Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк «Объект 265» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк «Объект 265» (СССР)

Параллельно с разработкой технического проекта контролировались массовая характеристика, противоснарядная стойкость башни и прочностные параметры узлов и агрегатов танка «Объект 265». Было установлено, что теоретическая масса нового танка по сравнению с ИС-5 («Объект 730») возросла на 993 кг, причем на покупные изделия приходилось 675 кг. При этом масса башни увеличивалась на 130 кг из-за установки более габаритного вооружения и необходимости увеличения объема башни. Поэтому на долю остальных конструкций, за счет которых конструкторы могли варьировать массой, приходилось около 200 кг. Фактическая же масса танка «Объект 265» с учетом данных по взвешиванию опытных образцов танка «Объект 730» превышала массу, заданную НТК ГБТУ ВС, только на 171 кг. Оценку противоснарядной стойкости башни выполнили путем сопоставления геометрических размеров: конструкционного угла и толщины рассматриваемых броневых участков с аналогичными участками башни танка «Объект 730». Результаты показали, что противоснарядная стойкость башни проектируемого танка не ниже башни «Объект 730». Однако в процессе обсуждения была отмечена необходимость повышения снарядостойкости башни до уровня, превышавшего стойкость корпуса, - в частности, за счет использования двухсторонней кокильной отливки.

Что касается прочностных параметров проверенных узлов, то они находились в допустимых пределах и не вызывали опасений. В принятом решении по итогам обсуждения проекта отмечалось:
- проект соответствует предъявленным к нему правительственным требованиям и в основном удовлетворяет ТТТ НТК ГБТУ ВС, за исключением отдельных мест, отмеченных техническим советом;
- компоновка боевого отделения обеспечивает условия удобной работы экипажа;
- конструкции предъявленных узлов и агрегатов удовлетворительны и могут быть положены в основу разработки рабочего проекта.

В течение I-II квартала 1952 г. ОКБТ ЛКЗ доработало проект танка «Объект 265», выпустило рабочие чертежи и передало их в производство. В конце II квартала на ЛКЗ изготовили опытный образец танка «Объект 265» и представили его для проведения полигонных испытаний артсистемы М-62Т и заводских испытаний пулеметных установок. В июне-августе 1952 г. машина прошла артиллерийские испытаний на полигоне, по результатам которых завод №172 MB приступил к конструктивной переработке М-62Т, а в ОКБТ ЛКЗ - к устранению замечаний полигона и НТК ГБТУ ВС по боевому отделению машины. В течение 1953 г. ОКБТ ЛКЗ выполнило новый технический проект танка «Объект 265», который был рассмотрен и одобрен в НТК ГБТУ ВС и Министерстве транспортного и тяжелого машиностроения. Затем завод изготовил деревянный макет боевого отделения в натуральную величину. По замечаниям комиссии НТК ГБТУ вновь была произведена доработка чертежей и выполнены рабочие чертежи основных броневых деталей башни, которые отправили на завод №200 для изготовления. Кроме того, представили технический проект новой зенитной установки с пулеметом КПВТ, а также изготовили экспериментальный образец установки компрессора и два варианта очистки смотровых приборов механика-водителя, прошедших стендовые испытания.

В 1954 г. работы по танку «Объект 265» велись в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №528-265 от 2 апреля 1954 г. (договор с НТК ГБТУ №Н 1 -27/391 и дополнительное соглашение к договору от 23 июня 1954 г.) в направлении дальнейшего улучшения конструкции установки 122-мм пушки М-62Т и спаренных с ней пулеметов калибра 14,5 (КПВТ) и 7,62 мм (СГМ), зенитного 14,5-мм пулемета КПВТ, использования стабилизированной системы управления огнем ПУОТ с дальномерным устройством для прицела, ночных приборов наблюдения и прицеливания, повышения запаса хода, введения новых средств связи и мероприятий, повышающих стойкость танка от ударной волны ядерного взрыва. В этом же году согласно приказанию заместителя начальника ГБТУ ВС генерал-лейтенанта ИТС В.Р. Орловского на НИИБТ полигоне в период с 3 мая по 7 июля 1954 г. провели испытания двух опытных стволов 122-мм пушки Д25-ТА, снабженных эжекционным устройством для продувки канала ствола после выстрела. Стволы изготовил завод №9 МОП, один из них установили в башне танка Т-10.

Для получения сравнительныхданных о загазованности внутри танка отстрел сначала произвели из штатной пушки Д25-ТА. Затем выполнили перестволение с заменой на ствол с эжекционным устройством. Кроме того, при испытании стрельбой, помимо оценки загазованности боевого отделения танка с различной системой вентиляции (и при имитации пулевого повреждения кожуха эжекционного устройства), также исследовались вопросы кучности боя артсистем в начале и в конце испытаний, проявление обратного пламени при различных температурах зарядов артвыстрелов и прочности эжекционного устройства при стрельбе. Всего из 122-мм пушки Д25-ТА произвели 82 выстрела. Для определения влияния эжекционного устройства на надежность установки артсистемы в танке провели испытания пробегом с расстопоренным вооружением на 150 км с преодолением препятствий (треугольный ров, валик и контрэскарп). Каждое препятствие танк преодолевал по 5-8 раз на максимально возможных скоростях (18-22 км/ч).

Отстрел на определение кучности боя из 122-мм танковой пушки Д25-ТА с эжекционным устройством в танке Т-10 производился в начале и конце испытаний на дальность 1000 м по щиту размером 4x4 м. Стрельба велась бронебойно-трассирующими остроголовыми снарядами. При этом танк располагался на грунтовой площадке с предварительной выверкой и поверкой стабильности нулевой линии прицеливания после каждой группы отстрела кучности боя артсистемы. Наводка орудия в точку прицеливания на щите осуществлялась ручными приводами, а каждый выстрел производился с помощью электроспуска одним и тем же наводчиком с хорошей натренированностью в стрельбе. Как показали результаты отстрела, кучность боя 122-мм пушки Д25-ТА как в начале, так и в конце испытаний, была удовлетворительной и находилась в пределах табличных значений. Однако в конце испытаний на восьмом выстреле произошло нарушение (отказ) работы эжекционного устройства из-за поворота его кожуха, при этом большое количество пороховых газов из канала ствола пушки попало в боевое отделение после экстракции гильзы.

За время стрельбы на кучность боя механизмы пушки (клин и полуавтоматика, противооткатные устройства, механизмы наводки и электроспуски) работали нормально. Отстрел на определение уровня загазованности в боевом отделении танка Т-10 с продувкой и без продувки канала ствола производился при неработающих средствах вентиляции и при работе штатных средств вентиляции боевого отделения на режиме, создающем наибольшее разряжение в танке. Стрельба велась группами из пяти выстрелов в заранее заданном темпе» Забор проб воздуха производился из зон дыхания членов экипажа, при этом из зоны дыхания механика-водителя бралась одна общая проба - средняя за всю стрельбу, а из зон дыхания заряжающего и командира танка пробы брались после каждого выстрела. Как показали испытания, наибольшее разряжение в боевом отделении создавалось при работающем двигателе (при частоте вращения коленчатого вала 1800 мин). Поэтому определение загазованности боевого отделения при сравнительном отстреле осуществлялось для двух вариантов: при работающем двигателе (при 1800 мин) и при неработающих средствах вентиляции.

По результатам испытаний эжекционная продувка канала ствола пушки Д25-ТА, разработанная заводом №9 МОП, была признана достаточно эффективной и обеспечивающей снижение загазованности в боевом отделении танка до допустимых норм и устранение обратного пламени при температурах зарядов артвыстрелов 40°С. Тем не менее, вследствие недостаточной конструктивной прочности и надежности, представленный образец эжекционного устройства испытаний не выдержал. По заключению НИИБТ полигона, требовалось его доработать и провести повторные испытания. После этого эжекционное устройство на танковой пушке Д25-ТА было принято к серийному производству. Аналогичное устройство для продувки канала ствола завод №172 внедрил и для 122-мм пушки М-62Т танка «Объект 265». К июню 1955 г. ЛКЗ изготовил второй опытный образец танка «Объект 265», в котором были реализованы все предложения по результатам испытаний первого опытного образца (1952 г.) и рассмотрения доработанного технического проекта и макета боевого отделения. 9 июня 1955 г. танк «Объект 265» был принят заказчиком для проведения полигонных испытаний, которые прошли в течение июня-июля 1955 г., а в июле пленум НТК ГБТУ рекомендовал эту машину для серийного производства. Завершить отработку документации для серийного производства в ОКБТ ЛКЗ и ОГК ЧКЗ должны были во II квартале 1956 г. После проведения полигонных испытаний ЛКЗ восстановил опытный образец танка «Объект 265», а все замечания были в основном учтены при выпуске документации по новому тяжелому танку «Объект 272», работы над которым развернулись в ОКБТ ЛКЗ в 1955 г.

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2015 г. №10



 
Кто на сайте
Сейчас 335 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru