Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный бронетранспортёр ГАЗ-40 (СССР)

PostHeaderIconОпытный бронетранспортёр ГАЗ-40 (СССР)


Опытный бронетранспортёр ГАЗ-40Бронетранспортер ГАЗ-40 являлся прототипом серийно выпускавшегося бронетранспортера БТР-40. От серийной машины опытные образцы отличались формой броневого корпуса и вооружением. ОКР по созданию колесного бронетранспортера ГАЗ-40 была задана Горьковскому автозаводу им. Молотова Постановлением СМ СССР от 9 апреля 1947 г. Машина разрабатывалась с использованием узлов и агрегатов грузового автомобиля ГАЗ-63 повышенной проходимости. При разработке учитывается опыт проектирования на заводе в 1947-1948 гг. легкого бронеавтомобиля на той же базе. При составлении ТТТ на проектирование машины в качестве образца использовались ТТХ БТР М3А1 «Скаут» производства США, поставлявшегося в СССР по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны.


Два опытных образца БТР были изготовлены весной-летом 1948 г. Одна машина оснащалась спаренной установкой 14.5-мм пулемета КПВ-44 и 7,б2-мм пулемета СГМБ, другая - штатного оружия не имела. Первоначально пулеметная установка выполнялась складывающейся для снижения высоты машины. Однако в сложенном состоянии ствол пулемета КПВ-44 был направлен прямо в голову одному из членов экипажа, что негативно сказывалось на его психологическом состоянии. Поэтому от складывающейся установки отказались. Экипаж БТР состоял из 3 человек. В БТР без установленного штатного оружия боевой расчет состоял из 10 человек. Для повышения пулестойкости верхние листы бортов корпуса машины располагались гюд углом к вертикали. Корпуса первых опытных машин изготавливались непосредственно на ГАЗе (без привлечения корпусных заводов) из сортовой стали. Такое техническое решение позволило в процессе доводки машин упростить переустановку узлов и агрегатов в корпусе.
 
Опытный бронетранспортёр ГАЗ-40
После прохождения заводских испытаний в июне 1948 г. обе машины были представлены на государственные испытания на НИИБТ полигон в Кубинку. 30 июня 1948 г. оба бронетранспортера ГАЗ-40 были осмотрены министром вооруженных сил СССР Маршалом Советского Союза Булганиным, который дал указание на бронетранспортере с вооружением верхние борта корпуса изготовить без наклона (вертикально). В период со 2 по 10 июля на Горьковском автозаводе бронетранспортер был модернизирован. 16 июля 1948 г. бронетранспортер с измененным корпусом был вновь показан Маршалу Советского Союза Булганину. Для сохранения параметров защиты бортовой проекции машины толщину вертикальных бортовых листов увеличили с 6 до 8 мм. В результате доработки боевая масса машины несколько возросла.
 
В период с 19 июля по 9 сентября 1948 г. оба образца бронетранспортеров испытывались межведомственной комиссией в объеме 10 000 км пробега и получили положительную оценку. По окончании испытаний бронетранспортер был разобран в соответствии с предложениями межведомственной комиссии. После проведения дефектовки и доработки броневого корпуса БТР был собран и подвергся испытаниям в зимних условиях на НИИБТ полигоне БТ и MB СА. Модернизированный образец вследствие хорошей надежности в эксплуатации и высокой проходимости был рекомендован для принятия на вооружение Советской Армии. При осмотре образцов БТВТ 11 января 1949 г. Маршал Советского Союза Булганин дал бронетранспортеру ГАЗ-40 положительную оценку. Однако на заседании от 26 марта 1949 г. им было вынесено решение: «По бронетранспортеру на базе ГАЗ-63 заказа на 100 шт. в 1949 г. не предъявлять, а законченные опытные образцы держать в резерве».
 
По указанию заместителя министра Вооруженных Сил СССР Маршала Советского Союза Соколовского от 9 мая 1949 г. опытные образцы ГАЗ-40 были возвращены заводу для отработки на них нового вооружения, на одном образце - спаренной установки 14,5-мм пулеметов КПВ, на втором - двух пулеметов СГ-43 на штырях по бортам машины. Установленные на бронетранспортере ГАЗ-40 два пулемета СГ-43 по бортам машины были подвергнуты в январе-феврале 1950 г. испытаниям. Установки испытания выдержали и были рекомендованы для производства партии машин для проведения войсковых испытаний. Постановлением CM СССР от 17 декабря 1949 г. был утвержден план производства БТР-40 на 1950 г. Планом предусматривалось изготовление во II квартале 1950 г. 5 бронетранспортеров для проведения войсковых испытаний. К концу года завод должен был изготовить еще 35 боевых машин.
 
Летом-осенью 1950 г. были проведены войсковые испытания на гарантийный срок работы - 15 000 км пяти колесных бронетранспортеров, получивших обозначение БТР-40. Испытания 3 бронетранспортеров были проведены в 5-й гв. механизированной армии в районе г. Бобруйска и 2 бронетранспортеров в 16-й гв. механизированной дивизии в районе г. Самарканда. Бронетранспортеры испытания выдержали и были рекомендованы после устранения недостатков к принятию на вооружение Советской Армии в качестве разведывательной машины, машины связи, командирской машины, а также для вывозки раненых из зон ружейно-пулеметного огня. Испытания показали, что основные агрегаты и механизмы (двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, мосты, а также электрооборудование и др.) на протяжении гарантийного срока службы работали надежно. Постановлением СМ СССР от 16 ноября 1950 г. колесный бронетранспортер БТР-40 был принят на вооружение Советской Армии. Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, средства связи и электрооборудование опытных образцов БТР-40, в основном, были такими же, как и на серийной машине.
 
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
 
Кто на сайте
Сейчас 361 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru