Voodoo был выполнен по схеме, надолго ставшей «классической» для самолетов этой фирмы (в известной степени она была повторена и на самолете F-4 Phantom II). Истребитель со стреловидным (35° по 1/4 линии хорд) низкорасположенным крылом имел два двигателя Westinghouse J34-WE-22 с соплами, выводимыми под хвостовую часть фюзеляжа.

Летные испытания показали, что самолет не выходит на расчетную скорость, что побудило конструкторов оснастить двигатели 130-сантиметровыми форсажными камерами. Практическая дальность полета XF-88 Voodoo составляла 2795 км. В ходе летных испытаний второму опытному самолету - XF-88A Voodoo - удалось в пологом пикировании достичь М=1. Однако в августе 1950 года программа была свернута по финансовым соображениям, а также, очевидно, из-за отсутствия у командования ВВС США полной ясности того, нужны ли вообще дальние истребители сопровождения. В 1951 году, когда в составе стратегического авиационного командования начали появляться первые дальние реактивные бомбардировщики Boeing B-47 Stratojet, задание на разработку истребителя сопровождения было возобновлено.

Истребитель-бомбардировщик F-101 Voodoo

Новая версия «Voodoo», получившая обозначения McDonnell F-101A Voodoo и ставшая первым самолетом знаменитой «100-й серии» (включавшей, кроме F-101 Voodoo, сверхзвуковые истребители 2-го поколения F-102, F-104, F-105 и F-106), отличалась от XF-88 Voodoo крылом увеличенной площади, Т-образным оперением, двигателями Pratt-Whitney J57-P-55 и увеличенной взлетной массой. 29 сентября 1954 года F-101A Voodoo совершил первый испытательный полет. Началось внедрение эскортного истребителя в серийное производство. В апреле 1957 года первые самолеты начали поступать на вооружение стратегического авиационного командования, заменяя F-84F. Однако в составе дальней авиации F-101 Voodoo находились всего два месяца: 1 июня ВВС приняли решение о полном отказе от использования истребителей сопровождения: военные пришли к выводу о неспособности подобных самолётов защитить бомбардировщики от современных истребителей-перехватчиков. Из состава авиации стратегического авиационного командования были выведены многочисленные истребители F-84F Thunderstreak и F-84E/G Thunderjet, а фирма McDonnell Aircraft начала искать своему новому самолёту другую область применения.
 
Партия из 77 F-101A Voodoo, перепрофилированных в истребители-бомбардировщики, была переадресована тактическому авиационному командованию. Самолёты должны были получить на вооружение тактическую ядерную бомбу, однако летчики эскадрилий, оснащенных F-101A Voodoo, так и не успели приступить к отработке применения этих боеприпасов, хотя один из истребителей-бомбардировщиков участвовал в 1957 году в испытаниях водородной бомбы в Тихом океане. Самолет F-101A Voodoo имел максимальную эксплуатационную перегрузку, ограниченную величиной 6,33, что считалось явно недостаточным для истребителя-бомбардировщика. Доработать конструкцию уже построенных самолетов не удалось и в конце 1958 года, после нахождения на вооружении всего 18 месяцев, F-101A Voodoo покинули боевой строй ВВС: 50 из них передали в различные испытательные центры, а 29 переоборудовали в разведчики RF-101G.

Истребитель-бомбардировщик F-101 Voodoo

7 июля 1958 года совершил первый полет усовершенствованный истребитель-бомбардировщик F-101C Voodoo, имеющий более прочный планер, способный выдерживать максимальную эксплуатационную перегрузку 7,7 (пустой самолет потяжелел на 230 кг). Были доработаны и двигатели, теперь они были способны работать на форсажном режиме не шесть, а 15 минут. В состав оборудования самолета была включена система бомбометания с малых высот МА-2 LABS, в дальнейшем замененная на более точную LADD. В состав системы входил электромеханический вычислитель, по командам которого осуществлялся автоматический сброс боеприпаса в заданной точке после нажатия боевой кнопки в момент пересечения целью марки на стекле оптического прицела. Минимальная высота пролета самолета над целью в момент атаки составляла 50 м.

Было заказано 47 F-101C Voodoo, которые в 1958 году начали поступать на вооружение американских авиационных частей в Европе и на Тайване, где они пришли на смену истребителям-бомбардировщикам F-84F. Самолеты предназначались для нанесения ядерных бомбовых ударов в первую очередь по аэродромам противника. С одной атомной бомбой Mk.7 массой 1688 кг, размещенной на центральном подфюзеляжном узле подвески и двумя ПТБ F-101C Voodoo обладал радиусом действия до 1600 км, что позволяло ему, взлетая с аэродромов в ФРГ, достигать целей в глубине территории восточноевропейских стран.

Для действий по более отдаленным объектам, находившимся на территории Советского Союза, на полном серьезе отрабатывалась тактика применения F-101C Voodoo по методу «билет в один конец», когда летчик истребителя-бомбардировщика, поразив (или не поразив) цель, должен был катапультироваться и добираться к своим самостоятельно, «партизанскими тропами». Разумеется, шансов на спасение у такого «камикадзе» практически не оставалось (антисоветское «подполье», способное оказать помощь американским летчикам на территории СССР, существовало тогда лишь в воображении сценаристов Голливуда и генералов ВВС США, которым нужно было хоть как-то обнадежить своих пилотов, готовящихся к столь рискованным действиям).

Истребитель-бомбардировщик F-101 Voodoo

Теоретически F-101C Voodoo мог нести на трех подфюзеляжных узлах подвески и обычные, неядерные бомбы, однако на практике применение такого вооружения не отрабатывалось. Действуя по целям в Восточной Европе, F-101C Voodoo должны были выполнять маловысотной (15 м) бросок над водами Балтики, обходя с севера мощную систему ПВО, развернутую на западных границах ГДР, и поражать аэродромы противника ядерными бомбами (бомбометание предполагалось выполнять с иммельмана, что давало летчику приблизительно минуту, чтобы удалится от места взрыва на относительно безопасное расстояние). Точность бомбометания - порядка 100-200 м - была вполне достаточна для полного выведения бетонированной ВПП из строя.

Самолеты F-101C Voodoo - классическое оружие «атомного апокалипсиса» - находились на вооружении до января 1966 года, после чего были заменены многоцелевыми истребителями F-4C Phantom II. 32 F-101C Voodoo переоборудовали в разведчики RF-101Н. Обладая относительно большой дальностью, высокой скоростью и большими внутренними объемами, F-101 Voodoo представлял собой хорошую основу для создания тактического разведчика. Первый опытный самолёт-разведчик YRF-101A совершил полет 30 июня 1955 года. Он был оснащен шестью фотокамерами, установленными в носовой части фюзеляжа вместо пушечного вооружения. Было выпущено два опытных самолета YRF-101A и 35 серийных разведчиков RF-101A.

В 1957 году начались испытания самолета RF-101C, имевшего более прочную конструкцию планера. Было выпущено 166 машин этого типа, использовавшиеся до 1971 года. Также, как и истребители-бомбардировщики F-101C Voodoo, разведчики RF-101C могли нести на подфюзеляжном узле подвески ядерную бомбу. Самолеты RF-101G и RF-101Н находились на вооружении частей национальной гвардии до 1972 года. Кроме истребителей-бомбардировщиков и разведчиков, в 1959-1961 гг. для ПВО континентальной части США строились двухместные истребители-перехватчики F-101B Voodoo (ранее именовались F-109). Было выпущено 479 самолетов этого типа, состоявших на вооружении до 1980 года. Они несли две УР класса «воздух-воздух» АIМ-4 «Фалкон», а также уникальное оружие - неуправляемую ракету «Джини» с ядерной боевой частью мощностью 1,5 Кг, предназначенную для поражения боевых порядков советских стратегических бомбардировщиков. 66 самолетов этого типа из состава ВВС США в 1961 году начали передаваться Канаде, где под названием CF-101B (и уже без ядерных ракет) находились на вооружении до начала 1980-х годов. В 1971-72 гг. 23 F-101B были переоборудованы в двухместные разведчики RF-101B, некоторое время использовавшиеся национальной гвардией США.

Конструкция. Самолёт F-101 Voodoo выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом (корневая часть крыла имеет обратную стреловидность по задней кромке). В конструкции планера, выполненной, в основном, из сплавов алюминия, использованы и титановые сплавы, из которых изготовлена часть шпангоутов фюзеляжа, обшивка в зоне выхлопных струй ТРДФ, ее подкрепляющие элементы и узлы крепления крыла. Угол стреловидности крыла по 1/4 линии хорд - 35°, относительная толщина - 6% у корня и 4-4,5% - на концах. На верхней поверхности крыла имеются аэродинамические перегородки. Между элеронами и гондолами двигателей расположены щитки, которые могут использоваться в качестве воздушных тормозов. Обшивка крыла состоит из больших фрезерованных панелей переменной толщины с подкрепляющими элементами.

Фюзеляж - овального поперечного сечения. Под его центральной частью расположен тормозной щиток. В хвостовой части размещен тормозной парашют. Герметизированная кабина летчика оснащена катапультным креслом. Оперение - стреловидное Т-образное. Стабилизатор - цельноповоротный, без руля высоты. Основные одноколесные опоры шасси убираются в крыло и фюзеляж, а носовая двухколесная опора - в фюзеляж (поворотом вперед).

Силовая установка состоит из двух ТРДФ Pratt-Whitney J57-P-55 (2 x 7672 кгс), размещенных в нижней центральной части фюзеляжа. Воздухозаборники, расположенные в корневой части крыла - нерегулируемые, с относительно короткими воздушными каналами. Топливные баки суммарной емкостью 9600 л размещены в фюзеляже и корневых частях крыла. Кроме того, имеются узлы подвески для трех ПТБ емкостью по 1705 л.
Целевое оборудование. Самолёт F-101 Voodoo оснащен РЛС МА-7 (первоначально создавалась для действий по воздушным целям, но на F-101A и F-101C использовалась как навигационная), оптическим прицелом К-19, блоком радионавигации AN/ARN-14, автопилотом МВ-1, бомбардировочным прицелом-вычислителем МА-2 LABS или LADD, а также приемником предупреждения о радиолокационном облучении AN/ASP-54.
Вооружение. На истребителях-бомбардировщиках установлены четыре пушки Кольт-Браунинг М-38 калибром 20 мм. Имеются три подфюзеляжных узла подвески, на которых размещается ядерная бомба M7 (центральный) и два ПТБ (крайние). Подвесные вооружения: 1 УР Mb-1(AIR-2A Genie) с ядерной боеголовкой и 4 УР класса "воздух-воздух" AIM-4 Falcom или 6 УР класса "воздух-воздух" AIM-4 Falcom.

Летно-технические характеристики самолета F-101 Voodoo
Экипаж: 2 чел
Макс. скорость: 1965 км/ч
Боевой радиус: 1368 км
Дальность полёта: 4500 км
Практический потолок: 16705 м
Длина: 20,55 м
Высота: 5,50 м
Размах крыла: 12,9 м
Площадь крыла: 34,19 м
Масса
Пустой: 12680 кг
Снаряжённый: 18100 кг
Макс. взлётная: 20900 кг
Двигатели: 2 ТРД Pratt Whitney J57-P-55; мощность 2 x 7672 кгс 
Вооружение:
Кол-во точек подвески: 3 
Масса подвесных элементов: 1000 кг
Подвесные вооружения:
1 УР Mb-1(AIR-2A Genie) с ядерной боеголовкой и
4 УР класса воздух-воздух AIM-4 Falcom или
6 УР класса воздух-воздух AIM-4 Falcom

 
Кто на сайте
Сейчас 320 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru