Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк «Объект 260» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк «Объект 260» (СССР)


Опытный танк «Объект 260»Постановлением СНК СССР от 12 февраля 1946 г. ленинградскому филиалу Опытного завода №100 совместно с ЛКЗ были поручены работы по проектированию и изготовлению тяжелого танка с повышенными боевыми и техническими характеристиками но сравнению с танком ИС-4. Филиал завода №100 был организован согласно Постановлению ГКО от 26 июня 1944 г. и первоначально имел своей задачей оказание помощи ЛКЗ в организации и освоении производства тяжелой самоходной артиллерийской установки ИСУ-152. Для выполнения поставленной задачи по созданию тяжелого танка, получившего заводское обозначение «Объект 260», были объединены два конструкторских бюро - ОКБ филиала завода №100 и отдел главного конструктора танкового производства ЛКЗ. Общее руководство работами но созданию танка было поручено главному конструктору завода Ж.Я. Котину.


Эскизные проработки танка начались еще в конструкторском бюро Опытного завода №100 в Челябинске и велись в восьми вариантах с использованием классической схемы общей компоновки. Боевая масса танка в различных вариантах составляла от 59,7 до 65,2 т. В качестве основного оружия предполагалось установить 130-мм нарезную пушку С-26 или 122-мм нарезную пушку БЛ-13-1. В зависимости от калибра установленной пушки экипаж танка состоял соответственно из пяти или четырех человек. Предполагалось оснастить танк оптическим дальномером и приборами ночного видения для механика-водителя и командира машины. На корме башни была предусмотрена турельная установка двух 7,62-мм пулеметов с дистанционным управлением с пульта командира танка.
 
Броневая защита во всех вариантах проектируемого танка была одинаковой. Максимальная толщина брони лобовой части башни должна была составлять 350 мм. Верхние лобовые листы корпуса толщиной 150 мм предполагалось расположить под углом наклона 58° от вертикали и с углом подворота 50°. В силовой установке предлагалось использовать авиационный дизель КЧ-30Т мощностью 882 кВт (1200 л.с.) или два спаренных дизеля В-16 той же суммарной мощностью, а в МТО установить механическую планетарную или электромеханическую трансмиссию. В ходовой части предлагалось применение индивидуальной двухвальной торсионной подвески, выполненной по схеме «торсион в трубе», гидроамортизаторов двухстороннего действия, опорных катков с внутренней амортизацией и гусениц с литыми траками и ОМШ. Максимальная скорость машины должна была достигать 60 км/ч.
 
При разработке танка конструкторы стремились улучшить характеристики тяжелого танка, используя все новое в науке, оборонной промышленности и транспортном машиностроении. В танке практически не было агрегатов и узлов, конструкция которых до этого применялась в какой-либо боевой машине. Однако повышение характеристик тяжелого танка было достигнуто прежним способом, то есть увеличением калибра пушки, толщины брони и мощности двигателя, в результате чего боевая масса танка превысила на 3 т заданную ТТТ величину 65 т.
 
В течение 1946 г. на ЛКЗ были изготовлены два опытных образца танка «Объект 260». Первый образец был собран 8 сентября 1946 г., прошел заводские испытания в объеме 1000 км пробега и по заключению комиссии соответствовал заданным требованиями по боевым и техническим характеристикам. Сборка второго образца была завершена 25 декабря 1946 г. Он прошел заводские испытания, по результатам которых комиссией были сделаны рекомендации по значительной доработке конструкции танка и ее дальнейшему совершенствованию. Кроме двух опытных образцов, на НИИБТ полигоне были испытаны обстрелом два броневых корпуса и две башни танка, изготовленные на Ижорском заводе. К разработке танка и проведению консультаций были привлечены свыше 20 институтов и научных учреждений.
 
Танк «Объект 260» имел классическую схему компоновки с экипажем в составе пяти человек и продольным расположением двигателя в МТО. На танке были установлены 130-мм нарезная пушка С-26 с механизмом заряжания и 8 пулеметов, из которых один пулемет был зенитным и имел калибр 14,5 мм, остальные пулеметы - калибр 7,62 мм. Впервые в танкостроении была применена вращающаяся турельная установка двух 7,62-мм пулеметов с дистанционным управлением при стрельбе но наземным и воздушным целям. Она была смонтирована на тыльной стороне башни и управлялась электроприводом с пульта командира танка. Дополнительно разработанная строенная установка вспомогательного оружия, состоявшая из 14,5-мм пулемета и двух 7,62-мм пулеметов, на танке не устанавливалась.
 
Для обеспечения прицельной стрельбы из пушки при движении танка конструкторским бюро завода совместно с ВЭИ и НИИ-49 был разработан прибор управления выстрелом. Наводка пушки по вертикали и горизонтали осуществлялась электроприводами, при этом было обеспечено дублированное управление наводкой от командира танка Первоначально предусматривалась работа механизма заряжания от пневматической системы, но впоследствии от нее отказались из-за больших размеров узлов и агрегатов системы, а также из-за отсутствия воздушного компрессора. Одновременно отделом главного конструктора по танковому производству ЛКЗ по типу механизма заряжания для корабельных орудийных установок была разработана конструкция малогабаритного механизма заряжания танковой пушки, работавшего от электропривода.
 
В результате испытаний обстрелом корпуса и башни танка «Объект 260» из 88-мм, 122-мм и 128-мм пушек был получен богатый материал для усиления броневой защиты танка и создания башни более рациональной формы по снарядостойкости. В дальнейшем были ликвидированы заманы между корпусом и башней и за счет установки малогабаритного механизма заряжания пушки была уменьшена на 200 мм высота башни, которая стала изготавливаться цельнолитой. На танке применялась автоматическая углекислотная система ППО с термозамыкателями, что было тогда также новым техническим решением.
 
В связи с отсутствием в то время танкового двигателя мощностью 882 кВт (1200 л.с.) для выполнения заданных требований по повышению подвижности предполагалось использовать спаренную установку дизелей В-16 конструкции завода 77, имевшую ту же суммарную мощность. Одновременно МТрМ ленинградскому заводу 800 было поручено изготовить дизель мощностью 882 кВт (1200 л.с.). но это задание завод не выполнил. Спаренная установка дизелей В-16 заводом  77 не была испытана и в процессе испытаний на стендах ЛКЗ выявилась конструктивная недоработанность и непригодность этой конструкции для установки в танк. Кроме того, масса спаренной установки составляла 2900 кг и по этой причине также не могла быть установлена в танке. Поэтому с согласия МТрМ конструкторским бюро было принято решение совместно с заводом 500 МАП создать танковый дизель на базе авиационного двигателя АЧ-30Б. Этот дизель с жидкостной эжекционной системой охлаждения и приводным центробежным нагнетателем, получивший обозначение ТД-30, был установлен на двух опытных танках «Объект 260».
 
В топливной системе были применены баки из специальной прорезиненной ткани, которые выдерживали избыточное внутреннее гидравлическое давление 49 Па (0,5 кгс/см) и были устойчивы к воздействию дизельного топлива в течение длительно времени. Механическая трансмиссия была спроектирована в двух вариантах. Первый вариант трансмиссии с шестиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами, двухступенчатыми ПМП и системой гидросервоуправления был изготовлен и испытан на танках «Объект 260». Второй вариант трансмиссии предусматривал применение планетарной восьмиступенчатой коробки передач с преселекторным выбором передач, механизма поворота типа «ЗК» и системы гиросероуправления. Трансмиссия разрабатывалась филиалом завода  100 совместно с МВТУ им. Баумана с учетом опыта проектирования трансмиссии тяжелого танка ИС-4. В 1947 г. она была установлена в танк ИС-7.
 
В танке «Объект 260» впервые в отечественном танкостроении в ходовой части были применены гусеницы с РМШ, встроенные в балансиры рычажно-поршневые гидроамортизаторы двухстороннего действия и опорные катки с внутренней амортизацией, работавшие при больших нагрузках. На базе радиостанции 10-РК была разработана радиостанция, позволяющая осуществлять дуплексную радиосвязь. С 1 апреля 1947 г. испытания танков «Объект 260» были остановлены в связи с необходимостью доработки конструкции башни, нецелесообразностью дальнейших испытаний некоторых установленных на них агрегатов механической трансмиссии и узлов ходовой части, а также из-за отсутствия запасных двигателей.
 
Кто на сайте
Сейчас 497 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru