Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный огнемётный танк «Объект 483» (СССР)

PostHeaderIconОпытный огнемётный танк «Объект 483» (СССР)


Опытный огнемётный танк «Объект 483»Огнемётный танк «Объект 483» разрабатывался на базе среднего танка Т-54 в 1957 г. в Харькове конструкторским бюро завода им. Малышева во главе с главным конструктором А.А. Морозовым. Танковый огнемет большой мощности ОМ-250 был разработан в СКБ-1 этого завода, которое возглавлял Ф.А. Мостовой. Опытный образец машины был изготовлен на базе танка Т-55 в 1959 г., испытан на НИИБТ полигоне в 1962 г. и на этом этане работа была приостановлена. Танк на вооружение не принимался.

Он отличался от базовой машины установкой в амбразуре башни в качестве основного оружия огнемета большой мощности ОМ-250 порохового типа. Установка огнемета позволила сократить до трех человек численность экипажа за счет исключения из его состава заряжающего. Емкость огневого выстрела по сравнению с емкостью выстрела танковых огнеметов АТО-1 и АТО-200 была увеличена соответственно с 20 и 35 л до 100 л, то есть до предельной величины для струйных огнеметов по условиям воспламеняемости применявшихся огнесмесей. Увеличение емкости огневого выстрела сделало невозможным размещение в штатной башне пушки и спаренного с ней пулемета, а их отсутствие ограничивало боевое применение танка только решением специальных задач, а также демаскировало боевую машину. По этой причине дальнейшие работы по огнеметному танку данной конструкции были прекращены.
 
В состав огнеметной установки, помимо огнемета, входили воздушная система, система пиротехнического зажигания, гидравлическая и газовая системы. Огнемет устанавливался на цапфах в амбразуре башни. Для вертикальной наводки огнемета использовался винтовой подъемный механизм, для горизонтальной наводки - штатный механизм поворота башни с электромоторным и ручным приводами. В передней части огнемета устанавливался уравновешивающий механизм. Огнемет состоял из цилиндра длиной 1616 мм и диаметром 280 мм. Внутри цилиндра под действием пороховых газов перемещался поршень, выталкивавший огнесмесь. Па задней части цилиндра устанавливался барабан, к которому были прикреплены 14 камор для установки в них пороховых патронов калибра 80 мм. Барабан устанавливался на игольчатых подшинниках и мог поворачиваться вокруг цилиндра для установки очередного порохового патрона против приемного окна газовой каморы - полости между задней крышкой цилиндра и поршнем. Для поджига огнесмеси использовалась система пиротехнического зажигания, состоявшая из барабана с 15 гнездами для установки пиротехнических патронов и системы электрозапала.
 
Воздушная система была объединена с системой воздухопуска двигателя и включала три основных 30-литровых баллона в отделении управления и два вспомогательных 40-литровых баллона, которые устанавливались на кормовом броневом листе корпуса. Воздушная система обеспечивала подачу огнесмеси из бака в цилиндр огнемета под давлением 0,49 МПа (5 кгс/см') и продувку гидравлического тракта огнемета после выстрела. Выброс огнесмеси из цилиндра через насадок и наконечник огнемета производился поршнем под действием газов сработавшего порохового патрона. При прохождении огнесмеси через насадок она поджигалась пиропатроном, электрозапал которого срабатывал при нажатии на кнопку электрического спуска при производстве огневого выстрела. Кнопка электроспуска была смонтирована на рукоятке маховика ручного привода механизма поворота башни. После выстрела отработавшие газы выбрасывались через трубку в кормовой части башни. Для прицельного огнеметания использовался перископический прицел.
 
Скорость выброса огнесмеси достигала 100 м/с и ее дальнейшее повышение было ограничено прочностью конструкции огнемета. Максимальная дальность огнеметания составляла 250 м. Огнемет позволял вести стрельбу как очередью, так и одиночными выстрелами со скорострельностью 5 выстр./мин. Емкость огнеметного бака обеспечивала производство 14 огневых выстрелов. Для огнеметания применялись огнесмеси марки ББУ и СКС-15 с повышенной до 1000°С температурой горения. На стадии проектирования в качестве дополнительного оружия танка предусматривалось использование 7,62-мм пулемета в башне, а также расположенных снаружи на бортах башни двух авиационных реактивных установок с шестнадцатью 57-мм активно-реактивными снарядами в каждой. При изготовлении опытного образца огнеметного танка от этого технического решения отказались по компоновочным и тактическим соображениям. В качестве дополнительного оружия был оставлен только курсовой 7,62-мм пулемет СГМТ.
 
Броневая защита машины была сохранена на уровне базового танка. Корпус машины внутри подвергся значительным переделкам. В носовой части корпуса были убраны передние топливные баки и изъята боеукладка. Справа от рабочего места механика-водителя были установлены курсовой пулемет и три 30-литровых воздушных баллона. В кормовой части башни был сделан большой круглый люк, в который вваривался цилиндрический патрубок, закрывавшийся сзади броневой крышкой на болтах. К патрубку приваривалась вертикальная труба, в которой был установлен вентилятор для охлаждения газовой камеры огнемета. В крыше башни имелся люк для установки перископического прицела. Внутри башни справа от огнемета крепился бак для огнесмеси емкостью 1500 л, который поворачивался вместе с башней. Правый люк в крыше башни использовался для осмотра и заправки бака огнесмесью. Сиденье наводчика было смещено назад и крепилось на кронштейнах, приваривавшихся к баку с огнесмесью.
 
В состав НПО дополнительно были введены четвертый баллон с углекислотой и два термоизвещателя, размещенные в зоне расположения бака с огнесмесью. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть по сравнению с применяемыми на базовой машине изменений не претерпели.
 
Технические характеристики огнеметного танка «Объект 483»
Боевая масса - 35 т;
экипаж - 3 чел.;
вооружение: огнемет - 1, пулемет - 7,62 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 426 кВт (580 л.с.);
максимальная скорость - 50 км/ч.
 
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
 
Кто на сайте
Сейчас 152 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru