Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Перспективный основной боевой танк «тема 101» (СССР)

PostHeaderIconПерспективный основной боевой танк «тема 101» (СССР)


В эскизном проекте выполнили два варианта МТУ (с дизелем и ГТД), которые удалось разместить в компактном моторно-трансмиссонном отделении (МТО) объемом 2,75 м'. Для сравнения: объемы МТО танков Т-72 и Т-90 составляют 3,1 м'. Учитывая ограниченные объемы МТО, конструкторы вернулись к эжекционной системе охлаждения дизеля, реализованной еще на «Объект 140». Два бескассетных воздухоочистителя установили практически на днище МТО у моторной перегородки, перед УТД-35-4А. Забор атмосферного воздуха для питания двигателя осуществлялся через специальный воздухоприток, расположенный у моторной перегородки. Очистку воздуха для МТУ с ГТД должен был обеспечивать комбинированный агрегат воздухоочистки, пылеудаления и охлаждения МТО. Он состоял из осевого вентилятора, направляющего аппарата и инерционной решетки, установленных в специальном корпусе.
 
Перспективный основной боевой танк «тема 101»
Не меньший интерес представляла и ходовая часть танка, которую также разработали в двух вариантах. Конструкторы отдела ходовой части впервые в истории КБ спроектировали для более совершенного варианта танка оригинальную 6-катковую ходовую часть с гидропневматической подвеской (ГПП), дававшей возможность изменять клиренс в диапазоне 204-614 мм и дифферент машины за счет изменения объема гидравлической жидкости во всех подвесках одновременно или в двух группах подвесок - передней и задней. При создании такой ходовой части широко заимствовались элементы, отработанные на танке «Объект 167». Упрощенный вариант танка оснащался 6-катковой ходовой частью с торсионной подвеской, аналогичной ходовой части «изделия 167». Разработали и два варианта механизма натяжения гусениц: гидравлический, с автоматической регулировкой натяжения гусеницы при изменении клиренса, и более простой - аналогичный по конструкции механизму натяжения танка Т-62.
 
В качестве основного источника электрической энергии в танке выбрали генератор мощностью 12 кВт с возможностью дальнейшего его форсирования до 15 кВт и замены на генератор мощностью 18 кВт. Для сравнения: в Т-62 стоял генератор мощностью всего 6,5 кВт. С целью обеспечения работы электрооборудования при стоянке танка в течение длительного времени, в том числе в условиях зараженной местности, предусматривалась установка у правого борта корпуса (в районе перегородки МТО) автономного энергетического агрегата МДА-2-1000006В мощностью 18-20 л.с., которым управлял механик-водитель. Интересно, что выхлопные газы предлагалось выводить через отверстие в подбашенном листе, которое одновременно служило для выброса запыленного воздуха из воздухоочистителей силовой установки.
 
Для улучшения обитаемости экипажа разработали оригинальную систему кондиционирования и подогрева воздуха, которую разместили у левого борта корпуса в районе моторной перегородки. Она включала фреоновый компрессор с электродвигателем, испаритель, конденсатор с вентиляторами и т.д. Данная система должна была обеспечить температуру в зонах дыхания экипажа: летом не выше +30°С при наружной температуре воздуха +40°С, зимой - не ниже О - +4°С. Заметим, что в КБ еще в середине 1960-х гг. предложили принципиальную схему подобной системы для истребителя танков «изделие 150», способной (в зависимости от климатических условий) подавать холодный или теплый воздух на рабочие места всех трех членов экипажа.
 
В конструкцию перспективного танка внедрили еще одно новшество - встроенное бульдозерное оборудование самоокапывания, предназначенное для отрытия капониров и для создания насыпи при преодолении рвов, крутых подъемов и спусков. Начиная с Т-72, это оборудование в течение последующих 40 с лишним лет стало постоянным элементом практически всех образцов, разработанных в АО «УКБТМ». Во второй половине 1960-х rr. прорабатывалась установка подобного устройства и на танке Т-62, но до практической реализации дело не дошло.
 
На основе эскизного проекта в КБ изготовили деревянный макет перспективного танка в натуральную величину и выполнили проекты ТТЗ на изготовление Уралвагонзаводом макетного образца, а также на его дальнейшую модернизацию. Знакомство с материалами по модернизации танка позволяет сделать следующий вывод: при всей неоднозначности результатов испытаний опытных образцов «газотурбинных» танков «Объект 167Т» и «Объект 166ТМ», в конце 1960-х - начале 1970-х гг. в УКБТМ продолжали рассматривать ГТД в качестве перспективной силовой установки. Подтверждением этому является такой факт: в начале 1970-х гг. в КБ на базе танка «Объект 172-2М» подготовили проект танка «Объект 172-2Т» с газотурбинным двигателем мощностью 1000 л.с.
 
Решения, реализованные в эскизном проекте УКБТМ по «теме 101», в 1970-х гг. внедрили в целом ряде образцов, в том числе в опытных танках «Объект 172-2М» и «Объект 172-3М». Последний являлся наиболее совершенной боевой машиной семейства Т-72, разработанной в те годы. На этом танке провели целый комплекс мероприятий по усилению защищенности. Среди них можно отметить наклон верхней лобовой детали корпуса под углом 70°, многослойное бронирование лобовых проекции корпуса и башни, а также бронированные экраны на надгусеничных полках. Чтобы повысить скрытность танка, помимо системы термодымовой аппаратуры (ТДА) ввели также систему постановки дымовых завес 902А. Эффективное поражение всех без исключения бронированных машин вероятного противника достигалось благодаря мощному комплексу вооружения и современному прицельному комплексу, включавшим 130-мм пушку, лазерный прицел-дальномер ТПД-К1 и ночной прицел наводчика ТПН-3. Высокие динамические характеристики «Объект 172-5М» обеспечивал дизельный двигатель ЧТЗ мощностью 950 л.с., практически сопоставимый по этому показателю с ГТД-1000Т танка Т-80. В 1974 г. в опытном производстве УКБТМ собрали макетный образец «Объект 172-3М» и начали его стационарные испытания. К сожалению, он так и остался экспериментальным.
 
Эскизный проект по «теме 101» следует рассматривать как важный этап в работе над перспективным основным боевым танком, результат которой в дальнейшем воплотился в легенде отечественного танкостроения - Т-72 и его модификациях. Достигнутые результаты наглядно показали руководству МО, МОП и партийному руководству государства высокий потенциал конструкторского бюро Уралвагонзавода, его способность на равных конкурировать с остальными танковыми КБ страны и создавать передовые образцы бронетанковой техники, не только не уступавшие по своим ТТХ аналогичным изделиям, но зачастую и превосходившие их по целому ряду показателей. Работы по перспективному основному танку в рамках «темы 101» продолжились в УКБТМ в первой половине 1970-х гг под руководством нового главного конструктора - В.Н. Венедиктова. Но это, как говорится, уже другая история...
 
автор: Д.Колмаков
источник: Техника и вооружение 09-2019


 
Кто на сайте
Сейчас 173 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru