Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк ИС-7 (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк ИС-7 (СССР)


Опытный танк ИС-7Танк ИС-7 представлял собой усовершенствованный вариант танка «Объект 260». Он был разработан в 1947 г. Особым конструкторским бюро ЛКЗ под руководством главного конструктора завода Ж.Я. Котина и в 1947-1948 гг. изготовлен на заводе в пяти экземплярах. Танки проходили испытания на НИИБТ полигоне в Кубинке и ГНПА полигоне ГАУ под Ленинградом, по результатам которых в их конструкцию вносились необходимые изменения. В чертежно-технической документации танка сохранялось его первоначальное обозначение «Объект 260» с дополнительными индексами в спецификации, однако в руководящих документах, материалах министерств и технической литературе танк имел наименование ИС-7. На вооружение танк не был принят из-за большой величины боевой массы и недостаточной надежности работы некоторых агрегатов и узлов силовой установки, трансмиссии и ходовой части.


Танк имел классическую схему общей компоновки с экипажем из 5 человек и расположением двигателя в МТО и сиденья механика-водителя в отделении управления вдоль продольной оси корпуса. В боевом отделении рабочее место командира танка находилось справа от пушки, наводчика - слева от нее, а за ними размещались рабочие места двух заряжающих.

Танк ИС-7 был вооружен 130-мм нарезной пушкой С-70, двумя 14,5-мм пулеметами КПВ-44 и шестью 7,62-мм пулеметами РП-46. Пушка с вертикальным перемещением клина затвора имела систему продувки сжатым воздухом канала ствола после выстрела и однокамерный сетчатый дульный тормоз, который уменьшал не только силу и длину отката, но и воздействие пороховых газов на танковый десант, а также обеспечивал быстрое рассеивание газов после выстрела. Пушка была оснащена малогабаритным механизмом заряжания, расположенным в корме башни. Вылет ствола пушки был наибольшим среди существовавших в то время танков и составлял 3865 мм.
 
Опытный танк ИС-7
Стрельба из пушки велась бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Бронебойный снаряд с начальной скоростью 900 м с пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 230 мм с дистанции 1000 м. Углы возвышения и снижения пушки находились в пределах от -3,5 до + 15°. Механизм подъема пушки и механизм поворота башни имели ручной и электромоторный приводы. При стрельбе из пушки во время движения танка использовался прибор управления выстрелом «Штурм», который обеспечивал автоматическую паводку орудия в соответствии со стабилизированной линией прицеливания и производство выстрела. На танке устанавливался телескопический шарнирный прицел ТШ-46В с оптическим дальномером или перископический прицел ТП-47А с переменным увеличением. Боекомплект к пушке состоял из 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 6 выстрелов находились в механизме заряжания. Скорострельность пушки достигала 8 выстр./мин.
 
С пушкой были жестко связаны 14,5-мм пулемет и два 7,62-мм пулемета. Крупнокалиберный пулемет мог использоваться в качестве пристрелочного. Второй 14,5-мм пулемет был установлен на вертлюге зенитной установки снаружи крыши башни. Остальные четыре 7,62-мм пулемета были курсовыми и использовались для неприцельной стрельбы. Два курсовых пулемета для стрельбы по ходу танка были установлены в бронированных кожухах на бортах корпуса и два пулемета для стрельбы назад находились на бортах башни. Курсовые пулеметы имели дистанционное управление и систему пневматической перезарядки.
 
Броневая зашита лобовой части и бортов сварного корпуса по толщине броневых листов и углам их наклона осталась на уровне броневой защиты опытного танка «Объект 260». Корабельная форма носовой части корпуса повышала снарядостойкость за счет увеличения угла встречи снаряда с броней, уменьшала вероятность заклинивания снаряда под башней при рикошете от верхних лобовых листов и обеспечивала оптимальное расположение механика-водителя в центре отделения управления. Впервые в отечественном танкостроении на танке были применены гнутые бортовые листы корпуса, которые увеличивали его снарядостойкость и внутренний объем. Днище корпуса танка сваривалось из трех броневых листов толщиной 20 мм, что не обеспечивало требуемую жесткость корпуса. В днище корпуса в отделении управления располагался люк запасного выхода.
 
Цельнолитая башня сферической формы имела в лобовой части переменную толщину брони от 210 до 90 мм с углами наклона стенок от 0° до 45°. В отличие от башни танка «Объект 260» она не образовывала замана и не имела командирской башенки и дистанционно управляемой спаренной установки 7,62-мм пулеметов. Диаметр опоры башни «в свету» был увеличен до 2300 мм для улучшения условий работы членов экипажа в боевом отделении. Кроме того, высота башни была уменьшена на 200 мм, а ее масса - на 1 т. Монтаж пушки в башню стал производиться не через проем в крыше башни, а путем установки башни на орудие. Тушение пожаров обеспечивалось автоматической углекислотной системой ППО с термозамыкателями и световой сигнализацией о возгорании. Для постановки аэрозольной завесы использовались дымовые шашки МДШ.
 
Опытный танк ИС-7
На танке были установлены двенадцатицилиндровый V-образный четырехтактный дизель М-50Т мощностью 772 кВт (1050 л.с.) с жидкостной эжекционной системой охлаждения и приводным центробежным нагнетателем. Пуск двигателя производился двумя электростартерами СТ-16 или сжатым воздухом от одного из восьми пятилитровых воздушных баллонов. В состав топливной системы входили одиннадцать баков, изготовленных из специальной прорезиненной ткани. Шесть из одиннадцати баков находились снаружи но бортам корпуса в металлических бункерах. Общая емкость топливных баков составляла 800-850 л. Средний запас хода танка но топливу равнялся 190 км. Эжекционная система охлаждения и установка двухступенчатых воздухоочистителей с автоматическим удалением пыли из первой ступени в системе воздухоочистки силовой установки были применены в танкостроении впервые.
 
Для согласования энергетических возможностей двигателя с внешними сопротивлениями движению танка применялась механическая однопоточная трансмиссия, в состав которой входили планетарная коробка передач, механизм поворота типа «ЗК», два комбинированных бортовых редуктора и система гидросервоуправления. Планетарная коробка передач, смонтированная в одном картере с механизмом поворота типа «ЗК», обеспечивала восемь передач переднего и две передачи заднего хода. В трансмиссии применялись дисковые фрикционы сухого трения, недостаточная стабильность работы которых усложняла управление движением танка на высоких скоростях. Остановочные тормоза - ленточные, плавающие, с двухсторонним серводействием. Для управления коробкой передач использовался гидросервопривод, в состав которого входил избиратель передач. Бортовые редукторы были двyxpядными, из которых один ряд был планетарным.
 
В ходовой части применялись пучковая торсионная подвеска, рычажно-поршневые гидроамортизаторы двухстороннего действия, размещенные внутри балансиров первых, вторых, шестых и седьмых узлов, и пружинные ограничители хода балансиров. Пучковый торсион состоял из центрального и 18 периферийных торсионных валиков диаметром 25,5 мм. В состав гусеничного движителя входили четырнадцать двухдисковых опорных катков большого диаметра (730 мм) с внутренней амортизацией, два направляющих колеса с кривошипными винтовыми механизмами натяжения гусениц, два ведущих колеса цевочного зацепления с гусеницами и две гусеницы с РМШ. Поддерживающие катки отсутствовали. На танке впервые в отечественном танкостроении использовались гусеницы с РМШ. Угол предварительной установки траков составлял 10°. Каждая гусеница массой 2332 кг состояла из 93 траков шириной 700 мм. Венцы ведущих колес имели по 14 зубьев. Направляющие колеса диаметром 600 мм находились в передней части машины. Среднее давление на грунт составляло 96 кПа (0,98 ктс/см).
 
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме за исключением дежурного освещения. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Источниками электроэнергии являлись шесть аккумуляторных батарей 6СТЭН-128 и генератор ГТ-17Ф мощностью 3 кВт. На танке устанавливались радиостанция 10 РТ и танковое переговорное устройство ТПУ-47 на пять абонентов.
 
В 1948 г. с использованием агрегатов танка ИС-7 были разработаны эскизно-технические проекты самоходно-артиллерийских установок большой мощности СУ-152БМ («Объект 261» и «Объект 262») полуоткрытого и закрытого типа, с пушками М48, МУ-1, М31А и с кормовым и передним расположением боевого отделения. В металле эти проекты реализованы не были.
 
Технические характеристики танка ИС-7.
Боевая масса - 68 т;
экипаж - 5 чел.;
оружие: пушка - 130 мм, 2 пулемета - 14,5 мм, 6 пулеметов - 7, 62 мм;
броня - противоснарядная;
мощность дизеля - 772 кВт (1050 л.е.);
максимальная скорость - 59 км/ч.
 
автор статьи: Солянкин А.Г.
первоисточник: «Отечественные бронированные машины. XX век Том 3»
 
Кто на сайте
Сейчас 612 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru