Танк Т-28. Иной взгляд


5. ОТДЕЛЬНАЯ ГВАРДЕЙСКАЯ МОБИЛЬНАЯ БРИГАДА
Создание «боевого комплекса» БК-28 могло преследовать лишь одну рациональную цель – создание элитных частей, как основы мобильных войск РККА. Организационно-штатная структура отдельной Гвардейской Мобильной Бригады-28 показана на рисунке 21.
|
Рисунок 21. ОШС МоБр-28 |
К отличительным особенностям МоБр-28 относятся: интеграция танковых и пехотных подразделений на уровне отделения, единая техническая база всех основных машин (БШ-28), принцип функционирования инфраструктуры – «на колесах» (в данном случае, «на гусеницах»). Все подразделения бригады моторизованы и обладают идентичными параметрами подвижности (как по дорогам, так и вне дорог). Иными словами, деятельность всех подразделений в штатном режиме осуществляется «на ходу». Наличие сменных механиков-водителей, позволит, при необходимости, двигаться непрерывно, сочетая марш бригады и отдых личного состава. Ремонт, обслуживание техники, снабжение и питание, в этом случае, осуществляются малыми группами. В частности, путем буксирования поврежденной техники до СПАМ.
Автономность МоБр-28 обеспечивается: по боекомплекту – увеличенным запасом в каждой машине и 60 тоннами на транспорте рот и бригады (~ 0,75 БК), по топливу – 10 бензозаправщиков по 8,5 м3 (~ 0,5 заправки), продовольствием и вещевым довольствием на транспорте рот и хозяйственных отделений (12 и 18 тонн соответственно). По опыту танковых армий РККА эти запасы обеспечивали автономное наступление в течение 7..10 суток.
Средние суммарные потери танковых армий в наступлении составляли ~ 6..9 % машин в сутки (9..14 ед.). В том числе безвозвратные потери и машины, требующие капремонта, ~ 3..5 % (5..8 ед.). В свою очередь, танкоремонтные роты бригад обеспечивали до 5 текущих ремонтов в сутки. Средний ремонт осуществляли корпусные и армейские восстановительные подразделения. Таким образом, число БТТ в МоБр-28 за 7..10 суток автономного наступления могло сократиться до 45..30 боевых и 60..50 тыловых машин (без учета возможного изменения конфигурации компонентов БК-28 в полевых условиях).
Организационно-штатная структура отдельной мобильной бригады (штат МоБр-28/42)
5.1. Организация
Командное отделение бригады.
Штабная рота (штат 28/42-01): 1 командное отделение, 1 штаб бригады, 1 взвод разведки, 1 взвод связи, 1 медико-санитарный взвод, 1 саперный взвод, 1 взвод тыла.
3 мобильных роты (штат 28/42-02): 1 командное отделение, 1 штабной взвод, 3 мобильных взвода, 1 взвод оружия, 1 взвод тыла.
Рота оружия (штат 28/42-03): 1 командное отделение, 1 штабной взвод, 2 взвода поддержки танков, 2 взвода САУ-122, 1 взвод тыла.
Рота тыла (штат 28/42-04): 1 командное отделение, 1 штабной взвод, 1 танкоремонтный взвод, 1 ремонтный взвод, 1 взвод обслуживания, 1 взвод тыла.
5.2. Штаты (для машин указана база)
Командное отделение: 1 командир + 2 вестовых, 4 экипаж.
Командное отделение=1*БМП+7 ч.
Штаб бригады: 1 штаб (1*БШ+1*авто+5ч.); 1 оперативное отделение (1*БТр+6ч.); 1 канцелярия (1*БТр+6ч.); 1 политотдел (1*БТр+6ч.); командная группа (2ч.).
Штаб=1*БШ+3*БТр+25 ч.
Взвод разведки: 4 отделения разведки (1*БМП+1*мот+8ч.); командная группа (2ч.).
Взвод разведки=4*БМП+4*мот+34ч.
Взвод связи: 3 отделения связи (1*БШ+1*авто+2*мот+7ч.); 1 отделениt дальней связи (1Бтр+6ч.); командная группа (2ч.).
Взвод связи=2*3Ш+1*БТр+3*авто+6*мот+29 ч.
Саперный взвод: 3 саперных отделения (1*БШ+5ч.); 1 транспортное отделение (1*БТр+2ч.); командная группа (2ч.).
Саперный взвод=3*БШ+1*БТр+19ч.
Медицинский взвод: 2 медицинских отделения (1*БТр+5ч.); 2 транспортных отделения (1*БТр+2ч.); командная группа (2ч.).
Медицинский взвод=4*БТр+16ч.
Взвод тыла: 2 транспортных отделения (1*БТр+2ч.); 1 эвакуационное отделение (1*БШ+1*ТрПК*+5ч.); 1 хозяйственное отделение (1*БТр+6ч.); 1 командная группа (2ч.).
Взвод тыла=1*БШ+3*БТр+1*ТрПК+17ч.
Штабной взвод: 1 штаб роты (1*БШ+1*авто+5ч.); 1 отделение разведки (1*БМП+1*мот+8ч.); 1 санитарное отделение (1*БШ+1ТрПК+5ч.); 1 отделение связи (1*БШ+1*авто+2*мот+7ч.); командная группа (2ч.).
Штабной взвод=1*БМП+3*БШ+1ТрПК+2*авто+3*мот+27ч.
Мобильный взвод: 4 мобильных отделения (1*БМП+12ч.); 1 командная группа (2ч.).
Мобильный взвод=4*БМП+50ч.
Взвод оружия: 2 отделения поддержки танков (1*БМП+6ч.); 2 отделения самоходных минометов (1*БШ+6ч.); командная группа (2ч.).
Взвод оружия=2*БМП+2БШ+26ч.
Взвод САУ: 4 отделения САУ (1*БМП+6ч.); командная группа (2ч.).
Взвод САУ=4*БМП+26 ч.
Взвод поддержки танков: 4 отделения поддержки танков (1*БМП+6ч.); командная группа (2ч.).
Взвод поддержки танков=4*БМП+26ч.
Танкоремонтный взвод: 4 танкоремонтных отделения (1*БТр+6ч.); командная группа (2ч.).
Танкоремонтный взвод = 4*БТр+26ч.
Ремонтный взвод: 1 отделение ремонта оружия (1*БТр+6ч.); 1 пуско-зарядное отделение (1*БТр+6ч.); 1 отделение ремонта связи (1*БТр+6ч.); 1 отделение ремонта оптики (1*БТр+6ч.); командная группа (2ч.).
Ремонтный взвод=4*БТр+26ч.
Взвод обслуживания: 4 эвакуационных отделения (1*БШ+1*ТрПК*+5ч.); командная группа (2ч.).
Ремонтный взвод=4*БШ+4ТрПК+22ч.
Транспортный взвод: 4 транспортных отделения (1*БТр+2ч.); командная группа (1ч.).
Транспортный взвод=4*БТр+9ч.
5.3. Силы и средства бригады
На вооружении личного состава бригады состоят: пистолеты ТТ, пистолеты-пулеметы ППШ-41, самозарядные винтовки СВТ-40 и пулеметы ДП. В состав стрелкового вооружения БМП входят 2 ДТ, 1 СВТ-40, 1 ППШ-41.
Тяжелое вооружение включает 51 Ф-34, 14 ТНШ (ДШК/ВЯ), 14 автоматических гранатомета АГ-2, 8 гаубиц калибра 122 мм и 6 батальонных минометов (82 мм). Все машины на базе БШ-28 вооружены пулеметами ДТ на зенитной турели П-40. Кроме того, на 73 боевых машинах с основным вооружением спарен пулемет ДТ. Опытные работы по монтажу ДШК, ВЯ и ТНШ в танке Т-60 и «танков-ПВО» были выполнены в 1941..1942 гг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Автор уверен в лживости и ангажированности ВСЕХ обвинений в адрес танка Т-28. Это авторское утверждение касается: незыблемости многобашенной компоновки, неисправимой тонкобронности, низкой эффективности вооружения, ненадежности и сложности, огромных габаритов, неработоспособности подвески, бесперспективности карбюраторного мотора, неуклюжести машины. Иными словами, все эти аргументы не соответствуют действительности.
Автор не сомневается в успешной перспективе модернизации танка Т-28 до уровня «основного боевого танка» на каждом этапе Второй Мировой войны. Это авторское утверждение основано на потенциальном запасе: боевой массы, мощности мотора, внутреннего пространства БО и МТО, тягового потенциала трансмиссии, возможного усиления ходовой части.
Автор считает конструкцию исходного танка Т-28 наиболее технологичной и приспособленной к массовому производству в условиях военного времени. Это авторское утверждение базируется на анализе: исходных материалов (листовой брони), формы бронекорпуса и башни, конструкции подвески, стоимости двигателя. Автор полагает, что конструктивные особенности танка Т-28 в наибольшей степени соответствовали сегодняшним требованиям модульности боевых машин. Это авторское утверждение подтверждается: стандартным боевым модулем танков (башня), сменным вооружением, конструкцией подвески из 4 независимых тележек, четким пространственным разграничением БО и МТО.
Автор уверен в потенциальной возможности создания в 1942 г. «боевого комплекса БК-28» на основе танка Т-28. Причем, без существенных и дорогостоящих изменений исходной конструкции. Принцип модульности, в этом случае, проявил бы свои преимущества как в производстве, так в эксплуатации. Техническая основа «перевертыша» – универсального базовое шасси БШ-28 – единственная неизменная часть боевого комплекса. Все остальные компоненты комплекса (отдельные машины) формируются путем монтажа сменных транспортных, служебных и боевых модулей, броневых экранов. Автор убежден в абсолютном оперативно-тактическом превосходстве интегрированных Мобильных Бригад, созданных на технической основе боевого комплекса, над танковыми и мотострелковыми частями, оснащенными традиционной техникой того времени. Автор полагает, что создание в 1942..43 гг. боевого комплекса на базе танка Т-28 существенно изменило бы сегодняшние «танковые концепции».
ЛИТЕРАТУРА
1. Коломиец М.В. «Средний танк Т-28. Трехглавый монстр Сталина» – М.: Яуза, 2007.
2. Чемберлен П., Дойл. Х. «Энциклопедия немецких танков Второй мировой войны. …» – М.: АСТ, 2003
3. «Наставление автобронетанковых войск РККА. Часть 1. Материальная часть, вождение, уход и регулировка танка Т-28» – М.-Л.: НКО, 1935.
4. http://mechcorps.rkka.ru – Механизированные корпуса РККА.
5. Свирин М.Н. «История советского танка 1919-1955 годы» – М., Яуза, 2005.
6. «Руководство по ремонту моторов типа М-17 и М-17б» – М.-Л.: НКО, 1935.
7. «Танк БТ-7. Наставление автобронетанковых войск РККА» – М.: НКО, 1938.
8. http://town-kolomna.chat.ru – История Коломны.
9. http://kolomnaonline.ru – Коломна Онлайн.
10. Барятинский М.Б. «Бронетанковая техника Германии 1939-1945», Приложение к журналу «М-К» – 2(5)-1996, М. (эскизы).
11. Барятинский М.Б. «Бронетанковая техника США 1939-1945», Приложение к журналу «М-К» – 3(12)-1997, М. (эскизы).
12. Коломиец М.В., Свирин М.Н. «Т-26: машины на его базе», «Фронтовая иллюстрация» – 4-2003, М.: Стратегия КМ. (эскизы).
13. Радзиевский А.И. "Танковый удар" - М.: МО, 1977.
автор: Сухиненко Б.Н.