Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк «Объект 166ТМ» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк «Объект 166ТМ» (СССР)


Опытный танк «Объект 166ТМ»Танк «Объект 166ТМ» был разработан в СКБ-183 завода №183 (главный конструктор Л.Н. Карцев) в Нижнем Тагиле в 1966 г. в рамках ОКР по теме «Экспериментальные работы по силовой установке с газотурбинным двигателем ГТД-3ТУ для среднего танка». Опытный образец танка был изготовлен заводом №183 в конце 1966 г. и в декабре 1966 - феврале 1967 гг. он прошел первый этап заводских испытаний. Результаты, полученные при проведении проектных, экспериментальных и доводочных работ по системам и агрегатам танка, были использованы в дальнейших работах по проектированию силовых установок танков с газотурбинными двигателями.


Танк «Объект 166ТМ» имел классическую схему общей компоновки с разобщенным расположением экипажа из 3 человек. размещением 125-мм пушки во вращающейся башне и поперечной установкой газотурбинного двигателя относительно продольной оси броневого корпуса. Рабочее место механика-водителя находилось в отделении управления и было смещено к левому борту корпуса танка, что требовало от механика-водителя определенных навыков при вождении танка. В крыше корпуса нал сиденьем механика-водителя имелся люк, закрывавшийся броневой поворотной крышкой. Перед люком находились два призменных прибора наблюдения. В боевом отделении, занимавшем внутренний объем башни и центральную часть корпуса танка, справа от пушки находилось рабочее место командира танка, слева - наводчика. На рабочем месте командира танка во вращающейся крыше башенки был установлен комбинированный (дневной и ночной) командирский прибор наблюдения ТКН-3 и два призменных прибора наблюдения.
 
Основным оружием танка являлась 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81, стабилизированная в двух плоскостях и оснащенная эжекционным устройством и механизмом удаления поддонов для снижения загазованности боевого отделения во время стрельбы. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. При стрельбе из пушки и спаренного пулемета использовались дневной и ночной перископические прицелы. Процесс заряжания танковой пушки был механизирован благодаря установке в боевом отделении механизма заряжания (МЗ) безкабинного типа. В двадцати двух кассетах транспортера МЗ располагались выстрелы раздельного заряжания. Еще 14 выстрелов - боекомплект второй очереди - располагались вне механизированной укладки в боевом отделении танка. Броневая защита танка - противоснарядная. Танк был оснащен системой ПАЗ и универсальной системой ППО «Роса».
 
Основу силовой установки танка составлял газотурбинный двигатель ГТД-3ТУ мощностью 588 кВт (800 л.с.) с удельным расходом топлива 408 г/кВт-ч (300 г/л.с«ч). Двигатель был разработан в Омске в ОКБ-20 (главный конструктор В. Глушенков). Выполненный по двухвальной схеме двигатель имел семиступенчатый осецентробежный компрессор, двухступенчатую тяговую турбину и одноступенчатую силовую газовую турбину с выходным соплом. Примененная в конструкции двигателя система перепуска газа, обеспечивала стабильный пуск двигателя и способствовала быстрому уменьшению крутящего момента при переключении передач. Однако она не позволяла газотурбинному двигателю полностью получить тормозные качества, сопоставимые с эффективностью торможения танка с поршневым двигателем.
 
Основная часть систем, обеспечивавших работу ГТД, являлась дальнейшим совершенствованием систем танка «Объект 167Т». Для повышения запаса хода танка на надгусеничных полках (на всю их длину) были установлены наружные топливные баки. Модернизированная система воздухоочистки с новыми защитными жалюзи на входе в агрегат обеспечила снижение пропуска пыли с 5 до 3%. Дополнительно к этому для снижения уровня запыленности воздуха на входе в воздухоочиститель вдоль надгусеничных полок были установлены специальные щитки.
 
Механическая трансмиссия танка «Объект 166ТМ», в основном была такой же, как трансмиссия танка «Объект 167Т». С целью повышения надежности работы синхронизаторов коробки передач, а также в связи с установкой масляного насоса трансмиссии непосредственно на турбокомпрессорный блок двигателя была изменена схема системы гидросервоуправления и смазки трансмиссии. Эти технические решения обеспечили сокращение времени переключения передач с 3 с на танке «Объект 167Т» до 0,5-1 с. В связи с тем, что в коробке передач была изменена трасса подвода масла к синхронизаторам, конструктивно были изменены главный вал, картеры коробки передач и золотниковой коробки. Подача масла к бустерам синхронизаторов осуществлялась только при выключенных блокировочных фрикционах. Это позволило исключить возможность выхода из строя дисков синхронизаторов при их включении при выключенных блокировочных фрикционах.
 
В механизме поворота для надежного выключения блокировочного фрикциона было введено центробежное уравновешивающее шаровое устройство и изменена установка нажимного диска тормоза солнечной шестерни ПМП. В ходовой части танка были установлены гусеницы с ОМШ, каждая из которых состояла из 96 траков. Венцы ведущих колес были съемными и имели по 14 зубьев, обеспечивавших цевочное зацепление с траками гусеницы. Регулировка величины натяжения гусеницы осуществлялось с помощью червячного механизма. Со стороны каждого борта корпуса танка располагалось по три однодисковых поддерживающих и по шесть двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией. Для уменьшения массы лиски опорных катков были изготовлены из алюминиевого сплава. В системе подрессоривания танка были применены индивидуальная торсионная подвеска, рычажно-лопастные гидравлические амортизаторы на первых, вторых и шестых узлах подвески и ограничители хода балансиров.
 
Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Источниками электрической энергии являлись: стартер-генератор СТГ-12TМO-1000 в генераторном режиме и четыре аккумуляторные батареи 6СТЭН-140М. Для внешней радиосвязи использовалась УКВ радиостанция Р-113, для внутренней - танковое переговорное устройство Р-120.
 
Танк «Объект 166ТМ»
Боевая масса - 36,6 т;
экипаж - 3 чел.;
оружие: пушка - 125 мм, пулемет - 7,62 мм,
броня - противоснарядная;
мощность ГТД -588 кВт (800 л.с.);
максимальная скорость - 65 км/ч.
 
Кто на сайте
Сейчас 456 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru