Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк «Объект 911Б» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк «Объект 911Б» (СССР)


Опытный танк «Объект 911Б» Танк «Объект 911Б» был разработан весной 1963 г. в ОКБ ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова. Ведущим конструктором машины являлся Ю.М. Сорокин. Плавающий авиадесантируемый танк создавался на базе опытный гусенично-колесной боевой машины пехоты «Объект 911», но без колесного движителя и с использованием опыта проектирования легкого танка «Объект 906Б» с управляемым ракетным оружием. Опытный образец машины, выпущенный в 1964 г., прошел заводские испытания. На вооружение танк не принимался и в серийном производстве не состоял.


Схема общей компоновки танка предусматривала размещение переднего отделения, представлявшего собой герметичный грузовой отсек (необходимый для обеспечения плавучести), в носовой части корпуса; боевого отделения, совмещенного с отделением управления - в средней части корпуса и башне; МТО - в кормовой части корпуса. В грузовом отсеке располагались гидроцилиндры механизма натяжения гусениц, два топливных бака, две аккумуляторные батареи, гидроагрегаты управления волноотражательным щитком, трубопроводы гидросистемы управления подвеской и натяжного механизма, термоизвещатели и распылители системы ППО и часть ЗИП. Для доступа к узлам и агрегатам переднего отделения в его крыше был выполнен люк с броневой крышкой. Над топливными баками и под ними имелись лючки, закрывавшиеся броневыми пробками. Кроме того, в переднем отсеке предусматривалась возможность размещения дополнительно двух человек или какого-либо груза. При нахождении в переднем отсеке людей обеспечивалась его вентиляция, а для их посадки имелись два люка с броневыми крышками.

Экипаж из двух человек располагался во вращающейся башне в специальной герметизированной броневой капсуле с усиленной противорадиационной защитой. На днище боевого отделения на специальной опоре устанавливался вращающийся пол, на котором монтировались сиденье командира танка и планетарный шестеренчатый механизм приводов управления (ПШМ) с платформой механика-водителя. На платформе располагались сидеденье механика-водителя, рычаги и педали управления танком, рычаг переключения передач, тяги приводов управления (от рычагов и педалей до ПШМ), часть электрооборудования и ЗИП.

Слева от орудия находился командир танка (он же наводчик), справа - механик-водитель, сиденье которого закреплялось на вращающейся независимо от башни платформе. Автономная башенка механика-водителя с входным люком совместно с платформой ПШМ образовывали подвижное отделение для дистанционного управления движением танка. Для наблюдения за полем боя и вождения машины у механика-водителя в башенке устанавливались три призменных перископических прибора ТНПО-170. Для вождения танка в ночных условиях использовался прибор ночного видения ТВН-2Б, монтировавшийся вместо центрального прибора ТНПО-170. Для наблюдения за полем боя и ведения огня из основного оружия командир пользовался двумя смотровыми приборами ТНПО-170 и одним перископическим прицелом - прибором наблюдения. Для входа и выхода командира из машины над его рабочим местом также имелся входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. Круговой обзор командиру танка обеспечивался только за счет поворота башни.

Для более удобного управления при движении танка задним ходом в ПШМ был встроен дополнительный механизм, позволявший механику-водителю бьютро развернуть подвижное отделение управления внутри башни на 180°. Перед разворотом производились фиксация и разъединение всех тяг приводов управления в том положении, в котором они находились в момент остановки машины. Дополнительный механизм при развороте платформы автоматически реверсировался для сохранения неизменного порядка управления при движении задним ходом. После разворота все тяги управления вновь соединялись, а их единовременная фиксация снималась. При наличии реверсивной коробки передач становилось возможным управление при движении задним ходом с такими же скоростями, как и при движении вперед.

Опытный танк «Объект 911Б»

В башне танка «Объект 911Б» устанавливались основное оружие, механизм заряжания (в нише башни), средства связи, приборы наблюдения и стрельбы, механизмы наводки. Кроме того, в боевом отделении размещался весь боекомплект танка, навигационное, электроосветительное и другое специальное оборудование. Под вращающимся полом (он был связан с погоном башни специальными тягами) по днищу машины проходили тяги приводов управления (от ПШМ к агрегатам), электрические провода и трубопроводы. Удаление газов из боевого отделения при стрельбе из основного оружия производилось вытяжным вентилятором через люк со шторкой в моторной перегородке. Помимо боевого отделения, в средней части корпуса располагались приводы управления водометными движителями и заслонками водометов, привод управления жалюзи, аппаратура системы ППО, щитки и приборы электрооборудования, воздуховоды системы вентиляции, гидроагрегаты гидропневматической подвески, трубопроводы и электрические провода.

В МТО размещались силовой блок с обслуживающими системами и водометные движители. Справа и слева от двигателя находились эжекторы, соединенные с выпускными коллекторами двигателя с помощью клапанных коробок. На эжекторах монтировался механизм защиты двигателя от попадания забортной воды. Внутри эжекторов располагались радиаторы системы охлаждения двигателя и масляные радиаторы соответствующих систем двигателя и МПП. Между перегородкой МТО и двигателем устанавливался компрессор АК-150С с электромагнитной муфтой выключения, вентилятор системы охлаждения компрессора и генератора, маслонасос гидросистемы управления подвеской и сливной топливный бачок. С левой стороны у моторной перегородки находился масляный бак с подогревателем, над двигателем со стороны перегородки - расширительный бачок системы охлаждения двигателя. С правой стороны у моторной перегородки располагался воздухоочиститель с воздухозаборником, труба которого могла выдвигаться над машиной при движении на плаву. От воздухзаборника имелся отвод к ФВУ. Кроме того, в МТО размещались топливные баки и маслозакачивающие насосы, водооткачивающие средства, термоизвещатели и распылители системы ППО, система ТДА, тяги приводов управления, трубопроводы, маслобачок гидросистемы. Полная очистка МТО от отработавших газов двигателя и паров масла осуществлялась вытяжным вентилятором ДВ-1К производительностью 700+100 м/ч, который устанавливался на крыше отделения около кормы и был оснащен обратным клапаном, предотвращавшим проникновение воды внутрь машины.

В башне танка монтировалась спаренная установка 73-мм гладкоствольного орудия ТКБ-04 «Гром» и 7,62-мм пулемета ПКТ. Высота линии огня могла изменяться в пределах от 1140 до 1490 мм (при «нормальном» клиренсе 360 мм - 1400 мм). При стрельбе использовался комбинированный, бесподсветочный перископический прицел ПКБ-62 (типа «Щит»), поле зрения дневной ветви которого составляло 15°, ночной - 6°. Углы наводки спаренной установки по вертикали были в пределах от -3 до +30°. Наводка орудия в обеих плоскостях осуществлялась как вручную, так и с помощью электромеханического привода «Кристалл» от пульта управления командира. Механизм поворота башни имел ручной и электромоторный приводы более простой конструкции, чем планетарный механизм поворота башни танка ПТ-76Б. Переключение с электромоторного привода на ручной производилось с помощью клавиши, располагавшейся на рукоятке маховика ручного привода. Стрельба из орудия велась активно-реактивными выстрелами с кумулятивной боевой частью, имевшей бронепробиваемость 300 мм. Наибольшая прицельная дальность стрельбы составляла 1300 м, дальность прямого выстрела - 800 м.

В боекомплект орудия входили 40 выстрелов, 27 из которых размещались в механизме заряжания в кормовой нише башни. Конструктивная схема механизма заряжания с гидроуправлением была заимствована у плавающего танка «Объект 906». Управление механизмом заряжания осуществлялось с места командира с помощью специального пульта. При необходимости имелась возможность ручного заряжания пушки. Механизм заряжания представлял собой замкнутую бесконечную цепь, движущуюся в раме и состоявшую из 27 звеньев (труб). Вращение транспортера обеспечивалось электроприводом, либо с помощью маховичка от ручного привода. Боекомплект к спаренному пулемету составлял 2000 патронов, снаряженных в ленты по 250 шт. и размещенных в коробках. Кроме того, в танке укладывались 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолете 10 сигнальными патронами.

Опытный танк «Объект 911Б»

Броневая защита машины была дифференцированной. Катаные броневые листы грузового (переднего) отсека (в нем размещались механизмы, не влияющие на боеспособность танка) и МТО сварного корпуса изготавливались из стали высокой твердости марки 2П и обеспечивали защиту от пуль Б-32 калибра 7,62 мм и осколков. Лобовой лист корпуса толщиной 10 мм имел угол наклона от вертикали 45" и являлся противокумулятивным экраном для передних броневых листов среднего отделения (обитаемой капсулы). Вертикальные борта грузового отделения и МТО имели толщину 8 мм, верхний и нижний кормовые листы и крыша корпуса - 6 мм. Днище в обоих отделениях толщиной 4 мм изготавливалось из углеродистой стали. Передние гнутые броневые листы среднего отделения имели толщину 35 мм, борта в верхней части - 45 мм, в нижней - 20 мм. Его кормовая часть состояла из двух вертикальных листов толщиной 35 мм, между которыми находилась герметичная моторная перегородка. Для изготовления этих броневых листов применялась сталь средней твердости марки 49С. Днище среднего отделения было выполнено из углеродистой стали толщиной 10 мм. Лобовая часть обитаемой броневой капсулы обеспечивала защиту экипажа и внутреннего оборудования от бронебойных снарядов калибра 76,2 мм с начальной скоростью 655 м/с с дистанции 2000 м, а борта - от пуль 5-32 калибра 14,5 мм с любой дистанции.

Необходимая жесткость и прочность корпуса обеспечивалась большими толщинами листов, образующих среднее отделение, двумя продольными поясами П-образных балок переднего отделения, а также двумя поперечными поясами Н-образных балок и продольными наружными зигами днища в МТО. Применение штампованных листа днища и балок внутреннего набора позволило уменьшить количество сварных швов и сократить номенклатуру деталей, в результате - уменьшить трудоемкость изготовления и сборки внутреннего набора корпуса. Масса стального корпуса машины по сравнению с танком ПТ-76Б была снижена с 5000 до 3500 кг при существенном росте его броневой защиты. Вдоль правого и левого бортов корпуса устанавливались съемные подкрылки, выполненные в виде емкостей, увеличивавших водоизмещение корпуса.

Башня танка сваривалась из гнутых стальных листов (лобового. двух бортовых, крыши и листов ниши) и устанавливалась на опоре с алюминиевыми погонами и пластмассовыми шариками. Лобовой (толщиной 40 мм на дуге 260°) и боковые листы имели переменные по периметру углы наклона от вертикали. Лобовая броня башни не пробивалась снарядами 76,2-мм пушки на дальностях стрельбы свыше 2000 м. В передней части башни ввари-залась рамка, отлитая из специальной стали, в которой имелись гнезда для крепления пушки. На крыше башни слева располагались люк командира танка, отверстие для установки прицела и две шахты под смотровые приборы. В крыше также имелся вырез под установку вращающейся башенки механика-водителя. В верхней части ниши башни был сделан проем для установки механизма заряжания пушки, который закрывался крышкой из специальной стали. Установка более компактной системы оружия «Гром» позволила уменьшить высоту башни с 540 мм (на танке ПТ-76) до 310 мм, а следовательно, и высоту танка на 230 мм, что также способствовало повышению защищенности машины на поле боя.



 
Авторизация



Кто на сайте
Сейчас 150 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru