Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный средний танк «Объект 432» (СССР)

PostHeaderIconОпытный средний танк «Объект 432» (СССР)


Опытный средний танк «Объект 432»Разработка принципиально нового среднего танка в начале 60-х гг. была возложена на завод им. Малышева в Харькове. В целях скорейшего создания наиболее прогрессивных систем и видов вооружения для Сухопутных войск 17 февраля 1961 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли Постановление согласно которому ГК СМ СССР по ОТ был обязан организовать выполнение работ по переконструированию на заводе им. Малышева среднего танка «Объект 430», обеспечив установку на нем современного пушечного вооружения, повышение средней скорости до 45 км/ч, а также усиление его противоатомной и противокумулятивной защиты.


26 мая 1961 г. ТТТ на разработку нового среднего танка, получившего обозначение «Объект 432» были согласованы с Министерством обороны и отправлены в Харьков на завод им. Малышева. Согласно этим требованиям боевая масса нового танка не должна была превышать 34 т. Экипаж - 3 человека. Основным оружием должна была быть 115-мм гладкоствольная стабилизированная в 2-х плоскостях наводки пушка У5-ТС («Молот») с раздельным заряжанием и начальной скоростью бронебойно-подкалиберного снаряда 1615 м/с. В состав комплекса вооружения должен был входить прицел с оптическим или радиолокационным дальномером. Максимальная скорость движения тапка - 70 км/ч, средняя - до 45 км/ч.
 
В период с 12 по 18 мая 1961 г. на заводе им. Малышева (завод №75) работала комиссия (из представителей МО и ГК СМ СССР по ОТ) по рассмотрению деревянного макета танка в натуральную величину. Комиссией в результате рассмотрения макета была одобрена обшая компоновка (размешение экипажа и агрегатов) танка, а также была дана положительная оценка машины по условиям ее обслуживания. Членами комиссии был сделан ряд замечаний, основными из которых являлись: недостаточная защита механика-водителя от проникающей радиации из-за отсутствия подбоя в нижнем лобовом листе; невзаимозаменяемость опорных катков (крайние катки имели диаметр 550 мм, а остальные - 500 мм); несъемные венцы ведущего колеса; не отработаны средства подъема крыши над МТО. В процессе работы комиссии была проверена возможность установки танкового радиолокационного дальномера (ТРЛД), при этом оказалось, что «установка его возможна только в случае применения антенны с раскрывом не более 700 мм. Дальность действия ТРЛД в том случае будет 2,8 км вместо 3 км по ТТТ».
 
В качестве резервного варианта заводом им. Малышева совместно с Челябинским тракторным заводом была проработана установка в «Объект 432» вместо двухтактного двигателя 5ТДФ четырехтактного двигателя типа В-2 (А-10) с сохранением разработанной трансмиссии. Размеры машины практически оставались без изменения. Расчетная масса танка возрастала на 200 кг. Технический проект танка «Объект 432» и технический проект двигателя 5ТДФ («Объект 457») для этого танка были рассмотрены на заседании секции № 7 НТС ГК СМ СССР по от 17 июня 1961 г. В принятом решении (при одном воздержавшемся - главном конструкторе завода № 183 Л.Н. Карцеве) было отмечено, что разработанные заводом им. Малышева технические проекты среднего танка «Объект 432» с боевым отделением, выполненным в двух вариантах как с оптическим прицел-дальномером ТПДСМ, так и с радиолакационным дальномером, целесообразно рекомендовать для проведения дальнейших работ.
 
В третьей декаде июня 1961 г. технический проект танка «Объект 432» был рассмотрен на пленуме НТК ГБТУ. На пленуме также были рассмотрены варианты перехода заводов отрасли на производство танка «Объект 432», Предполагалось, что в 1963 г. завод №75 выпустит первые 10 танков «Объект 432» установочной партии, а в 1964 г. - 150 танков. В 1965 г. по 10 танков установочной партии предполагалось изготовить на заводе № 183 в Нижнем Тагиле, заводе № 174 в Омске и Челябинском тракторном заводе. Производство танков Т-55 планировалось прекратить в 1966 г., а танков Т-62 - в 1967 г.
 
Придавая первостепенное значение оснащению Советской Армии современными средними танками, ЦК КПСС и СМ СССР 28 марта 1963 г. принимают Постановление «О подготовке к серийному производству нового среднего танка объект 432 и вооружения к нему». Согласно этому Постановлению СМ Укpaинской ССР должен был обеспечить подготовку производства на заводе транспортного машиностроения им. Малышева для выпуска танков «Объект 432» в следующих количествах: в 1964 г. - 200 шт., в 1965 г. - 500 шт. и в 1966 г. - 600-700 шт.
 
22 мая 1963 г. маршал бронетанковых войск П.П. Полубояров доложил главнокомандующему Сухопутными войсками Маршалу Советского Союза В.И. Чуйковy о результатах совместных испытаний нового среднего танка «Объект 432», проведенных под его председательством. В докладе было отмечено, что в отдельные сутки пробег составлял до 500 км. В заключении отчета по испытаниям было отмечено, что танк «Объект 432» соответствует ТТХ, заданным Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 17 февраля 1961 г., и что этот танк по научно-техническому исполнению и достигнутым показателям ТТХ представляет собой качественный скачек в отечественном танкостроении. Новый средний танк по уровню ТТХ может быть рекомендован на вооружение Советской Армии. Но учитывая, что ряд механизмов, агрегатов и узлов первых опытных образцов танка пока не является достаточно надежными в работе, комиссия сочла целесообразным окончательно решить вопрос о представлении танка к принятию на вооружение по результатам контрольных испытаний (3 головных танка партии 1963 г.).
 
Опытный средний танк «Объект 432»
Через две недели после завершения второго этапа совместных испытаний танков «Объект 432» 15 апреля 1963 г. был утвержден порядок реализации предварительного перечня замечаний комиссии, состоящего из 177 пунктов (по машине - 122 замечания, по двигателю - 20 замечаний, по узлам смежников -35 замечаний). В связи с доработкой чертежно-копструкторской документации по указанным замечаниям, в апреле-мае 1963 г. заводом им. Малышева было приостановлено изготовление деталей по 650 чертежам из 7000. Для организации серийного производства танков «Объект 432» Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 23 декабря 1963 г. заводу им. Малышева разрешалось в 1964 г. изготовление и сдача новых танков и двигателей к ним по чертежам главных конструкторов танка (А.А. Морозов) и двигателя (Л.Л. Голинец).

В течение 1964 г заводом им. Малышева была проведена большая работа по доводке танка и двигателя, результаты которой были проработаны и проверены в опытном цехе и внедрены в серийное производство. Было внесено 6824 изменений в техническую документацию. К концу 1964 г. заводом было изготовлено 90 танков «Объект 432». Интенсивная войсковая эксплуатация танков выявила основные слабые места в новой машине. Прежде всего, это была низкая надежность двигателя 5ТДФ и малый - 150 моточасов его ресурс. Стабилизатор и механизм заряжания также не обеспечивали требуемой надежности. И наконец, ходовая часть не обеспечивала бездефектной работы в пределах заданного гарантийного ресурса - 3000 км.
 
В 1965 г. танки «Объект 432» продолжали изготовляться по техдокументации главного конструктора, что крайне затрудняло технологическую подготовку производства, нарушало нормальную работу цехов и явилось основной причиной невыполнения плана. Вместо запланированных 300 танков «Объект 432» завод в 1965 г. изготовил 160 машин. Наряду с выполнением плана, завод осуществлял обслуживание танков выпуска 1964 г., проходивших опытную эксплуатацию в 5 войсковых частях. Опытная эксплуатация танков проводилась под наблюдением и при непосредственном участии работников завода, для чего было выделено несколько бригад специалистов (слесарей-сборщиков), всего до 40 человек. За 1965 г. в порядке гарантийного обслуживания танков было заменено 53 двигателя, 43 коробки передач, 170 гидроамортизаторов и много других узлов и механизмов (в т.ч. ведущих колес, опорных катков и проч.).
 
С целью обеспечения надежной работоспособности танков «Объект 432» заводом Малышева в феврале и июне 1965 г. были изготовлены два корпуса и две башни с рядом конструктивных изменений и проведены их испытания обстрелом. Кроме того, было изготовлено 6 танков с конструктивными изменениями и проведены их испытания. По результатам проведенных испытаний, а также по данным эксплуатации танков в войсковых частях, в 1965 г. были разработаны и введены в серийное производство свыше 400 конструктивных мероприятий, по которым было внесено 5308 различных изменений в техдокументацию, введено 680 новых деталей.

Основными из проведенных мероприятий являлись: введение бортовых экранов: повышение надежности работы стабилизатора 2Э18 и механизма заряжания: введение шлангов высокого давления в системе гидроуправления и смазки трансмиссии; усиление средних опор 5-го и 6-го торсионных валов; обеспечение работы танка при подводном вождении с нормальным температурным режимом двигателя; обеспечение стабильного пуска котла подогрева при низких температурах; улучшение работы воздухоочистителя в жарких и пыльных условиях.
 
Большая работа была проведена по танковым двигателям как по устранению недостатков конструктивного характера, так и по внедрению технологии, обеспечивавшей должное качество и высокую точность изготовления деталей и узлов. Конструктивные мероприятия были отработаны на опытных двигателях, изготовленных с улучшенными агрегатами, узлами и деталями. Был внедрен процесс гальванического лужения поверхностей гильз цилиндров, коленчатых валов и шатунов двигателя. Серьезные меры были приняты по укреплению технологической дисциплины в производстве. И все же в 1965 г. добиться бездефектной работы танков в пределах гарантийных сроков службы так и не удалось. Поэтому изготовление машин на заводе им. Малышева и в 1966 г. продолжалось пo неутвержденной МО СССР техдокументации, что вызывало большое количество конструктивных изменений, вводимых в ходе серийного производства.

В 1966 г. коллективом завода им. Малышева был проведен большой объем конструкторских и экспериментальных работ по доработке танка «Объект 432» и его усовершенствованию. По результатам ходовых испытаний 9 танков, из которых каждый прошел от 9000 до 13 000 км в тяжелых дорожных и климатических условиях, были приняты меры по устранению обнаруженных дефектов. Контрольным испытаниям в сентябре 1966 г. на 6000 км по совместному решению Министерства оборонной промышленности и Министерства обороны СССР были подвергнуты 2 машины. В отчете по результатам испытаний специальной комиссией отмечалось, что испытания подтвердили надежную работу основных узлов и агрегатов в пределах установленного гарантийного срока.
 
За 1966 г. на заводе им. Малышева было внесено 11035 изменений в техдокументацию машины. Внесенными изменениями была повышена надежность работы торсионных валов, опорных и поддерживающих катков, улучшена работа гусениц, повышена прочность зубьев ведущих колес, улучшено уплотнение опор и штоков гидроамортизаторов, повышена надежность металлокерамических дисков трения КП, обеспечена стабильная работа механизма заряжания и ряд других мероприятий. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 30 декабря 1966 г. новый средний танк «Объект 432» был принят нa вооружение Советской Армии и ему было присвоено наименование «Танк Т-64». Серийное производство этого танка было организовано на заводе им. Малышева в Харькове в 1966-1968 гг.
 
Кто на сайте
Сейчас 593 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru