Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк «Объект 906» (ПТ-85) (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк «Объект 906» (ПТ-85) (СССР)

Танк «Объект 906» (ПТ-85) оснащался системами ПАЗ, УА ППО «Роса», ТДА и аварийной откачки воды. С целью защиты экипажа от ударной волны ядерного взрыва в боевом отделении были предусмотрены устройства, автоматически закрывавшие все отверстия при взрыве, а также стопорившие башню. Для вентиляции боевого отделения применялись вытяжной вентилятор осевого типа и нагнетатель центробежного типа, устанавливавшиеся, соответственно, на правом (в районе расположения командира) и левом (сзади наводчика) бортах башни. При работе нагнетателя в загерметизированном танке создавалось избыточное давление 0,49 кПа (0,005 кгс/ см), необходимое для защиты от проникновения радиоактивной пыли внутрь танка при преодолении очагов радиоактивного заражения. Дополнительно к прибору РБЗ-1М устанавливался рентгенометр ДП-3, позволявший измерять мощность радиоактивного излучения в пределах 0,1 -500 Р/ч.

Опытный танк «Объект 906» (ПТ-85)

Кроме того, для защиты экипажа от действия ОВ и токсичного пожаротушащего состава системы ППО рабочие места командира танка и наводчика оснащались средствами индивидуальной защиты. В состав защитного комплекта входили фильтр от общевойскового фильтрующего противогаза, шланг, полумаска и переключающее устройство. Система УА ППО обеспечивала ручное включение и выключение вентиляторов боевого отделения. В ее состав входил автомат системы «АС», сигнализирующий о пожаре и наличии числа заряженных баллонов, осуществлявший остановку двигателя, поочередное срабатывание баллонов, 4-6 с задержку подачи смеси «3,5» в МТО и обеспечивавший ручное включение системы УА ППО. В танке монтировались семь термодатчиков, три из которых размещались в боевом отделении и четыре - в МТО.

В МТО первого изготовленного танка «Объект 906» (ПТ-85) был установлен дизель 8Д-бМ мощностью 221 кВт (300 л.с.). В системе охлаждения использовались один эжектор и водяной радиатор с увеличенной площадью охлаждения, которые располагались по левому борту МТО (этот танк в настоящее время хранится в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке). На последующих машинах применялся дизель УГД-20 мощностью 221 кВт (300 л.с.). Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом (основной способ) или с помощью электростартера СТ-713 мощностью 11 кВт (15 л.с.). Емкость четырех топливных баков (400 л.), располагавшихся в МТО, и двух дополнительных топливных баков емкостью 50 и 150 л, размещавшихся снаружи на бортах корпуса, обеспечивали танку запас хода по шоссе 500 км. Все топливные баки были выполнены из алюминиевого сплава АМГ-6.

В системе воздухоочистки использовался двухступенчатый воздухоочиститель типа ВТИ. Система смазки двигателя - циркуляционная, принудительная, высокотемпературная. В ней применялись разогрев масла охлаждающей жидкостью из системы подогрева и фильтрация масла с помощью центрифуги, устанавливавшейся на двигателе. Расходная емкость масляного бака составляла 35 л (общая - 90 л). Конструкция маслобака представляла собой один узел, в котором были объединены маслобак и подогреватель. Он размещался перед двигателем, слева от оси машины. Масляный радиатор устанавливался в правом эжекторе над водяным радиатором. Для облегчения прокачки масла в условиях низких температур масляный насос имел водяную рубашку, соединенную с системой подогрева двигателя.

Система охлаждения двигателя - жидкостная эжекционная, высокотемпературная, закрытого типа. Два эжектора с двумя радиаторами системы охлаждения располагались по бортам МТО. Такая установка эжекторов исключала рециркуляцию выхлопных газов. В правом эжекторе имелось эжекционное устройство для автоматического удаления пыли из воздухоочистителя. В состав механической трансмиссии входили двухдисковый главный фрикцион, двухпоточный МПП бездифференциального типа, обеспечивавший пять передач переднего и одну передачу заднего хода, приводы к водометам и компрессору АК-150С и два однорядных простых бортовых редуктора. Главный фрикцион монтировался на маховике двигателя. В корпусе МПП устанавливался на трех опорах (две опоры бугельного типа на оси грузового вала и одна - по оси ведущего вала). Рассматривался вариант прифланцовывания МПП к двигателю, но от этого отказались из-за исключения возможной унификации при его использовании на других машинах, предполагавшихся к созданию на базе данного танка.

Ленточные остановочные тормоза сухого трения с пластмассовыми накладками были вынесены из алюминиевого картера МПП. В приводе их управления, в отличие от привода остановочных тормозов в танке ПТ-76Б, где для торможения машины использовались рычаги управления, установили педаль тормоза. Бортовые редукторы, выполненные по кинематической схеме бортовых редукторов танка ПТ-76, отличались от них величиной передаточного числа (5,09), а их корпуса изготавливались из алюминиевого сплава АЛ-19. Трансмиссия обеспечивала совместную и раздельную работу гусеничного и водометного движителей. Привод к водометам осуществлялся от вала дополнительного привода МПП с помощью зубчатой муфты и не зависел от номера включенной передачи. Этим обеспечивалась возможность безостановочного входа танка в воду на любой передаче без обязательного перехода на низшую передачу, как это было на ПТ-76Б.

В конструкции водометов использовались серийные рабочие колеса насосов и направляющие аппараты, остальные их части подверглись конструктивным изменениям, направленным на снижение массы и повышение эффективности работы (уменьшили длину водометной трубы, привели все ее сечения к форме круга, для снижения гидравлических потерь увеличили радиус кривизны, а для увеличения силы тяги обеспечили прямолинейность выбрасываемой струи и др.). Расчетная долговечность водометного движителя возросла с 75 до 100 ч. Для управления танком на плаву служили заслонки типа «Секач», которые отличались от заслонок в танке ПТ-76Б наличием выносной опоры - кронштейна, крепившегося двумя призонными болтами и воспринимавшими осевую нагрузку от напора воды. Диаметр кормовых патрубков по сравнению с кормовыми патрубками танка ПТ-76Б был уменьшен с 340 до 250 мм, что позволило сократить габариты заслонок и их массу. Для уменьшения фонтана брызг на кормовом листе корпуса по радиусу прокачки заслонок устанавливался отражательный козырек.

В системе подрессоривания танка применялась индивидуальная торсионная подвеска с телескопическими поршневыми гидроамортизаторами двухстороннего действия, которые монтировались на первых, вторых и седьмых узлах подвески. Максимальные касательные напряжения заневоленных торсионных валов составляли 953,2 МПа (9720 кгс/см). При транспортировке танка самолетами Ан-12 передние и задние узлы подвески выключались с помощью специальных винтовых приспособлений, входивших в комплект ЗИП машины. При этом обеспечивалось жесткое соединение балансиров опорных катков с корпусом танка. Особенностью системы подрессоривания танка являлось встречное расположение балансиров седьмых узлов подвески.

В состав гусеничного движителя (применительно к одному борту) входили семь опорных и четыре поддерживающих односкатных катков с наружной амортизацией, направляющее и ведущее колеса. компенсирующее устройство и гусеница с ОМШ, заимствованная у танка ПТ-76. Для танка «Объект 906» была разработана, изготовлена и прошла испытания гусеница с последовательным РМШ. Трак гусеницы с РМШ (штампованный, с приварными гребнями) имел ширину 350 мм и шаг 128 мм. Среднее давление на фунт составляло 43,2 кПа (0,44 кгс/см). Опорные катки танков «Объект 906» и ПТ-76Б имели одинаковые размеры и посадочные места и поэтому в сборе были взаимозаменяемыми. Диски полых опорных катков изготавливались из алюминиевого сплава АМГ-6. Это позволило снизить массу опорного катка с 59,5 до 37 кг. Направляющие и ведущие колеса были заимствованы у танка ПТ-76Б без изменений. При использовании гусениц с РМШ устанавливались ведущие колеса со съемными зубчатыми венцами, отлитыми из стали КДЛВТ, и ступицами из алюминиевого сплава АЛ-19. В их конструкции предусматривалась возможность замены венцов без демонтажа ведущего колеса.

При этом само ведущее колесо могло устанавливаться как на левый, так и на правый борт корпуса. Тип зацепления ведущего колеса с гусеницей с РМШ - цевочный, а способ передачи усилия в зацеплении - толкающий (с гусеницей с ОМШ - тянущий). Масса комплекта гусениц с РМШ (224 трака) составляла 1380 кг. Компенсирующее устройство предназначалось для автоматического натяжения гусеницы при движении машины с помощью специальных штанг, обеспечивавших кинематическую связь между направляющим колесом и первым опорным катком. При проведении испытаний была выявлена недостаточная эффективность компенсирующих устройств, так как применение нижних ограничителей ходов опорных катков приводило к отрыву гусеницы от катка при переезде вогнутых поверхностей, в особенности при движении задним ходом.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 24 В. Основными источниками электроэнергии служили две аккумуляторные батареи 12СТ-70 и генератор ВГ-7500 мощностью 5 кВт. Для обеспечения нормальной эксплуатации танка в условиях низких температур предусматривался электрический обогрев прицела, смотровых приборов, стекла защитного колпака механика-водителя и часов. Для дорожной сигнализации на танке монтировались пять габаритных фонарей (один из них на башне). Кроме того, имелись два фонаря желтого цвета для связи экипажа с пехотой. Для внешнего освещения использовались фары ФГ-102 и ФГ-100 с ИК-фильтром. Для внешней связи в танке служила радиостанция Р-113, для внутренней - переговорное устройство ТПУ Р-120. В дальнейшем предполагалась замена средств связи на радиостанцию Р-123 и переговорное устройство ТПУ Р-124.

Характеристики танка «Объект 906» (ПТ-85)
Боевая масса - 15т;
экипаж - 3 чел.;
вооружение:
- пушка - 85 мм нарезная,
- пулемет - 7,62 мм;
броневая защита - противопульная;
мощность двигателя - 221 кВт (300 л.с.);
максимальная скорость:
- по шоссе - 75 км/ч,
- на плаву - 10,6 км/ч

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2010 г. №09



 
Кто на сайте
Сейчас 546 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru