Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Противолодочный самолет Ил-38 (СССР)

PostHeaderIconПротиволодочный самолет Ил-38 (СССР)


Противолодочный самолет Ил-38Противолодочный самолет Ил-38 (код НАТО — Мау) предназначен для поиска. слежения, обнаружения и уничтожения подводных лодок противника в простых и сложных гидрометеоусловиях, в любое время года и суток, на удалении до 2000 км. Создан на базе пассажирского лайнера Ил-18. Работы по созданию противолодочного самолета начаты в 1960 г. в ОКБ им. С.В. Ильюшина. В 1965 г. приступили к летным испытаниям с полным комплектом БРЭО, а в 1967 г. Ил-38 был принят на вооружение. Всего было построено более 60 машин.


Ил-38 представляет собой моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены четыре двигателя. Планер самолета состоит из фюзеляжа, крыла, четырех гондол для размещения двигателей и хвостового оперения. Фюзеляж — балочной конструкции, с круглым поперечным сечением. К нему крепятся крыло, оперение и передняя опора шасси. Фюзеляж имеет три поперечных разъема. От фонаря кабины летчиков до шпангоута №10 он герметизирован. В передней части кабины размещаются два летчика, штурман-навигатор. бортинженер и радист; в задней, спиной к направлению полета, находятся рабочие места штурмана-оператора РЛС, оператора СПИУ и размещается аппаратура ППС «Беркут». Для входа в гермокабину и аварийного покидания самолета в воздухе в обшивке фюзеляжа и в попу сделаны люки размерами 700x1000 мм, соединенные наклонной шахтой с гладкими металлическими стенками. Для аварийного покидания машины при посадке на воду предусмотрен верхний люк между шпангоутами №4 и №6 размерами 550x800 мм, а также люк для выхода на крыло. Из кабины экипажа можно после сброса давления перейти в негерметичную часть фюзеляжа по двум проходам. Под кабиной размещен отсек передней опоры шасси.

В средней части фюзеляжа расположены два термоизолированных бомбоотсека для буев и средств поражения. Управление створками отсеков — гидравлическое. Над передним отсеком установлен контейнер с двумя мягкими топливными баками общей емкостью 4200 л. За задним бомбоотсеком находятся контейнер под спасательный плот, вспомогательная силовая установка ТГ-16М, аккумуляторы 12САМ-28, кислородные баллоны и рулевые машины автопилота АП-6Е. В заднюю часть самолёта можно войти через дверь в правом борту размерами 900x1280 мм. Из задней части в центральную проложен трап, соединяющийся ступеньками с проходами вдоль заднего бомбоотсека.

Крыло состоит из центроплана, к которому крепятся две отъемные части. Основная силовая часть крыла — кессон, образованный лонжеронами, обшивкой межлонжерон ной части со стрингерами и средними частями нервюр. Между лонжеронами во внешних частях центроплана расположены контейнеры для топливных баков. На центроплане закреплены четыре гондолы двигателей балочной конструкции и главные опоры шасси. Гондола внутреннего двигателя является обтекателем основной опоры шасси. Крыло снабжено цельнометаллическими закрылками и элеронами. Закрылки — двухщелевой конструкции, с дефлектором — выдвигаются и отклоняются с помощью электромеханиэмов. Носок крыла оборудован электрической противо-обледенительной системой.

Хвостовое оперение — однокипевое. Рули — цельнометаллические, снабжены триммерами, а руль направления — пружинным сервокомпенсатором, что способствует уменьшению шарнирного момента. Шасси — убирающееся трехопорное. Передняя опора — управляемая, с двумя нетормозными колесами. Основные опоры снабжены четырехколесными тележками. колеса имеют дисковые тормоза. Уборка и выпуск шасси, торможение и поворот передней опоры обеспечиваются гидроприводом. В случае отказа гидросистемы шасси после открывания замков выпускается под собственным весом и напором воздуха. Система торможения колес дублирована. При выходе из строя основной системы торможение производится с помощью азотногидравлической системы.

Силовая установка самолёта Ил-38 состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20К (АИ-20 5-й серии) с четырехлопастными воздушными винтами АВ-64И серии 04А диаметром 4,5 м. Мотогондолы разделены противопожарными перегородками из листов титанового сплава на три отсека. Газоотводные трубы изолированы от крыла воздушными каналами. Кольцевая камера в носке капота двигателя предназначена для подачи теплого воздуха, защищающего воздухозаборник от обледенения. Каждый двигатель имеет свою маслосистему (емкость — 228 л. заправка — 75%), причем часть маспа используется как рабочая жидкость для регулятора постоянных оборотов, ком ан дно-топ пивного агрегата, индикатора крутящего момента и систем флюгирования воздушного винта.

Топливная система автоматизирована и не требует вмешательства экипажа для поддержания нормального функционирования. Топливо размещается в 25 баках, питание раздельное для правых и левых двигателей. Баки в отъемных частях крыла и под фюзеляжи ой части центроплана — интегральные; во внешних частях крыла и в фюзеляже — мягкие. резиновые. Открытием крана кольцевания правые и левые группы баков объединяются в одну систему общей ёмкостью 34 200 л. Заправка топливом производится снизу через три горловины, сверху — через восемь.

Противопожарное оборудование предназначено для ликвидации пожара в гондолах двигателей и отсеке ТГ-16М. В случае возгорания двигателя или перед посадкой с убранным шасси надтопливное пространство под фюзеляжного бака-отсека заполняется нейтральным газом вручную. Системы тушения в гондолах двигателей и в отсеке ТГ-16М включаются автоматически, внутри двигателей — вручную. В кабине экипажа предусмотрены два переносных огнетушителя.

Система управления самолётом — механическая, жесткая, тягами, за исключением участков тросовой проводки к штурвалам, рулевым машинам автопилота АП-6Ё и триммеру руля высоты. Управление рулями высоты дублировано и разнесено по бортам фюзеляжа. На самолёте установлен автопилот АП-6Е, рулевые машины которого параллельно подключены к системе управления рулями высоты, рулю направления и элеронам. Управление триммерами руля направления и правого элерона — электрическое, триммерами руля высоты — механическое, закрылками — механическое, с электроприводом. На стоянке система управления стопорится из кабины.

Гидроазотная система состоит из основной, дублирующей и нескольких автономных подсистем. Первая подсистема обеспечивает уборку и выпуск шасси, управление поворотом передних колес, торможение, работу стеклоочистителей, открытие и закрытие люков бомбоотсеков. Источники энергии — два поршневых насоса НП25-5 на внутренних двигателях и два гидроаккумулятора. Для затормаживания колес на стоянке служат еще два гидроаккумулятора. С помощью дублирующей гидросистемы открываются и закрываются грузовые и входные люки. Источник энергии — автономная насосная станция НС-14 с питанием от собственного электродвигателя. Основная и дублирующая системы имеют общий бак емкостью 49 л. Азотная система используется для аварийного торможения, герметизации и открытия входных люков в полете. Источник давления — баллоны.

Пилотажно-навигационное оборудование Ил-38 включает систему «Путь-4Б-2К». автопилот АП-6Е, точную курсовую систему ТКС-П, автоматическое навигационное устройство АНУ-1К, централь скорости и высоты полета ЦСВ-1М-1Б, центральную гировертикаль ЦГВ-10, дистанционный астрокомпас ДАК-ДБ-5В, барометрический высотомер ВД-10К, вариометр ВАР-30, комбинированный указатель скорости КУС-1200. самописец К3-63.

В состав радионавигационного оборудования входят доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-1. комплекс системы ближней навигации РСБН-2С, оборудование системы посадки СП-50, автоматический радиокомпас АРК-11 и радиовысотомер малых высот РВ-4. Радиосвязное оборудование включает командные радиостанции Р-832М «Эвкалипт-С» и РСИУ-5В, связную К В-радиостанцию с передатчиком «Неон» и приемником УС-8, связную радиостанцию диапазона СВ «Пеленг», самолетное переговорное устройство СПУ-7 и магнитофон МС-61. К радиотехническому оборудованию относятся станция предупреждения об облучении СПО-2, ответчик диспетчерской службы СО-57М и рентгенометр ДП-3Б.

В вооружение самолёта Ил-38 входят буи, торпеды и противолодочные бомбы. Первый отсек предназначен для подвески буев РГБ-1 в кассетах, буев РГБ-3 и противолодочных бомб. Во втором отсеке размещаются буи тех же типов и торпеды. Для управления их сбросом служит специальный пульт, соединенный с ЦВМ. которая ведет учет количества оставшихся средств поиска и поражения. Последнее явно необходимо при наличии примерно 30 вариантов подвески буев, торпед и бомб. Так, в поисковом варианте самолёт несет до 216 буев РГБ-1 в девяти кассетах. Наиболее распространенным являлся вариант с 144 буями РГБ-1,10 РГБ-2 и двумя торпедами.

Система кондиционирования воздуха обеспечивает наддув и вентиляцию гермокабины, вентиляцию морских спасательных костюмов МСК-3, защиту смотровых стекол кабины от внутреннего запотевания, обогрев бомбоотсеков. турбогенератора ТГ-16М и контейнера под спасательный плот ПСН-6А. Питание системы — воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей. Кислородное оборудование самолёта обеспечивает жизнедеятельность экипажа на больших высотах и в случае аварийного покидания машины в воздухе. Запас кислорода хранится в баллонах общей ёмкостью 692 л.

Противообледенительная система крыла, оперения и воздушных винтов — электротепловая, энергия к ней подается циклически. Обогрев воздухозаборников и входных направляющих аппаратов двигателей выполняется горячим воздухом. отбираемым от компрессоров. О начале обледенения сообщает сигнализатор С0-4А, установленный на входных каналах двигателей. На наружной поверхности фонаря в поле зрения правого летчика установлена небольшая профилированная стойка, снабженная штырем, разделенным на участки по 10 мм. Это помогает визуально оценивать толщину слоя льда, нарастающего на носках крыла и оперения.

В состав аварийно-спасательного оборудования входят парашюты, укомплектованные носимым аварийным запасом, кислородные приборы КП-23, надувной спасательный плот ПСН-6 со средствами сигнализации и аварийными запасами и морские спасательные костюмы МСК-3. Все санитарно-бытовое оборудование размещено в гермокабине. Оно включает буфет, койку, аптечку и санузел. В верхней части буфета находятся две электроплиты УЭК-2, в нижней — продукты и посуда.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Экипаж, чел. 7
Скорость, км/ч:
максимальная 685
крейсерская 400
Практический потолок, м 10000
Дальность, км:
перегоночная 8500
действия 2000
Масса, кг:
максимальная взлетная 66000
пустого самолета 34030
Длина разбега (при нормальной взлетной массе), м 1300
Длина пробега (при нормапьной посадочной массе), м 850
Габариты самолета, м:
размах крыла 37,42
длина 40,075
высота 10,16
Двигатель: ТВД АИ-20М, л.с. 4 по 4250

 
Кто на сайте
Сейчас 275 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru