Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк ИС-5 «Объект 730» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк ИС-5 «Объект 730» (СССР)

По системе охлаждения и узлам моторных групп разработали:
- различные варианты бронировки диффузоров эжекторов (по результатам испытаний один из вариантов бронировки был принят для установки на машину);
- несколько вариантов трубопроводов трассы, соединявшей фильтрексы воздухоочистителей с коробами эжекторов;
- различные формы насадок, обеспечивавшие увеличенное разряжение на выходе из инерционной решетки для удаления пыли (по результатам испытаний Выбрали оптимальный вариант, рекомендованный для установки в танке).

Кроме того, провели контрольно-проверочные испытания на самаркандской пыли воздухоочистителя, выполненного по чертежам ВНИИ-100 на ЧКЗ и предназначавшегося для установки на машину, а также сравнительные испытания моделей радиаторов, изготовленных методом окунания и спекания (результаты испытаний показали незначительную разницу в теплорассеивающей способности моделей, изготовленных указанными методами). Осуществили испытания бака-постамента, автомата для аварийной остановки двигателя, привода спидометра, Выполнили также экспериментально-исследовательские работы по определению оптимальных параметров автоматики механизма управления ПКП и провели сравнительные испытания бортовых редукторов (с авиамаслом и смазкой Циатим-207) и замка реверса ПКП. Для определения жесткости кронштейнов ПКП испытали передние опоры ПКП. В результате было установлено, что литой вариант кронштейна непригоден для установки в танк «Объект 730» ввиду возможного резонансного явления при движении на седьмой и восьмой передачах.

Как уже отмечалось, для отработки узлов и агрегатов ИС-5 во ВНИИ-100 задействовали опытные образцы ИС-7 (машина №4, а затем и №2), приведенные к массе нового танка, которые за это время преодолели в общей сложности 4714 км. На этих машинах прошли испытания следующие основные узлы и агрегаты:
- эжекционная система охлаждения, принятая в результате лабораторных и ходовых испытаний для охлаждения двигателя танка «Объект 730» (прямоточная с индивидуальным выпуском отработавших газов из каждого цилиндра). Система обеспечивала нормальный режим работы дизеля по внешней характеристике в условиях температур окружающего воздуха до 35'С;
- планетарная восьмиступенчатая трансмиссия. Отработка велась в направлении повышения надежности ее работы, а также улучшения функционирования автоматики механизма управления и остановочных тормозов (выполнили за счет изменений гайки автоматической регулировки, упоров и собачек, а также введения более жесткого крепления набегающего конца тормозной ленты грузового вала). Это позволило значительно сократить путь и время торможения, повысить надежность работы тормозов и увеличить срок межрегулировочного пробега машины с 350 до 800 хм;
- опорные катки с резиновыми амортизаторами из синтетического и натурального каучуков (показали возможность применения амортизаторов из синтетического каучука на танке «Объект 730») и пучковая торсионная подвеска из семи круглых стержней с шестигранной головкой (продемонстрировала высокую усталостную прочность, надежность и ее полную пригодность для использования в танке «Объект 730»);
- гидроамортизаторы с непосредственным перепуском жидкости из одной рабочей полости (во время испытаний показали неудовлетворительную работу вследствие плохой герметичности сальниковых уплотнений, что потребовало их конструктивной доработки);
- макет оптико-гироскопического прицела ТПС-1 со стабилизацией поля зрения и автоматом стрельбы (проведенные испытания танка стрельбой сходу показали принципиальную пригодность конструкции прибора для использования в тяжелых танках). По результатам испытаний завод №393 MB совместно с конструкторами ВНИИ-100 приступил к доработке прицела и устранению выявленных комиссией недостатков, а также к подготовке выпуска опытных образцов ТПС-1, пригодных для установки в танк «Объект 730». Отработка и испытания механизма заряжания (досылателя) для 122-мм пушки Д-25Т проводилась в танках ИС-3. Дальнейшие его испытания в опытных образцах танка «Объект 730», подтвердили его надежную работу, Значительное увеличение скорострельности и облегчение работы заряжающего.

В течение февраля-марта 1950 г на ЧКЗ собрали три опытных образца ИС-5 (машины № А-102, A-103 и A-104, предназначавшиеся для государственных испытаний), которые прошли заводские и военпредовские испытания. Конструкторы ВНИИ-100, находившиеся в г Челябинске, совместно с конструкторами ЧКЗ осуществляли оперативное обслуживание производства и одновременно вели отработку чертежно-технической документации с учетом замечаний, выявленных технологами, представителями ОТК и заказчика. 5 апреля 1950 г., после завершения окончательной сборки, машины были приняты Военной приемкой завода и 9 апреля отгружены для проведения государственных испытаний. На предъявленные государственной комиссии танки установили ПКП и бортредукторы (из опытной партии 15 шт), изготовленные ЛКЗ в кооперации с ВНИИ-100. Государственные испытания трех опытных образцов ИС-5 состоялись в районе г. Ломоносова Ленинградской области в период с 20 апреля по 20 мая 1950 г, причем машина A-104 в пepиoд c 18 по 26 апреля прошла полигонные испытания вооружения и механизмов боевого отделения на ГНИАП ГАУ ВС (Ржевка).

Всесторонние ходовые и полигонные испытания танков проводились государственной комиссией по специальной программе, утвержденной Военным министерством и Министерством транспортного машиностроения. В госиспытаниях приняла участие большая группа конструкторов, исследователей, испытателей и рабочих ВНИИ-100. Кроме того, по требованию госкомиссии все научно-исследовательские и конструкторские отделы института и его опытное производство полностью обеспечивали проведение многочисленных лабораторных анализов, исследований, переборку узлов для дефектации, восстановление и ремонт отдельных узлов, а также подготовку и оформление технической документации по ходу госиспытаний. Ходовые испытания танков объеме 2000 км проходили в тяжелых условиях. Район испытаний представлял собой заболоченную целину с валунами и пересеченную местность с наличием искусственных и естественных препятствий в виде рвов, воронок, подъемов, спусков, большого количества крутых поворотов. Однако напряженный темп испытаний танков, характеризовавшийся среднесуточными пробегами в 200 км у машин № А-102 и A-103 и 285 км у машины A-104, обеспечил выполнение намеченной программы в сжатые сроки.

По заключению комиссии, опытные образцы танка «Объект 730» полиостью соответствовали заданной правительством ТТХ, Танк ИС-5 обладал значительно большей надежностью по сравнению с существовавшими тяжелыми танками, по своей конструкции являлся перспективной машиной и не исключал последующей модернизации. После окончания государственных испытаний все три машины своим ходом прибыли из района испытаний на ЛКЗ для дефектации деталей и узлов, оценки технического состояния и выборочного микрометража. По завершении необходимых работ танки в период с 13 мая по 10 июня 1950 г прошли капитальную переборку и были восстановлены для продолжения испытаний по двигателю (200 ч в условиях объекта), в условиях Высоких температур окружающего воздуха и его большой запыленности. Затем произвели заводскую обкатку машин и по требованию заказчика отправили их на НИИБТ полигон БТ и MB СА,

Одновременно в течение мая-июня 1950 г специалисты ВНИИ-100 совместно с конструкторами ЧКЗ произвели доработку узлов и деталей танка «Объект 730» для повышения надежности конструкции в объеме замечаний государственной комиссии. К их числу относились:
- уплотнение ведущего колеса;
- вентиляция боевого отделения;
- конструкция привода прицела командирской башенки;
- повышение кучности боя и удобства в работе зенитного и спаренного пулеметов;
- усиление валика переходника ПКП;
- повышение прочности тормозных лент;
- отработка гидроамортизатора и его привода;
- улучшение уплотнений крыши и люка механика-водителя;
- устранение замечаний по приводам ТАЭН-1;
- повышение прочности топливных баков, масляных радиаторов и др.

Кроме того, течение мая 1950 г на ЛКЗ при непосредственном участии специалистов ВНИИ-100 полностью закончили и опробовали 11 комплектов узлов трансмиссии, предназначавшихся для подготовки партии машин к войсковым испытаниям. Необходимо отметить, что параллельно с изготовлением на ЧКЗ трех танков ИС-5 («Объект 730») для государственных испытаний к 5 мая 1950 г завершили сборку и отправили на НИИБТ полигон БТ и MB СА комплект его бронекорпуса с башней, узлами ходовой части и боевого отделения для проведения испытаний обстрелом. Испытания прошли в периоде 1б мая по 4 июня 1950 г. под руководством специальной комиссии, назначенной совместным приказом военного министра и министра транспортного машиностроения по специальной программе. В разработке программы активное участие приняли специалисты ВНИИ-100.

Представленные на испытания броневой корпус (заводской №15, воинский №912071) и башню (№02) танка «Объект 730» изготовил челябинский завод №200. На корпусе машины (фактическая масса корпуса составляла 17480 кг), согласно спецификации, смонтировали все его детали, включая кронштейны и бонки для монтажа внутренних узлов и агрегатов танка, а также крышку люка механика-водителя и три его смотровых прибора. Башня (масса - 6200 кг) крепилась на корпусе с помощью погонного устройства. В ней размещались: пушка Д-25 с рамкой и подвижной бронировкой, подъемный механизм пушки и поворотный механизм башни, стопор башни по-походному и прицел ТШ. На башне также имелись все крышки входных люков, командирская башенка и смотровые приборы. Обстрел производился: 122-мм бронебойными остроголовыми снарядами (122-мм танковая пушка Д-26), 88-мм бронебойными остроголовыми с бронебойными наконечниками и осколочно-фугасными снарядами (88-мм немецкая танковая пушка KWK-43), 76,2-мм бронебойными тупоголовыми снарядами (76,2-мм пушка 3ИС-3), 14,5-мм бронебойными пулями (ПТР Симонова), а также 7,б2-мм бронебойными и легкими свинцовыми пулями (пулемет СГ-43).

Первым был произведен обстрел мест установки смотровых приборов, прицела и стыка бронировки артсистемы с башней танка свинцовыми пулями калибра 7,62 мм на предмет определения защиты экипажа от проникновения свинцовых брызг внутрь танка. При обстреле амбразуры прицела очередями и одиночными выстрелами объектив прицела был разбит, а на картоне, установленном на месте наводчика, обнаружили поражения свинцовыми брызгами. На других рабочих местах экипажа следов проникновения свинцовых брызг не наблюдалось. Кроме того, при пулевом обстреле имело место разрушение верхних призм смотровых приборов с потерей видимости, а также произошло заклинивание крышки люка командирской башенки из-за вмятины на кожухе ее ограждения. Последующий обстрел корпуса танка производился в два этапа. Во время первого этапа определялась конструктивная прочность корпуса при попадании в него снарядов со скоростями непробития, на втором - прочность соединений отдельных деталей и узлов, а также их снарядостойкость.



 
Кто на сайте
Сейчас 225 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru