Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Ракетное оружие Зенитный ракетный комплекс РЗ-25 «Даль» (изделие «400») (СССР)

PostHeaderIconЗенитный ракетный комплекс РЗ-25 «Даль» (изделие «400») (СССР)


В середине 1958 года заводу № 232 МОП (он же завод «Большевик», ныне - Обуховский завод) было предписано проектирование и изготовление в обеспечение проведения испытаний ракет трёх стационарных наводимых пусковых установок. Под руководством главного конструктора ОКБ завода № 232 Т.Д.Вылкоста в крайне сжатые сроки был выпущен и передан в производство проект пусковой установки Б-170. В 1958-1959 годах завод изготовил три (по другим данным - две) пусковые установки, которые были отправлены в Сары-Шаган для монтажа на полигонной стартовой позиции системы РЗ-25 «Даль».
 
Пусковые установки Б-170 завода «Большевик» (весом около 29 тонн), обеспечившие проведение начального этапа испытаний, по своим характеристикам не удовлетворили заказчика. По ряду причин конструкторскому бюро не была предоставлена возможность для переработки конструкции пусковой установки с целью обеспечения всех заданных проектом требований, надёжной работы в составе комплекса средств стартовой позиции, удобства обслуживания и т.д. После того, как создание новой ПУ было поручено другой организации, главный конструктор Вылкост приказал непосредственно занимавшемуся проектированием ПУ начальнику сектора Р.Д.Дону уничтожить всю конструкторскую, технологическую и производственную документацию. В скором времени аналогичная судьба постигла и сами пусковые установки Б-170.
 
Зенитный ракетный комплекс РЗ-25 «Даль» (изделие «400»)
На конкурсной основе в московском Научно-исследовательском институте авиационных технологий (НИИАТ) была разработана автоматизированная пусковая установка весом около 32 т. Перевод ракеты с рельсовой заряжающей машины на пусковую установку при её заряжании осуществлялся автоматически. В специальном ангаре, расположенном в 25 метрах от ПУ, размещалось до пяти заряжающих машин. Несмотря на наличие газоотражателя в составе ПУ при первых полигонных испытаниях мощная струя продуктов сгорания двигателя стартовой ступени ракеты прошла вдоль земли и вышибла защитные ворота ангара. Разобраться в причинах непредвиденного поведения газовой струи поручили НИИ-2.
 
При втором пуске ракеты пусковая установка была оснащена измерительной и регистрирующей аппаратурой, что позволило разобраться с причинами этого явления. По результатам испытаний и анализа эксплуатационных характеристик разработанная в НИИАТ пусковая установка была признана непригодной к внедрению в производство и использованию в составе системы «Даль». В исключительно сжатые сроки в ОКБ завода № 476 под руководством главного конструктора А.Ф.Федосеева была сконструирована и изготовлена лёгкая ферменная подъёмно-пусковая установка ППУ-476, для которой с учетом рекомендаций НИИ-2 сделали эффективное газоотражающее устройство. Подъёмно-пусковая установка ППУ-476, имевшая вес всего 9 тонн, успешно прошла натурные испытания.
 
Подъёмно-пусковые установки устанавливались на бетонных кольцевых основаниях на удалении около 70 м друг от друга и от кабины управления стартом. Ракета подвешивалась под направляющими подъёмно-пусковой установки на бугелях, расположенных на корпусе стартового ускорителя и на крыле маршевой ступени. Пуск ракет производился под постоянным углом возвышения в 45° при азимутальном наведении ППУ на цель. Каждая подъёмно-пусковая установка обеспечивала круговой обстрел. Для заряжания пусковых установок использовались рельсовые заряжающие и колёсные транспортно-заряжающие машины. Штатным средством буксировки ТЗМ был седельный тягач ЗИЛ-157, а впоследствии - седельные тягачи типа КрАЗ.
 
Заряжающие машины оснащались площадками обслуживания, которые у колёсной машины были складывающимися для уменьшения габаритов автопоезда. Подвижность закреплённой на балке заряжающей машины ракеты в малых пределах (для колёсной машины: по углу возвышения до 5°, по продольному перемещению - до 0,5 м) требовалась только для согласования бугелей ракеты с направляющими подъёмно-пусковой установки. После перевода ППУ ракета приподнималась над заряжающей машиной и окончательно устанавливалась на ПУ в исходное положение.
 
Испытания ЗРК «Даль» проводились на площадке №35 полигона войск ПВО «А» (в 70-80 км к западу от озера Балхаш, в районе городка Сары-Шаган). Первый баллистический пуск ракеты 400 был произведён на полигоне «А» 30 декабря 1958 года. В ходе заводских испытаний в 1959 году провели ещё 12 баллистических пусков. Малосерийное производство ракет 400 было налажено на заводе № 82. В 1960 году начались управляемые пуски ракет 400. В 1961 году было проведено 18 пусков, из них три -по реальным мишеням, но без использования замкнутого контура управления. Ракетами были обстреляны парашютная мишень, самолёты-мишени МиГ-15 и Ил-28. Парашютная мишень и один Ил-28 были сбиты. За время полигонных испытаний к концу 1961 года всего было выполнено 57 пусков ракет.
 
Зенитный ракетный комплекс РЗ-25 «Даль» (изделие «400»)
В 1962 году продолжались испытания ракет 400 в управляемом варианте. В январе-феврале было проведено четыре пуска в замкнутом контуре, но оба пуска по реальной цели - самолёту-мишени Ил-28 - были неудачны из-за отказов, в первом случае системы управления САЗО-СПК, а во втором - управляющей машины наведения. Началась доработка этих наземных систем, а тем временем в марте-апреле провели пять автономных пусков ракет 400 для уточнения аэродинамических характеристик ракеты и параметров автопилота 5А11 в реальных условиях. Позже, в мае-июне, выполнили три пуска ракет без ГСН по условной цели, один из которых был неудачным. В июне по самолётам-мишеням Ил-28 выпустили две телеметрические и три боевые ракеты, но попаданий в цель достигнуто не было. В двух случаях отказала система САЗО-СПК, а двух - управляющая машина наведения, один раз вышел из строя автопилот.
 
Не дожидаясь конца испытаний ЗРК РЗ-25 «Даль», руководство страны санкционировало работы по его модернизации. Согласно Постановлению Совмина № 898-375 от 15 августа 1960 года были начаты работы по ЗРК «Даль-М» и «Даль-2». Однако все работы по этим темам дальше кульманов не пошли. Заинтересованные в «Дали» лица - министр Калмыков и главный конструктор Лавочкин - убедили Хрущёва, не закончив полигонные испытания комплекса, начать широкомасштабные работы по созданию стационарных объектов комплекса под Ленинградом. Строительство этих комплексов велось в районах посёлков Первомайское, Корнево и Лопухинка. На каждой из трёх строящихся позиций предполагалось разместить полк зенитной ракетной системы в составе пяти огневых дивизионов. Строительство аналогичных позиций велось так же под Кингисеппом и под Тихвином.
 
До окончательного прекращения работ по системе «Даль» силами военных строителей были возведены бетонные основания для стартовых позиций, хранилища ракет, бункеры управления и убежища для личного состава. После закрытия проекта несколько сооружений использовались для базирования других воинских частей, в частности, комплексов ПВО С-200. После распада СССР они были заброшены 9 июля 1960 года на полигоне Сары-Шаган от сердечного приступа скончался С.А.Лавочкин, В.Н.Челомей поспешил воспользоваться этим и сумел прибрать к рукам значительную часть его наследства. Завод им. С.А.Лавочкина (бывшее ОКБ-301) Приказом ГКАТ в ноябре 1962 года был передан в качестве филиала № 3 в ОКБ-52 главного конструктора В.Н.Челомея. Теперь система «Даль» была обречена.
 
В 1961 году испытания продолжились. В ходе испытаний произвели ещё 57 пусков ракет, из них три по реальным целям. Пуски производились по самолётам-мишеням Ил-28 и МиГ-15, а также по парашютной мишени, при этом Ил-28 и парашютная мишень были сбиты. Последние усилия по доводке зенитной системы «Даль» до состояния, приемлемого для Государственных испытаний, были предприняты в 1962 году. К тому моменту лётные испытания системы длились уже четыре года, но из-за ненадёжной работы и регулярных отказов бортовых систем наведения ЗУР и комплекса наземной аппаратуры добиться удовлетворительных результатов не удалось. Все старания специалистов «Завода им. С.А.Лавочкина» и НИИ-244, занимавшегося разработкой наземной радиоэлектронной составляющей, оказались тщетны.
 
15 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина № 189-67, в котором говорилось: «В связи с неудовлетворительным состоянием работ у главного конструктора и замене системы РЗ-25 «Даль» на систему С-200 все работы по системе «Даль» прекратить на стадии лётно-конструкторских испытаний».


 
Кто на сайте
Сейчас 267 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru