Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк «Объект 770» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк «Объект 770» (СССР)


Опытный танк «Объект 770»Танк «Объект 770» был создан в Челябинске конструкторским бюро ЧТЗ под руководством главного конструктора завода П.П. Исакова на основании Постановления СМ СССР от 12 августа 1955 г. Для отработки узлов и агрегатов опытного танка в 1957 г. на заводе был переоборудован танк Т-10М с двигателем типа В-12, форсированным до мощности 735 кВт (1000 л.е.). На этом танке прошли испытания гидропневматическая подвеска, гидромеханическая трансмиссия, приводы управления, бортовые редукторы и гусеницы. В период с мая 1959 г. по октябрь 1960 г. для проведения испытаний были изготовлены два опытных образца танка «Объект 770». Танки прошли заводские испытания в 1960 г., но предъявить их на полигонные испытания не удалось, так как не были устранены опасные крутильные колебания в двигателе. Для ликвидации этого недостатка был изменен порядок работы цилиндров, что вызвало конструктивную переработку дизеля и задержку выполнения ОКР. Дальнейшие работы по танку были прекращены Постановлением СМ СССР от 17 февраля 1961 г.


Танк имел классическую схему общей компоновки с разобщенным размещением экипажа из 4 человек, установкой 130-мм пушки во вращающейся башне и поперечным расположением дизеля в МТО. Рабочее место механика-водителя располагалось по центру отделения управления в носовой части корпуса. Рабочие места командира танка и наводчика размещались в боевом отделении слева от пушки, заряжающего - справа от нее. Забронированный объем танка составлял 12,71 м. Из указанного объема на отделение управления приходилось 1,14 м на боевое отделение - 7,49 м и на МТО - 4,08 м.
 
Танк был вооружен 130-мм нарезной пушкой М-65 с клиновым затвором горизонтального перемещения, эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела и дульным тормозом. Длина ствола пушки была равна 7330 мм, давление пороховых газов 441 МПа (4500 кгс/см), дульная энергия - 16,4 МДж (1665 тс«м). В комплекс вооружения также входили; двухплоскостной стабилизатор оружия «Гроза», стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2С, ночной прицел ТПН1 и механизм заряжания. Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от -5 до +16,5°. Механизм поворота башни имел гидрообъемный и ручной приводы управления. Скорость вращения башни изменялась в пределах от 0,05 до 18 град./с.
 
Стрельба из пушки могла вестись бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Дальность прямого выстрела бронебойным снарядом по цели высотой 2 м составляла 1230 м, скорострельность - 5-7 выстр./мин. Боекомплект к пушке составлял 37 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 18 находились в транспортере механизма заряжания. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 1030 м/с на дальности 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 280 мм. С пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ, который мог использоваться в качестве пристрелочного. Боекомплект к спаренному пулемету составлял 800 патронов.
 
Броневая защита танка - противоснарядная. Корпус танка изготавливался цельнолитым, его лобовая броня не пробивалась 122-мм бронебойным снарядом с дальности 200 м при курсовых углах +60°. Броня верхней части носа корпуса имела переменную толщину и углы наклона от вертикали соответственно от 85 до 138 мм и от 71 до 60°. Максимальная эквивалентная, то есть приведенная к вертикали, толщина броневой преграды составляла 276 мм, минимальная - 261 мм. Нижняя часть носа корпуса имела переменную толщину от 187 до 156 мм и углы наклона соответственно от 42 до 51. Эквивалентная толщина броневой преграды составляла 250 мм.
 
Верхний пояс броневой защиты борта корпуса имел толщину брони 86 мм при угле наклона 67°, нижний пояс - 105 мм при вертикальном расположении брони. Эквивалентная толщина броневой преграды находилась в пределах 220-105 мм. Кроме усовершенствования конструкции броневой зашиты, изготовление корпуса из одной отливки позволяло на 15-20% уменьшить расход высококачественной стали, высвободить прокатные станы и прессовое оборудование, экономить расходы на электроэнергию и электроды.
 
Опытный танк «Объект 770»
Цельнолитая башня имела броню с переменной толщиной и углами наклона. Нижняя лобовая часть башни имела толщину брони 260 мм при угле наклона 30° от вертикали, средняя часть соответственно 184 мм и 50°, верхняя часть - 90 мм и 70°. Эквивалентная толщина брони лобовой части башни изменялась от 300 до 263 мм, борта башни - от 256 до 233 мм. Башня имела уширенную лобовую часть для установки базового оптического прицела-дальномера и удлиненную корму для размещения полуавтоматического электромеханического досылателя механизма заряжания. Стык башни с корпусом был защищен. Масса броневой конструкции танка составляла 28,8 т или 52,9% от боевой массы танка. Танк был оснащен системами ПАЗ, ППО типа «Роса» и термодымовой аппаратурой.
 
В танке устанавливался двухрядный десятицилиндровый четырехтактный дизель ДТН-10 с турбонаддувом и жидкостной эжекционной системой охлаждения. Двигатель развивал максимальную мощность 736 кВт (1000 л.с.). Он имел поперечное расположение в корпусе танка и был соединен с двухпоточной гидромеханической трансмиссией. Это был один из первых танковых дизелей, в котором для наддува использовалась энергия отработавших газов. Он имел два коленчатых вала на роликовых подшипниках и по пять вертикально расположенных цилиндров в каждом ряду. Коленчатые валы обоих рядов цилиндров через общий редуктор передавали мощность на выходной вал. Пуск двигателя производился с помощью электростартера мощностью 18 кВт (25 л.с.) или сжатым воздухом из двух пятилитровых воздушных баллонов. Заправка воздушных баллонов производилась с помощью компрессора АК-150Н, имевшего привод от коробки передач. Для обеспечения пуска двигателя в зимних условиях на танке устанавливался форсуночный подогреватель.
 
В системе воздухоочистки использовался один двухступенчатый воздухоочиститель. Первая ступень воздухоочистителя была выполнена в виде батареи, состоявшей из 176 горизонтально расположенных циклонов. Вторая ступень состояла из двух групп кассет, работавших параллельно. В каждой группе устанавливались последовательно три кассеты. Удаление пыли осуществлялось с помощью специального эжекционного устройства. Емкость двух внутренних- топливных баков составляла 900 л, дополнительных наружных - 300 л. Запас хода но шоссе достигал 300 км. Дизель ДТН-10 не выдержал испытаний из-за возникновения крутильных колебаний в зоне рабочих частот вращения 2500 об./мин. В качестве резервного варианта для танка заводом 77 в Барнауле был создан четырехтактный двенадцатицилиндровый дизель УТД-42 с наддувом. Он развивал максимальную мощность 735 кВт (1000 л.с.).
 
Двухпоточная гидромеханическая трансмиссия имела массу 1800 кг и занимала объем 0,52 м. Двухреакторная комплексная гидропередача ГТК-П была установлена в дополнительном потоке мощности. Планетарная коробка передач имела три передачи переднего и одну передачу заднего хода. Первая замедленная передача и передача заднего хода были механическими (без участия гидропередачи), поэтому при их включении обеспечивались торможение двигателем на крутых спусках и пуск двигателя с буксира. Переключение двух высших передач было автоматическим. Передаточное число механической передачи составляло 12,7, а гидромеханической - 2,8. Механизмы поворота -ПМП с двойным подводом мощности, бортовые редукторы -планетарные, однорядные. Остановочный тормоз был выполнен в виде одного центрального тормоза, когда одновременно включалось сразу несколько фрикционных устройств. Все фрикционные устройства трансмиссии работали в масле.
 
Управление поворотом танка производилось с помощью штурвала мотоциклетного типа. При нейтрали в коробке передач и повороте штурвала при работающем двигателе гусеницы вращались в противоположные стороны, поэтому был возможен неустойчивый поворот на месте вокруг центра масс машины. В ходовой части применялись нерегулируемая гидропневматическая подвеска, гидравлические механизмы натяжения гусениц, двухдисковые опорные катки большого диаметра с внутренней амортизацией и гусеницы с ОМШ и закрепленными пальцами в траках. Со стороны каждого борта устанавливалось в ряд по шесть опорных катков.
 
На танке ycтaнaвливaлиcь приборы ночного видения, гирополукомпас ГПК-48, радиостанция Р-113 и танковое переговорное устройство Р-120. Кроме того, танк был оснащен системой обогрева обитаемых отделений и оборудованием для подводного вождения танка.
 
Технические характеристики танка ««Объект 770».
Боевая масса - 55 т;
экипаж - 4 чел.;
оружие: пушка - 130 мм, пулемет - 14,5 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 736 кВт (1000 л.е.);
максимальная скорость - 55 км/ч.
 
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
 
Кто на сайте
Сейчас 117 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru