Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Военная авиация Самолёты Истребитель-штурмовик Tornado (Европа)

PostHeaderIconИстребитель-штурмовик Tornado (Европа)


Самолет Tornado разработан европейским консорциумом Panavia в составе английской фирмы «Бритиш аэроспейс», немецкой «Мессершмитт-Бельков-Блом» и итальянской «Аэриталиа» для ВВС трех стран (тактические истребители) и ВМС ФРГ (истребитель-бомбардировщик). В ФРГ и Италии он имеет наименование Tornado ECR, а в Великобритании - Tornado GR.I. Первый полет опытного образца состоялся в августе 1974 года, а серийного - в июле 1979-го. Было построено девять опытных образцов. Первый, собранный компанией МВВ, совершил полет 14 августа 1974 г. Название Tornado для этой машины было официально утверждено в сентябре 1974 г., а 29 июля 1976 г. подписан меморандум о совместном финансировании производства 809 таких самолетов. Это число позднее увеличилось до 923 в связи с продажей машин партнерам из Саудовской Аравии и Омана.

Серийные самолеты Великобритании, Западной Германии и Италии совершили первые полеты соответственно 10 и 27 июля 1979 г. и 25 сентября 1981 г. Из 923 построенных машин ВВС Великобритании получили 402 самолета, включая 229 машин Tornado GR Mk.1/1A (истребитель-бомбардировщик) и 173 истребителя ПВО Tornado F Mk.2/3. ВВС Германии получили 247 истребителей-бомбардировщиков (включая 35 специально оборудованных для увеличения дальности действия). ВМС Германии поставлено 112 истребителей-бомбардировщиков; ВВС Италии - 100 истребителей-бомбардировщиков; ВВС Саудовской Аравии приобрели 48 истребителей-бомбардировщиков и 24 истребителя ПВО.

Продажа восьми самолетов-перехватчиков Оману была впоследствии отменена. и самолеты достались ВВС Великобритании. На пике производства 8 1983 г. три производственных центра выпускали 110 самолетов Tornado в год. Последние самолеты Tornado построены в 1992 г. в Германии и Великобритании. В январе 1993 г. Саудовская Аравия подписала контракт на поставку еще 48 истребителей-бомбардировщиков. Этот заказ увеличил число проданных Tornado до 992 экземпляров.

Самолеты для всех стран имеют идентичную конструкцию и базовое РЭО, различаясь некоторыми компонентами РЭО в зависимости от состава вооружения и возможностей национальной электронной промышленности.

Самолет Tornado является свободнонесущим высокопланом цельнометаллической конструкции с крылом изменяемой геометрии, которое может иметь угол стреловидности 43°, что в сочетании с двумя современными турбовентиляторными двигателями Турбо-Юнион и очень сложным электронным авиационным оборудованием позволяет проникать на территорию противника в любую погоду.

Tornado имеет высокорасположенное крыло изменяемой стреловидности (ее углы 25-67°), планер выполнен из традиционных конструкционных материалов. Особенностью двухдвигательной силовой установки являются высокоэкономичные трехвальные ТРДД RB.199-34R тягой по 7530 кгс на форсажном режиме и 4300 кгс на бесфорсажном (удельный расход топлива соответственно 2,5 и 0,45 кг/кгс-ч, по некоторым данным, 0,61). Запас топлива во внутренних баках 6100 л (на самолетах ВВС Великобритании 6540 л за счет дополнительного бака в киле), в четырех подвесных по 1500 л или в двух по 1500 л и двух по 2250 л. Это обеспечивает перелет с четырьмя УР класса «воздух-воздух» через Атлантику без дозаправки в воздухе. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в воздухе и может сам использоваться в качестве заправщика (только в ВМС ФРГ).

В состав комплексной системы навигации и управления оружием входят многофункциональная РЛС американской фирмы «Тексас инструменте», инерциальная навигационная система FIN1010 фирмы «Ферранти», доплеровская навигационная РЛС, лазерный дальномер-целеуказатель, аппаратура автоматического управления полетом в режиме огибания рельефа местности и другая аппаратура, обеспечивающая применение управляемого оружия, в том числе ПКР.

Истребитель-бомбардировщик Tornado имеет полностью автономную систему навигации и управления атакой. РЛС отслеживания рельефа местности и управляемую компьютером автоматическую трехканальную систему повышения устойчивости с двухкратным резервированием, включающую в себя электродистанционную систему управления полетом с автостабилизацией. Радиоэлектронное оборудование состоит из центральной БЦВМ «Спирит» 3, системы обработки данных, многорежимной РЛС AI-24 «Фосхантер», системы опознавания «свой-чужой», двух ИНС FIN 1010, линий скрытой передачи данных, приемника системы предупреждения о радиолокационном облучении, мультиплексной информационной шины, ИЛС. индикаторов на ЭЛТ с клавишными пультами управления. радионавигационной системы TACAN. Использование такого мощного электронного авиационного оборудования позволяет самолету выполнять разнообразные задачи, отвечающие требованиям четырех использующих его стран.

Встроенное вооружение самолета состоит из двух 27-мм пушек «Маузер» с боекомплектом по 180 патронов. Для подвесного вооружения имеются три подфюзеляжных узла (центральный - однозамковый, боковые - трехзамковые) и четыре подкрыльевых (однозамковых). Для решения задач на море Tornado может нести на борту две ПКР «Корморан» AS-34 немецкой разработки, две - четыре ПРУР HARM и УР «Сайдвиндер» класса «воздух-воздух». При необходимости возможно применение других стандартных для НАТО образцов вооружения: ПКР «Си Игл», ПРУР ALARM, УР «Мейверик», «Спарроу», «Скайфлэш» и AIM-120, а также УАБ, Сообщается, что самолет может использоваться в качестве носителя ядерного оружия.

Для самолетов «Торнадо» авиации ВМС ФРГ разработан контейнер с разведывательным оборудованием. Кроме вариантов тактического истребителя и истребителя-бомбардировщика существуют еще специализированные модификации: истребитель ПВО Tornado R.2 и 3 - для ВВС Великобритании и самолет РЭБ Tornado ECR - для ВВС ФРГ. Радиус действия самолета с боевой нагрузкой 3600 кг при переменном профиле полета достигает 1400 км, при перехвате воздушной цели («Торнадо-Ё.З») на дозвуковой скорости - свыше 1850 км (на сверхзвуковой - более 550 км), продолжительность патрулирования при решении задач ПВО составляет 2 ч при радиусе 750 км.

Для поддержания высоких боевых возможностей Tornado осуществляется программа его модернизации (главным образом за счет бортового оборудования), что должно обеспечить повышение точности навигации, эффективности применения оружия по целям вне их визуальной видимости и средств РЭБ для самообороны, улучшение надежности самолетных систем, а также упрощение и удешевление эксплуатации.

После того как самолет Tornado принял участие в войне в Персидском заливе в 1991 г., успешная производственная организация «Панавиа» стала моделью для предстоящей программы европейского истребителя.

Технические характеристики
Экипаж: 2 человека
Грузоподъёмность: 9 000 кг
Длина: 16,72 м
Размах крыла: 8,60 м — 13,91 м (в зависимости от угла стреловидности)
Высота: 5,95 м
Площадь крыла: 26,60 м? (при угле стреловидности 25°)
Масса пустого: 14 091 кг
Максимальная взлётная масса: 27 950 кг (с наружными подвесками)
Масса топлива во внутренних баках: 4 650 кг + 440 кг (килевой бак)
Силовая установка: 2 ? ТРДДФ RB199
Бесфорсажная тяга: 2 ? 4 380 кгс
Форсажная тяга: 2 ? 7 620 кгс

Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость: 2340 км/ч (2,2 Маха)
Максимальная скорость: 1 480 км/ч (на малой высоте без подвесок)
Крейсерская скорость: 1 112 км/ч (с подвесками)
Боевой радиус: 1 390 км
Перегоночная дальность: 3 890 км
Практический потолок: > 15 000 м
Скороподъёмность: > 75 м / сек
Длина разбега: < 900 м
Длина пробега: 370 м
Максимальная перегрузка: +7,5 g

Вооружение
Стрелково-пушечное: 1 х 27 мм BK-27 Маузер
Боезапас: 1 х 180 патронов
Скорострельность: 1 600 выстрелов / мин
Точки подвески: 7
Боевая нагрузка: 9 000 кг
Управляемые ракеты: УРВВ AIM-9, противорадиолокационные HARM, ALARM, ПКР Sea Eagle, TASM
Бомбы: BL-755, Mk.83, MW-1, JP233, LAU-51A, LR-25, WE177

 
Кто на сайте
Сейчас 120 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru