Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк Т-95 «Объект 195» (Россия)

PostHeaderIconОпытный танк Т-95 «Объект 195» (Россия)


Опытный танк Т-95 «Объект 195»На параде 9 мая в Москве в честь 70-летнего юбилея Победы над нацистской Германией широкой публике впервые был представлен новейший российский танк пятого поколения Т-14 «Армата». К 2020 году именно эта машина должна занять место основного танка Вооруженных Сил РФ, сменив устаревшие Т-72 и Т-90. Заявлено, что в новом танке творчески использовано все самое лучшее, что было в прежних российских разработках, прежде всего в Т-95 («Объект 195»), Именно Т-95 долгие годы считался наиболее подходящим вариантом для перевооружения российских танковых войск. Несмотря на высокий уровень секретности, танк довольно широко обсуждался, можно даже сказать - рекламировался, разработчиками-специалистами Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения (ОАО «УКБТМ»), и к 2010 году его проект был буквально в шаге от завершения и передачи в производство.


А начиналось все в середине 90-х годов в рамках программы «Совершенствование-88». Согласно планам, Т-95 («Объект 195») должен был стать совершенно оригинальной машиной, с радикально измененной компоновкой. Основная изюминка выбранной компоновки была в полном разделении и изоляции друг от друга основных отсеков боевой машины. Правда, такая идея возникла не на пустом месте. Еще в далеком 1971 году коллектив Харьковского завода им. Малышева в инициативном порядке предложил проект машины, получившей обозначение ГАБТУ «Объект 450» и заводское обозначение Т-74. Машина разделялась на пять отдельных отсеков: моторно-трансмиссионное отделение, отсек с боекомплектом, отделение с членами экипажа, отделение с орудием и дополнительным вооружением и топливное отделение. Но советское руководство посчитало концепцию танка слишком необычной, дорогой и сложной в производстве. В результате примерно через год тема была закрыта. Закрыта, но не забыта. Проект высокозащищенного танка с экипажем из двух человек и с разнесенными отсеками позднее был запатентован Санкт-Петербургским ОАО «Спецмаш». Аналогичный проект предлагался также и германской компанией Blohm und Foss, но развития не получил.
 
В Т-95 экипаж предполагалось расположить в специальной бронированной герметичной капсуле, которая отделяла бы людей от зоны размещения боеприпасов и оружия. Такое решение позволяло существенно повысить уровень безопасности экипажа, что немаловажно даже с психологической точки зрения (например, французы, проведя специальные исследования, выяснили, что эффективность действий экипажа в тяжелых машинах в три раза выше, чем в легкой бронетехнике, - в тяжелой машине экипаж чувствует себя неуязвимым). Экипаж из трех человек сидел линейно, плечом к плечу (слева - механик-водитель, в центре - командир, а справа - наводчик орудия), с высоким уровнем комфорта. Механик-водитель управлял танком полулежа, при этом управление было «кнопочное», не требовавшее существенных физических усилий (по отзывам легче, чем у американского «Абрамса»).
 
Пушка устанавливалась в небольшой необитаемой башне (так называемая «лафетная компоновка»), а боекомплект располагался под ней. Защищенность боеприпасов также была очень высока. Дополнительно в отсеке были предусмотрены вышибные панели. При возможном возгорании или детонации боеприпасов такая панель выбивалась, и продукты взрыва выбрасывались наружу, нанося минимальные повреждения танку. Вооружение танка Т-95 включало перспективную 152-мм гладкоствольную пушку 2А83, способную вести огонь управляемыми ракетами. Вместе с ней в боевом модуле устанавливалась 30-мм автоматическая пушка 2А42 (в качестве вспомогательного вооружения). Кроме того, имелся еще 12,7-мм пулемет «Корд» в дистанционно управляемой турели.
 
Опытный танк Т-95 «Объект 195»
Информация о цели должна была поступать по оптическим, тепловизионным и инфракрасным каналам в систему управления огнем (СУО). Предполагалось включить в нее лазерный дальномер и радиолокационную станцию. Следует отметить, что новая компоновка предъявляла очень жесткие требования к СУО, поскольку экипаж был лишен возможности пользоваться традиционными оптическими приборами. Всю информацию об обстановке на поле боя он получал от электронных датчиков. Она выводилась на экраны мониторов, туда же отправлялась и текущая оперативная информация о взаимодействии с другими танками, а также тактические задачи командования, Т-95 планировалось оснастить даже комплексом «свой-чужой», который позволил бы экипажу более динамично действовать в сложных и быстро меняющихся условиях современного поля боя. Что интересно, еще система государственного опознавания «Пароль», внедренная в 80-х годах на советских боевых самолетах, создавалась именно как унифицированная для всех видов войск и боевой техники.
 
Высокая защищенность танка обеспечивалась многослойным комбинированным бронированием с использованием встроенной динамической защиты нового поколения, разрабатываемой в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) «Реликт». Свою лепту в повышенную защищенность вносили также комплекс активной защиты (КАЗ) «Дрозд-2» или «Арена-М», а также система противодействия «Штора-2». Из-за такой мощной защиты испытатели между собой даже прозвали Т-95 «Железным капутом». Масса танка Т-95 составляла около 55 т, но при этом благодаря мощному двигателю он был способен разгоняться до скорости 70 км/ч всего за десяток секунд.
 
Однако, несмотря на выдающиеся характеристики и высокую готовность Т-95, финансирование работ по этому проекту сначала было заморожено, а 7 апреля 2010 года заместитель министра обороны, начальник вооружения Вооруженных Сил РФ Владимир Поповкин заявил о закрытии проекта и, соответственно, полном прекращении его финансирования. По словам Поповкина, проект машины морально устарел. Надо сказать, это довольно неожиданное утверждение относительно активно разрабатываемого проекта перспективного танка, но, очевидно, такое мнение на тот момент возобладало в руководстве МО - тогдашний министр Анатолий Сердюков почему-то считал, что Т-95 - не более чем очередная модернизация Т-72. Кстати, и сегодня, спустя пять лет, большая часть информации о Т-95 остается секретной. Поэтому мотивировка отказа от продолжения работ под предлогом «морального устаревания» выглядит совершенно неубедительной.
 
в качестве другой причины закрытия проекта Т-95 называлась его высокая итоговая цена. Несомненно, танк получался технически сложным и дорогим. К тому же у руководства Министерства обороны возникли сомнения в возможности серийного производства машины и ее новых сложных комплектующих силами тогдашнего российского ВПК. По словам генерал-полковника Сергея Маева (с 1996 по 2003 год он занимал должность начальника Главного автобронетанкового управления МО РФ и руководил разработкой танка Т-95): «У нас два образца Т-95 уже отходили 15 тысяч километров. И пушка уже произвела 287 выстрелов. Танк был готов. Надо было создать третий вариант, провести полномасштабную доработку на основании первого и второго образцов, а на третьем варианте провести государственные испытания, внести какие-то изменения и запустить в серию. И был бы у нас лучший в мире танк. Но мне возразили, что машина конструктивно слишком сложна, она не будет освоена и будет очень дорогая». Такая причина закрытия программы Т-95 выглядит более правдоподобной. Тем не менее оставаться совсем без нового танка военные не собирались. Поэтому в том же 2010 году в качестве альтернативы Т-95 были начаты работы по проекту «Армата» - планировалось создать машину, которая в перспективе должна была стать основной боевой единицей российских Сухопутных войск.
 
Кто на сайте
Сейчас 368 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru