Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк ИС-5 «Объект 730» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк ИС-5 «Объект 730» (СССР)


Опытный танк ИС-5 «Объект 730» Технический проект танка, получившего наименование ИС-5 и заводское обозначение «Объект 730», был разработан в марте-апреле 1949 г. в соответствии с ТТХ, утвержденной правительством. Согласно проекту новая тяжелая машина представляла собой облегченный вариант танка ИС-4 массой не более 50 т. При этом предусматривалась замена ряда узлов и агрегатов ИС-4 новыми. Это касалось в первую очередь:
- планетарной трансмиссии, которую выполнили в двух вариантах. В первом за основу была взята планетарная трансмиссия ИС-4 («Объект 701»), во втором - планетарная трансмиссия ИС-7 («Объект 260»);
- применения пучковой торсионной подвески;
- использования нового воздухоочистителя по типу конструкции ЛКЗ;
- введения механизма заряжания пушки.
- изменения конструкции корпуса и башни (с использованием опыта проектирования ИС-3 и ИС-7).


Кроме того, проектом предполагалось облегчение элементов ходовой части, бортовых редукторов и других узлов танка ИС-4. Сотрудники КБ отдела вооружения ВНИИ-100 совместно с конструкторами СКБ-2 ЧКЗ переработали компоновку боевого отделения и установку вооружения. При выполнении технического проекта боевого отделения танка ИС-5 были разработаны:
- башня сферической формы с переменной толщиной стенок и большими углами наклона, устранявшие "заманы" между ней и крышей корпуса танка, а также создававшие возможность большего рикошетирования снарядов при их попадании в башню;
- усиление крепления башни на корпусе за счет увеличения жесткости верхнего и нижнего погонов, увеличения диаметра шаров с 1 на 1 1/2 и более надежного крепления болтами;
- принципиально новое решение крепления командирской башенки путем замены болтов специальными замками (в виде захватов), исключавшими ее срыв при попадании снаряда в башню;
- новая схема установки пушки Д-25Т в башне, в которой наличие специальной рамки, объединявшей в одно целое правый и левый кронштейны крепления цапф пушки, исключало возможность отрыва левого кронштейна, что имело место при сварке на танках ИС-4 и ИС-3. С другой стороны такое конструктивное решение (благодаря отдельной установке на стенде пушки Д-25Т в рамке с последующим одеванием на артсистему башни) не требовало наличия съемной крыши башни, что повышало ее прочность и технологически упрощало монтаж системы в башне;
- новый подъемный механизм пушки Д-25Т, имевший сдающее звено (фрикционные диски), предохранявшее от поломок зубья сектора и шестерни механизма;
- новый механизм заряжания пушки Д-25Т для повышения ее скорострельности и механизации процесса заряжания. Он представлял собою электромеханический досылатель и предназначался для досылки снаряда и гильзы (с зарядом) в камору орудия. Механизм имел малые габариты и небольшую массу, благодаря чему компактно устанавливался на откидном ограждении пушки. Наличие этого механизма обеспечивало возможность заряжания пушки заряжающим на любом угле ее возвышения в течение 10-15С.

11 апреля 1949 г технический проект вместе с деревянным макетом машины в натуральную величину отправили в Москву для рассмотрения. С некоторыми замечаниями 15 мая 1949 г проект ИС-5 («Объект 730») был утвержден в Министерстве транспортного машиностроения и Министерстве вооруженных сил. После отработки технического проекта по предъявленным замечаниям приступили к выпуску рабочих чертежей, причем в первую очередь в производство поступили чертежи корпуса, башни, а также узлов и деталей, требовавших подготовки производства. Так, например, чертежи корпуса и башни передали заводу №200 и Ижорскому заводу 18 мая 1949 г, а выпуск остальных рабочих чертежей и технических условий завершили 22 июня того же года. Затем начали изготавливать детали и собирать основные узлы машины.

Применение ряда новых узлов потребовало их тщательной отработки, доводки и проверки длительными испытаниями, которые не могли быть завершены в срок до 1 августа 1949 г. Для определения надежности узлов, предназначавшихся для использования в ИС-5 («Объект 730»), на ЧКЗ подготовили два танка ИС-4 без башен массой 50 т (массу до необходимой величины довели за счет приварки к корпусам дополнительных болванок). На них прошли проверку различные опытные узлы, изготовленные с учетом мероприятий, отработанных по результатам их этапных испытаний (шестиступенчатая ПКП, ходовая часть). Двигатели В-12 у обеих машин были задросселированы на мощность 514,7 кВт (700 л.с.). Кроме того, в процессе отработки узлов и агрегатов танка ИС-5 на одном из этих танков ИС-4 впоследствии был установлен и испытан дизель В12-5.

Опытный танк ИС-5 «Объект 730»

Параллельно в Ленинграде проходили испытания танков ИС-7 обр.1947 г. (машины №2 и №4), приведенных аналогичным образом к массе ИС-5, также с целью выявления надежности и внесения необходимых корректив в элементы и узлы, используемые в новом танке. В свою очередь, в научно-исследовательских и конструкторских отделах и лабораториях ВНИИ-100 велись работы по проектированию, изготовлению испытаниям и отработке отдельных, наиболее ответственных узлов машины: механизма заряжания, воздухоочистителя, облегченного варианта ПКП танка «Объект 260», бортовых редукторов, приводов управления, ведущих колес, пучковой торсионной подвески, В первой половине 1949 г. К5 отдела моторных установок ВНИИ-100 совместно с конструкторами ЧКЗ на основе большой экспериментально-исследовательской работы по доводке вентиляторной системы охлаждения танка ИС-4 спроектировало МТО танка «Объект 730» с вентиляторной системой охлаждения. Одновременно исследовательская группа отдела провела работу по изучению вариантов и выбору эжекционной системы охлаждения, элементов обогревателя, воздухоочистителя, радиатора и других агрегатов моторной установки.

Для выбора оптимального варианта эжектора выполнили около 4000 опытов с десятью вариантами моделей с 50 различными расположениями отдельных элементов эжектора. Испытания проводились на отсеках натуральных моделей с максимальным приближением к условиям работы на двигателе. Изготовили и испытали следующие модели эжекторов:
- прямоточная, пульсирующая, с индивидуальными патрубками на каждый клапан дизеля и соплами по типу танка «Объект 260»;
- прямоточная, с индивидуальными патрубками на каждый клапан дизеля и щелевыми соплами;
- прямоточная, с индивидуальными патрубками на каждый клапан дизеля и пальцевидными соплами;
- прямоточная, с индивидуальными патрубками и соплами (каноиды, диафрагмы) на каждый клапан дизеля.

Из всех испытанных конструкций эжекторов (в стендовых и ходовых испытаниях по тепло-рассеивающей способности и обеспечению нормального теплового режима дизеля) лучшие результаты и очевидное преимущество перед вентиляторной системой охлаждения показал прямоточный эжектор с индивидуальными выпускными патрубками и соплами. Впоследствии эту систему выбрали для использования в танке «Объект 730». При этом коренной переделке подверглись радиаторы, система смазки и топливная система, баки, а также система воздухоочистки дизеля В12-5. При отработке танкового обогревателя, обеспечивавшего надежный пуск дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха, в лаборатории моторного отдела ВНИИ-100 провели испытания нескольких вариантов. Испытали пять вариантов котелков обогревателя и горелок завихрителя, а также 57 различных вариантов форсунок. По результатам исследований разработали форсунку центробежного типа, обеспечивавшую тонкий распыл топлива при давлении 96,1 кПа (1 кгс/см^), котелок размером 155x320x380 мм с поверхностью нагрева 0,65 м завихритель, калоризатор, систему зажигания и другие элементы подогревателя. Предложенный подогреватель обеспечивал нагрев 120 л воды до температуры 60-65' за 12-15 мин. В процессе доводочных испытаний подогревателя выявили необходимость принудительной циркуляции охлаждающей жидкости, поэтому в систему подогрева ввели водяной насос.

Одновременно с проводимыми совместно с ЧКЗ работами по установке шестиступенчатой трансмиссии ИС-4 в танке ИС-5 («Объект 730») и ее испытаниям, в КБ отдела трансмиссии ВНИИ-100 для новой машины по проверенной схеме трансмиссии танка ИС-7 ("Объект 260") выполнили технический проект восьмиступенчатой планетарной трансмиссии. Образцы шестиступенчатой трансмиссии танка ИС-5 прошли испытания в ходовых условиях на ЧКЗ в танках ИС-4 и на грузовом стенде лаборатории отдела трансмиссии ВНИИ-100, а затем и на двух изготовленных опытных образцах. Одновременно с этим проводилась отработка восьмиступенчатой ПКП в танке ИС-7 (машина №4), приведенной к массе новой опытной машины. Наряду со сравнительными стендовыми испытаниями систем охлаждения танков ИС-4 и ИС-5 («Объект 730») и шестиступенчатой планетарной трансмиссии осуществили отработку автоматики ПКП на стенде и в танке, а также системы ППО (переключатель и термоэамыкатели) и др. Несмотря на то, что основные рабочие чертежи танка ИС-5 были выданы в производство до 1 июня, в установленный срок опытные образцы для заводских испытаний так и не изготовили.

Первый корпус танка «Объект 730» поступил на ЧКЗ 30 июля, второй - 9 августа 1949 г. В течение августа завод смог только произвести монтаж бортовых редукторов, запрессовку текстолитовых втулок балансиров и выполнить подготовительные сварочные работы. В остальном сборка танков задерживалась из-за несвоевременного изготовления таких основных узлов, как:
- приводов управления (по причине внесения конструктивных изменений);
- топливных и масляных баков (в связи с неполучением ряда профилей алюминиевых трубок и листового материала с завода №95);
- планетарных трансмиссий (имелись только две ПКП, но их испытания задерживались из-за внесения конструктивных изменений по масляному насосу и сервомеханизму);
- двигателей (первый дизель испытывался на стенде, а сборка второго только заканчивалась);
- ходовой части (все детали были изготовлены, но торсионы не подвергнуты термической обработке);
- воздухоочистителей (изготовление задерживалось из-за внесения изменений по результатам испытаний);
- радиаторов (был изготовлен всего один комплект масляных радиаторов).

Опытный танк ИС-5 «Объект 730»

Только в сентябре 1949 г ЧКЗ собрал два опытных образца ИС-5 (первый образец - к 14 сентября) с вентиляторной системой охлаждения и шестиступечатыми ПКП и провел их заводские испытания, которые показали неудовлетворительные результаты (агрегаты танка не выдержали установленного постановлением правительства гарантийного срока службы - 2000 км), В связи с тем, что ходовые испытания на гарантийный километраж шестиступенчатая ПКП не выдержала, и принимая во внимание полученные положительные данные по восьмиступенчатой ПКП, руководство ЧКЗ и ВНИИ-100 приняло решение установить ее в танк ИС-5 («Объект 730»). Отдел трансмиссии ВНИИ-100 выполнил рабочий проест восьмиступенчатой планетарной трансмиссии и выдал чертежи на ЛКЗ для изготовления трех опытных образцов. Проведенные во ВНИИ-100 и на ЧКЗ стендовые (под нагрузкой) ходовые испытания образцов шести- и восьмиступенчатых планетарных трансмиссий по отработке остановочных тормозов, автоматики механизма управления, конструкции конической передачи и ПКП в целом продемонстрировали преимущества восьмиступенчатой планетарной трансмиссии по сравнению с шестиступенчатой. Необходимо отметить, что наряду с исследованиями по шести- и восьмиступенчатым ПКП во ВНИИ-100 подготовили и согласовали с НТК БТ и MB ВС техническое задание на проектирование гидромеханической трансмиссии для новой машины и технические условия на изготовление металлокерамических дисков трения; рассмотрели различные варианты схем этого типа трансмиссии, а также приняли участие в разработке эскизного проекта гидромеханической трансмиссии в ЦНИИТМАШ.

В январе 1950 г. с учетом положительных результатов декабрьских испытаний 1949 г. и во исполнение постановления Совета Министров СССР №4753-1833 от 15 октября ВНИИ-100 совместно с СКБ-2 ЧКЗ приступил к отработке технической документации и выпуску рабочих чертежей машины для производства с учетом использования восьмиступенчатой ПКП, эжекционной системы охлаждения и амплидинных приводов наводки пушки Д-25Т. По окончании подготовки технической документации по ПКП ВНИИ-100 передал ее в производство для изготовления опытной партии на ЛКЗ и опытных цехах института в количестве 15 шт. Одновременно для проведения в г Челябинске всесторонних ходовых и полигонных испытаний по доводке конструкции узлов и агрегатов танка ИС-5 («Объект 730») ЧКЗ восстановил два опытных заводских образца (машины № А-311 и А-312). В то же время во ВНИИ-100 по заданию ЧКЗ для дальнейшего совершенствования деталей, узлов и агрегатов ИС-5 развернули ряд НИОКР.



 
Кто на сайте
Сейчас 1017 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru