Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытная БМД «Объект 915» (СССР)

PostHeaderIconОпытная БМД «Объект 915» (СССР)

В первом представленном ОКБ ВгТЗ варианте компоновки отделение управления находилось во вращающейся башне. Слева от орудия в башне располагался наводчик-оператор (он же командир), справа - механик-водитель. Десант из пяти человек размешался в корпусе. Трое десантников, посаженных в ряд в носовой части корпуса, были вооружены пулеметными установками. Прицелы для стрельбы из пулеметов были вмонтированы в перископические смотровые приборы. Двое десантников находились в корпусе позади башни. То есть из семи человек боевого расчета четверо могли вести огонь в переднем секторе. Для наиболее безопасного выхода десанта в сторону кормы за башней в корпусе имелся широкий кормовой люк. Пневматическая подвеска обеспечивала регулируемый с места механика-водителя клиренс машины.

Второй вариант отличался тем, что рабочее место механика-водителя было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. Слева от механика-водителя располагался командир машины, справа - стрелок; оба имели установки 7,62-мм пулеметов ПКТ. В средней части корпуса устанавливалась башня, полностью унифицированная с башней опытной БМП «Объект 765». В башне размешался наводчик-оператор. За башней в корпусе машины были расположены еще три сиденья для десантников, которые могли вести огонь из своего оружия через специальные герметичные амбразуры на борта и на корму.

Опытная БМД «Объект 915»

В августе 1964 г. на ВгТЗ изготовили макет БМД «Объект 915» (вариант 1) в натуральную величину с размещением меха-ника-водителя в двухместной башне. Схемы компоновки с расположением механика-водителя в башне активно разрабатывались в тот период в нашей стране и за рубежом - в этом варианте механик-водитель имел обзор с высшей точки машины и мог управлять ею не только при движении вперед, но и назад со скоростью переднего хода. Кроме того, круговой обзор улучшал маневрирование не только при движении по суше и на плаву, но и при погрузке в самолет. Однако непривычные условия, связанные с управлением движения машины из вращающейся башни, потеря ''Чувства машины" затрудняли работу механика-водителя. Впоследствии от такого решения отказались.
Корпус машины был разделен на три отделения: переднее боевое отделение, среднее боевое отделение и МТО. В переднем боевом отделении монтировались: три пулеметных установки (центральная и две боковых), гидравлические цилиндры механизмов натяжения гусениц, две аккумуляторные батареи (АКБ), стеллажи для коробок пулеметов ПКТ, сиденья для трех десантников, трубопроводы изменения клиренса и натяжения гусениц, а также часть ЗИП. Для входа и выхода из переднего боевого отделения на крыше корпуса имелись два люка, закрывавшиеся броневыми крышками.

Среднее боевое отделение включало башню с вращающемся полом и рабочие места бортовых стрелков (десантников). В башне машины размещались: основное и вспомогательное оружие» механизм заряжания орудия с боекомплектом (в кормовой части башни), средства связи, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы наводки. На вращающемся полу башни располага-
лись: справа от орудия - рабочее место механика-водителя на специальной платформе и передаточный шестеренчатый механизм (ПШМ) приводов управления, слева - откидное сиденье командира машины, укладки боекомплекта спаренного пулемета, орудия и управляемых ракет. На платформе механика-водителя устанавливались: сиденье, рулевое устройство, педали управления машиной, часть электрооборудования и ЗИП. Над механиком-водителем на крыше башни находилась вращающаяся башенка, в которой имелись три смотровых прибора ТНПО-170 (средний прибор мог заменяться на прибор ночного видения ТВН-26) и люк с броневой крышкой. Вращающаяся башенка с помощью специального стабилизирующего привода была связана с зубчатым венцом погона башни. Стабилизация направления платформы осуществлялась ПШМ.

Над сиденьем командира в крыше башни имелся люк и устанавливались три смотровых прибора (два ТНПО-170 и МК-4). Для доступа к механизму заряжания и обеспечения его монтажа крыша кормовой ниши башни была выполнена съемной. Башня с вращающимся полом, ПШМ, отделением управления и другими агрегатами боевого отделения представляла собой блочный узел, полностью собиравшийся и устанавливавшийся в корпус машины. Два стрелка (десантника) размешались за башней у моторной перегородки. У бортов находились два откидных сиденья и стеллажи для размещения боекомплекта и личного имущества, а в бортах корпуса - два шаровых устройства для ведения прицельного огня из автоматов. Спешивание десанта осуществлялось через люк-лаз, размешанный в наклонном кормовом листе боевого отделения над крышей МТО. Для обеспечения наблюдения и ведения огня в сторону кормы в крышке люка-лаза устанавливались смотровой прибор и шаровая опора для автомата АКМ, Для каждого десантника в крыше корпуса монтировался смотровой прибор ТНПО-170.

В среднем отделении у правого борта также располагались: воздухозаборник с фильтро-вентиляционной установкой, аппаратура системы ППО, щитки и приборы электрооборудования, гидроагрегаты пневматической подвески, трубопроводы и электропроводка. В подкрылках корпуса размешались два топливных бака. МТО располагалось в кормовой части корпуса. В нем были размещены: силовой блок, состоявший из двигателя и механической трансмиссии, два водометных движителя и тормоза. С левой стороны у моторной перегородки находился масляный бак с подогревателем и отопитель, с правой стороны - воздухоочиститель с воздухозаборником и клапаном. В МТО также монтировались два топливных бака, на крыше МТО -вытяжной вентилятор с обратным клапаном.

Машина имела на вооружении 73-мм гладкоствольное орудие ТКБ-04 (Гром), один 7,62-мм пулемет ПКТ, спаренный с орудием, и три 7,62-мм пулемета (один ПКТ и два ПК), монтировавшиеся в шаровых установках в носовой части корпуса, а также пусковую установку ПТРК «Малютка». Высота линии огня орудия составляла от 1360 до 1710 мм (в зависимости от величины изменяемого клиренса), курсовых пулеметов - от 910 до 1260 мм, При стрельбе из орудия и спаренного пулемета использовался бесподсветочный комбинированный (дневной и ночной) прицел ПКБ-62, Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в пределах от -3 до +20'. Наводка спаренной установки на цель осуществлялась с помощью электромоторных приводов (аппаратура «Кристалл»). В состав каждой пулеметной установки, располагавшейся в носовой части корпуса (помимо станка с шаровой опорой), входил комбинированный перископический смотровой прибор с прицелом, кинематически связанный с пулеметом. Углы наводки передних пулеметов составляли: по горизонту - в секторе 35°, по вертикали - от -3 до +15'. Конструкция пулеметной установки была заимствована у опытной БМП «Объект 914».

В боекомплект к орудию входило 40 активно-реактивных выстрелов, из которых 27 находились в механизме заряжания, смонтированном в кормовой нише башни. Полуавтоматический механизм заряжания представлял собой замкнутый трубный транспортер с цепным досылателем и электрооборудованием автоматики. Кроме того, в машине укладывались 4000 патронов к пулеметам, две управляемые ракеты ПТРК «Малютка», 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 10 сигнальными патронами. В ОКБ ВгТЗ также был проработан вариант размещения в башне вместо 73-мм орудия двух спаренных 14,5-мм пулеметов КПВТ и пусковой установки для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Следует отметить также, что в ОКБ уже тогда был предложен вариант двухместной башни с 30-мм автоматической пушкой.

Лоб корпуса и башни обеспечивал защиту от 14,5-мм бронебойных пуль с любой дистанции, борт корпуса - от 7,62-мм пуль с дистанции 400 м. Масса броневого алюминиевого корпуса БМД «Объект 915» должна была составлять 1,5 т вместо 2,0 т для равноценного по пулестойкости стального корпуса. Заводом предусматривалась и возможность изготовления корпуса машины из броневой стали марки 2П, при этом его масса возрастала до 2,5 т, но улучшалась броневая защита, которая обеспечивала защиту верхней и нижней лобовой проекции машины от бронебойной пули калибра 14,5 мм и бортовой проекции от бронебойной пули калибра 7,62 с дистанции 150-200 м. Лобовой и бортовые листы башни образовывали конус с переменным углом наклона образующих. Конструкция башни была аналогична башне легкого опытного танка «Объект 911Б». Башня устанавливалась на шаровой споре с алюминиевым погоном и пластмассовыми шарами. Машину предполагалось оснастить системами ПАЗ, ППО и ТДА. В системе ПАЗ использовались аппаратура «Элепрон-2» и фильтро-вентиляционная установка с роторным вентилятором и фильтром ФПТ-100.

В МТО устанавливался четырехтактный шестицилиндровый V-образный дизель УТД-20А мощностью 250 л.с. (184 кВт) при частоте вращения коленчатого вала двигателя 2500 об ./мин, с эжекционной системой охлаждения. Его дефорсирование по сравнению с используемым на БМП-1 дизелем УГД-20 (300 л.с.) было связано с тем, что БМД имела вдвое меньшую массу, а излишняя удельная мощность могла вызвать перерасход топлива и масла. Пуск двигателя осуществлялся с помощью стартера (основной способ) или сжатого воздуха (вспомогательный способ). Для облегчения пуска двигателя в условиях низких температур окружающего воздуха использовался подогреватель, котел которого устанавливался в масляном баке системы смазки двигателя. Общая емкость четырех топливных баков составляла 400 л. Расчетный запас хода по шоссе достигал 500 км.

В системе воздухоочистки использовался бескассетный воздухоочиститель циклонного типа с эжекционным удалением пыли. Впервые эжекционная система охлаждения двигателя была выполнена с обеспечением слива из эжекционного короба попавшей в него воды, а также и стока зажигательной смеси в случае ее попадания. Эжекторные короба, соединявшиеся с выхлопными коллекторами двигателя с помощью клапанных коробок, вваривались слева и справа в кормовой части корпуса. Встроенные в корпус, они являлись его неотъемлемой частью, благодаря чему достигалась экономия массы машины. На эжекторных коробах был смонтирован механизм защиты двигателя от попадания воды, а внутри устанавливались эжекционные сопла, водяные радиаторы системы охлаждения двигателя и масляный радиатор системы смазки двигателя. В состав механической трансмиссии входили однодисковый главный фрикцион сухого трения, трехступенчатая коробка передач с независимым реверсивным приводом к водометам, два бортовых фрикциона и два планетарных соосных бортовых редуктора. Расчетная максимальная скорость движения по шоссе составляла 65 км/ч. В агрегатах и узлах механической трансмиссии широко использовались магниевые и алюминиевые сплавы в литых и прессованных деталях.

В ходовой части применялись независимая регулируемая пневматическая подвеска, гидравлические механизмы натяжения гусениц, система изменения клиренса с 450 мм до 100 мм, 12 двухскатных опорных катков диаметром 500 мм с наружной амортизацией и дисками из алюминиевого сплава, шесть однорядных поддерживающих катков и гусеницы с открытым металлически шарниром (ОМШ) с борированными пальцами и цевочным зацеплением с ведущими колесами. Среднее давление на грунт составляло 45,1 кПа (0,46 кгс/см). Но на макете, в отличие от проекта, были установлены односкатные опорные катки. Использование катков такого типа позволяло увеличить запас плавучести и остойчивости машины за счет их водоизмещения, но потребовало применения гусеницы с двумя высокими гребнями, что увеличило массу ходовой части, Впоследствии испытания первых опытных машин показали недостаточную устойчивость гусеничного движетеля с односкатными обрезиненными опорными катками на широких (по сравнению с бандажом катка) траках. Поэтому для серийных БМД были выбраны облегченные двускатные опорные катки из магниевого сплава и гусеницы с одним гребнем.

Пневматическая подвеска состояла из 12 узлов, каждый из которых включал в себя пневматическую рессору, гидравлический амортизатор, рычаг, балансир и ограничитель хода катка, выполненный в виде упора с резиновой подушкой. Управление изменением клиренса и натяжением гусениц осуществлялось дистанционно с кнопочного пульта управления. Для движения на плаву использовались два водомета с подводным расположением патрубков выброса воды и гидравлической системой управления заслонками, которая являлась составляющей частью общей гидросистемы. Расчетная максимальная скорость движения на плаву составляла 12 км/ч. Запас плавучести (60%) позволял дополнительно перевозить груз до 2 т. Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Для внешней радиосвязи устанавливалась радиостанция Р-123, для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУ Р-124 на три абонента. При десантировании масса машины снижалась до 6 т за счет неполной укладки боекомплекта (только 27 выстрелов в механизме заряжания), неполной заправки топливом (250 л) и отсутствия экипажа.

В 1964 г. на базе БМД «Обьект 915» (вариант 1) в  бюро ВгТЗ под руководством Гавалова разработали проект унифицированного шасси с кормовым расположением МТО и сохранением водометных движителей, предназначавшегося для создания целого семейства боевых и обеспечивающих машин для ВДВ, имевших десантируемую массу 6-7 т. Это семейство машин было способно заменить почти все многообразие техники, применявшейся в ВДВ и других родах войск Советской Армии, На базе этого шасси были эскизно проработаны проекты легкого танка, командам-штабной машины, самоходно-зенитной установки, инженерно-ремонтной машины и топливозаправщика. И хотя волгоградцы проиграли Челябинскому тракторному заводу в конкурсе на разработку боевой машины пехоты, дальнейшая разработка БМД после рассмотрения выполненных технических проектов в сентябре 1964 г. была поручена Особому конструкторскому бюро ВгТЗ.

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2012 г. №09



 
Кто на сайте
Сейчас 298 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru