Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Военный флот Проект подводный лодки пр.649 (СССР)

PostHeaderIconПроект подводный лодки пр.649 (СССР)


Проект подводный лодки пр.649В проекте 641 были довольно успешно решены задачи совершенствования и развития ТТД больших океанских дизельных ПЛ. Однако этот проект основывался на конструктивных решениях, заложенных еще в пр.611 в период 1944-1947 годов, и его модернизационные возможности были почти полностью исчерпаны. В то же время руководством ВМФ было высказано предложение о создании океанской дизель-электрической ПЛ с более высокими тактико-техническими характеристиками по вооружению, скоростям и дальностям плавания в подводном положении, глубине погружения, автономности, достижение которых предполагалось за счет применения серебряно-цинковой аккумуляторной батареи, дизелей и гребных электродвигателей повышенной мощности, современной радиоэлектронной аппаратуры и более совершенных видов судового оборудования.


Тактико-техническое задание ВМФ на проектирование такой подводной лодки было поручено ЦКБ в июне 1956 года, а в IV квартале этого года группа главного конструктора С.А. Егорова приступила к разработке эскизного проекта 649 - новой океанской дизель-электрической подводной лодки. Для характеристики трудностей, стоявших перед ЦКБ при выполнении проекта, следует отметить такие весьма высокие требования к ТТД новой ПЛ, как например:
- дальность плавания наибольшей подводной скоростью 21 узел не менее 40-45 миль;
- автономность - 90 суток;
- время непрерывного пребывания под водой - 800 часов;
- предельная глубина погружения - 300 метров;
- общее количество торпед 52-56 шт. при 8 носовых и 4-6 кормовых торпедных аппаратах.

При этом нормальное водоизмещение ПЛ ограничивалась величиной 2100-2200 тонн. В результате разработки проекта выявилось, что выполнение всех требований ТТЗ несовместимо с заданной величиной водоизмещения, которое получалось равным около 2500 тонн. В июне 1957 года Бюро закончило разработку эскизного проекта 649 и представило его на рассмотрение ВМФ и МСП. Проектирование обводов наружного корпуса было подчинено требованию обеспечения подводной ходкости. С этой целью форма корпуса в миделевом сечении была выполнена круговой, а относительная длина корпуса была значительно меньше, чем на пр.611 и пр.641. ПЛ была спроектирована двухкорпусной, семиотсечной. Прочный корпус предполагалось выполнить из стали АК-25 с пределом текучести 60 кгс/мм^, легкий корпус - из маломагнитной стали, что существенно должно было уменьшить магнитное поле корабля.

На лодке предусматривалась установка современного вооружения, средств навигации, наблюдения и связи. Корабельные системы и устройства были аналогичны принятым на пр.611 и пр.641. Следует особо обратить внимание на применение на ПЛ малогабаритных торпедных аппаратов и энергетической установки. Малогабаритные кормовые торпедные аппараты были приспособлены для беспузырной торпедной стрельбы торпедами калибра 400 мм «МГТ-1» и «МГТ-2» с глубин до 200-250 метров, а также для выстреливания приборов активных помех «Анабар». С целью быстрой перезарядки как носовых, так и кормовых торпедных аппаратов, предусматривалось устройство быстрого заряжания, с помощью которого запасные торпеды, расположенные по оси торпедных аппаратов, подавались в аппараты. Время перезарядки составляло 10 минут.

Энергетическая установка была двухвальной и имела в своем составе:
- два дизеля марки Д43 Коломенского завода (по одному на борт) четырехтактные, простого действия, двухрядные, 12-ти цилиндровые с газотурбинным наддувом;
- четыре главных гребных электродвигателя (двухъякорные). Оба электродвигателя каждого борта соединялись через редуктор и эластичную муфту с гребным валом. Через разобщительную шиннопневматическую муфту каждый дизель соединялся с одним гребным электродвигателем;
- один дизель марки Д42 Коломенского завода четырехтактный, однорядный, шестицилиндровый. Он размещался по правому борту в дизельном отсеке и через разобщительную шинно-пневматическую муфту и вал соединялся с гребным электродвигателем правого борта, размещенным в смежном VI отсеке. Управление всеми дизелями было дистанционным и осуществлялось из VI отсека. Подготовка двигателей к пуску производилась в дизельном отсеке;
- два электродвигателя экономического хода. Через полые валы электродвигателя проходили промежуточные валы, с которыми электродвигатели связывались муфтой;
- четыре группы серебряно-цинковой аккумуляторной батареи. Аккумуляторы размещались во II и IV отсеках в два яруса и имели водяное охлаждение.

Перечисленный выше состав и размещение энергетической установки давали возможность путем выбора различных комбинаций работы дизелей и электродвигателей иметь широкий диапазон режимов работы энергетической установки, а также широко использовать режим чистого электродвижения при выборе для хода подводной лодки наиболее экономического режима. С целью уменьшения следности от выдвинутой шахты РДП подача воздуха производилась по двум шахтам - заваливающейся (для полных ходов под РДП без зарядки аккумуляторной батареи) и телескопической. Обе шахты совместно обеспечивали зарядку батареи и ход до 4-х узлов.

В связи с пожеланиями ГУК ВМФ уменьшить водоизмещение ПЛ пр.649 ЦКБ-18 разработало дополнительно еще четыре варианта проекта,анализ которых подтвердил несовместимость требований ТТЗ в рамках заданного водоизмещения. В связи с невозможностью выполнения ТТЗ ВМФ отказался от дальнейших работ по проекту 649 и ограничился дополнительным заказом на ПЛ пр.641. После этого к проекту 649 не возвращались.

Тактико-технические характеристики подводной лодки проекта 649
Водоизмещение нормальное, м  ок.2560
Длина наибольшая, м  80,7
Ширина наибольшая, м  9,6
Осадка средняя при нормальном водоизмещении, м  6,38
Запас плавучести, % от нормального водоизмещения  35,0
Глубина погружения предельная, м  300
Команда, чел.  68
Автономность, сут. 90
Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации, ч  800
Наибольшая надводная скорость при полном запасе топлива, уз.  15
Наибольшая подводная скорость, уз.  20
Дальность плавания экономической подводной скоростью 2,5 узла, мили800

Вооружение
Носовые торпедные аппараты для торпед калибра 533 мм, шт.  8
Кормовые торпедные аппараты для торпед калибра 400 мм, шт.  4
Запасные торпеды калибра 533 мм, шт.  16
Запасные торпеды калибра 400 мм, шт.  12
Глубина стрельбы;
- из носовых аппаратов, м  до 80-100
- из кормовых аппаратов, м  до 200-250

Средства навигации, наблюдения и связи
Двухгирокомпасная система "Маяк", компл.  1
Гидравлический лаг "Бурун", компл.  1
Эхолот НЭЛ-5, компл. 1
Эхоледометр ЭЛ-1, компл.  1
Автоматический радиопеленгатор АРП-53, компл.  1
Радиолокационная станция обнаружения надводных цепей "Буря", компл.  1
Радиолокационная станция "Накат", компл.  1
Гидроакустическая станция кругового обзора "Тулома", компл.  1
Гидролокационная станция "Арктика-М", компл.  1
Гидроакустическая станция обнаружения работающих гидролокаторов "Свет-М", компл.  1
Гидроакустическая станция подводной связи "Свияга", компл.  1
Перископ атаки ПА-10, компл.  1
Перископ зенитный ПЗН-10, компл.  1

Энергетическая установка
Двигатель типа Д43, мощностью 4000 л.с., шт.  2
Гребной электродвигатель мощностью 4000 л.с. (с редукторной передачей на вал), шт. 4
Электродвигатель экономического хода мощностью 400 л.с. при 145 об/мин,  шт. 2
Дизель-генератор Д42 с редуктивной передачей на вал, шт. 1
Серебряно-цинковая аккумуляторная батарея по 152 элемента в группе, число групп  4

 
Авторизация



Кто на сайте
Сейчас 271 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru