Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк «Объект 167» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк «Объект 167» (СССР)


Опытный танк «Объект 167» Танк «Объект 167» являлся модернизированным вариантом танка Т-62. Он был разработан в инициативном порядке в 1961 г. в КБ (отдел 520) завода №183 в Нижнем Тагиле под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева и предназначался для экспериментальной проверки мероприятий по повышению огневой мощи, подвижности и усилению противорадиационной защиты среднего танка. Ведущим инженером машины был В.Н. Венедиктов. Первый опытный образец (№1106001П) на заводе №183 изготовили в октябре 1961 г, второй (№112В002П) - в декабре того же года. В период с 10 ноября 1961 г по 1 апреля 1962 г эти машины успешно прошли первый этап заводско-полигонных испытаний на НИИБТ полигоне в Кубинке. По результатам испытаний танк был рекомендован на вооружение Советской Армии и к серийному производству вместо Т-62. Однако на вооружение он не принимался и в серийном производстве не состоял. Всего выпустили три опытных образца.


Новыми техническими решениями по сравнению с танком Т-62 стало применение противорадиационных материалов, использование более мощного дизеля, бескассетного воздухоочистителя, системы гидросервоуправления агрегатами трансмиссии, а также новой ходовой части с опорными катками меньшего диаметра в сочетании с поддерживающими катками. Танк «Объект 167» имел классическую схему общей компоновки с экипажем из четырех человек, аналогичную схеме компоновки Т-62. В связи с введением подбоя в отделении управления были изменены конструкция подвески гирополукомпаса ГПК-48, кинематика сиденья механика-водителя, а рукоятка его стопорения перенесена на левую сторону. Оба смотровых прибора механика-водителя имели гидро-пневмоочистку.

Опытный танк «Объект 167»

Крепление подбоя на внутренней стороне крышки люка механика-водителя ухудшило условия наблюдения через его смотровые приборы и привело к увеличению непросматриваемого пространства перед машиной (вследствие упора головы механика-водителя в подбой). Подбой, расположенный на внутренней поверхности башни, также ограничил нормальные условия наблюдения командира танка и заряжающего. Командирский прибор ТКН-2, устанавливавшийся аналогичным образом, как и в командирской башенке танка Т-62, выступая в свет люка, уменьшал на 50-60' углы обзора через левый и правый передние приборы ТНП. Смотровой прибор МК-4 заряжающего отличался от аналогичного прибора танка Т-62 удлиненной перископичностью. В целом, общая обзорность с рабочих мест экипажа ухудшилась: для командира танка - на 22%, механика-водителя - на 16%, наводчика - на 64% и заряжающего - на 77%, что в процессе испытаний было признано недопустимым в связи с увеличением максимальных и средних скоростей движения машины.

Введение подбоя повлияло на соотношение размеров рабочих мест командира танка и наводчика и привело к созданию неблагоприятных условий для их размещения и работы. Так, при посадке командира его колени упирались в спину наводчика, который был вынужден размещаться на переднем краю своего сиденья, принимая при этом неудобное, вынужденное положение. В свою очередь, при удобном расположении наводчика, командир танка не мог разместиться на своем рабочем месте в положении сидя и был вынужден стоять на подножке. Для улучшения условий размещения командира танка на втором опытном образце установили новые спинку и кронштейн подножки, при этом подножку опустили вниз со сдвигом вперед на 90 мм и сделали ее регулируемой по высоте. Подножка сиденья наводчика также была опущена вниз и сдвинута вперед на 50 мм. Однако эти изменения существенных улучшений не дали. Для облегчения условий работы механика-водителя ввели вентилятор обдува и увеличили длину рукоятки запора крышки входного люка.

В башне танка монтировалась 115-мм гладкоствольная танковая пушка У-5ТС (2А20) с эжекционным устройством продувки канала ствола после выстрела, оснащенная двухплоскостным стабилизатором «Метеор» и механизмом выброса стреляных гильз. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ который размещался справа от ее люльки. Высота линии огня составляла 1768 мм (у Т-62 -1758 мм). Для прямой наводки пушки у наводчика имелся дневной шарнирный телескопический прицел ТШ2Б-41 и ночной прицел ТПН-1-41-11. Их установка не отличалась от аналогичной в танке Т-62. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовались боковой уровень и азимутальный указатель. Углы наводки спаренной установки составляли от -4'37' до +15°25' при работе стабилизатора «Метеор» и от -5'30' до +16"02' - при работе ручными приводами. Усилия на маховичках ручных приводов наводки пушки по вертикали и механизма поворота башни находились в пределах 1,5-6,5 кгс и 2,0-2,5 кгс соответственно. Скорости наводки спаренной установки при работе от пульта управления стабилизатором в автоматическом режиме в вертикальной плоскости составляли от 0,04 до 7,0 град./с; в горизонтальной плоскости - от 0,04 до 23,6 град./с; в полуавтоматическом режиме в горизонтальной плоскости - от 0,07 до 27,7 град/с.

Стопорение пушки в трех положениях осуществлялось с помощью специальной тяги, укладывавшейся на вращающемся полике. На втором опытном образце крепление этой тяги перенесли на правый борт корпуса, за укладку гранат. В боекомплект к пушке входили 40 унитарных выстрелов, которые располагались следующим образом; на правом борту в башне - 2 шт, в передних баках-стеллажах - 16 шт., в поперечной укладке у моторной перегородки -19 шт, на левом борту корпуса - 1 шт и на правом борту корпуса - 2 шт Боекомплект к пулемету СГМТ состоял из 2500 патронов в 10 лентах, которые размещались: в башне - 4 ленты в стеллаже (на правом борту) и 1 лента в магазине-коробке на установке пулемета; в боевом отделении - 3 ленты в магазинах-коробках (у аккумуляторных батарей); 2 ленты в магазинах-коробках (на левом борту у моторной перегородки). В боевом отделении также укладывались: автомат АК-47 калибра 7,62 мм с боекомплектом 180 патронов, 12 ручных гранат Ф-1 (в нишах бортов корпуса) и сигнальный пистолет с 6 сигнальными патронами. На втором опытном образце на кронштейне укладки выстрелов у моторной перегородки располагались два дополнительных патронташа для сигнальных патронов (12 шт).

Броневая защита танка - дифференцированная, противоснарядная. Для сохранения массы в пределах существовавших ограничений (36,5 т) из-за установки подбоя была несколько уменьшена толщина нижнего лобового (со 100 до 80 мм), кормового (с 45 до 30 мм) и бортовых листов корпуса (с 80 до 70 мм) по сравнению с Т-62. Кормовой лист корпуса имел угол наклона 13'50' от вертикали для обеспечения установки новых, увеличенных радиаторов системы охлаждения двигателя. Уменьшение толщины брони бортов, нижнего лобового листа и листа кормы снизило противоснарядную стойкость корпуса машины по сравнению с Т-62:
- по борту - курсовой угол непробития при обстреле 100-мм бронебойным тупоголовым снарядом уменьшился с 22 до 20°;
- по нижнему лобовому листу - дальность непробития при обстреле тем же бронебойным снарядом под курсовым углом 0' составила 2000 м вместо 900 м;
- кормовой лист мог пробиваться бронебойной пулей калибра 14,5 мм.

Изменениям подверглись крыша и днище корпуса. Люк механика-водителя сместили вправо на 50 мм и вперед на 20 мм. Крышка люка, подрессоренная пластинчатыми торсионами, открывалась (откидывалась) на петлях влево и в походном положении стопорилась под углом 115'. Кроме того, для удобства размещения механика-водителя в отделении управления под его сиденьем в днище сделали выштамповку глубиной 25 мм. Люк аварийного (запасного) выхода в днище корпуса также сместили вперед, исключив перекрытие его крышки вращающимся поликом боевого отделения. Лист крыши над двигателем был выполнен откидывающимся на одних и тех же петлях с торсионным валиком, на которых устанавливалась и крыша над водяным радиатором системы охлаждения. Такая конструкция крыши МТО позволила упразднить люки над воздухоочистителем и над двигателем. Над вентилятором системы охлаждения двигателя в корме вместо откидной крышки монтировались жалюзи, регулируемые с места механика-водителя. На втором опытном образце для обеспечения открывания крыши над двигателем (при положении башни с пушкой вперед), кормовой рым на башне переместили вверх. Над входными жалюзи установили измененные сетки с целью их унификации. Вращающийся полик боевого отделения, вентиляторная перегородка и ограждения торсионов были выполнены из алюминиевых листов. В перегородке МТО имелись воздухопритоки для охлаждения генератора.

Опытный танк «Объект 167» Опытный танк «Объект 167»

Конструкция башни машины, заимствованная у Т-62, в связи с введением подбоя претерпела некоторые изменения: толщину крышки люка заряжающего уменьшили с 25 мм до 20 мм, в крышке командирского люка изъяли сигнальный лючок и ввели усиленные торсионы для облегчения их открывания. Система ПАЗ машины была значительно усилена за счет установки подбоя и надбоя, выполненных из противорадиационных материалов ПОВ-20 и ПОВ-20/50С. Подбой монтировался на внутренних поверхностях корпуса (включая крышки люка механика-водителя и люка выброса стреляных гильз) и башни в местах расположения членов экипажа. Надбой крепился на крышках входных люков командира и заряжающего, на боковой поверхности прилива под командирскую башенку и в местах установки смотровых приборов, а также на крышке люка выброса стреляных гильз. Крепление подбоя (надбоя) к броне производилось путем приклейки листов специальным клеем, разработанным НИИПМ, с дополнительным прижатием их болтами через шайбы. Для этой цели на внутренней поверхности броневых листов корпуса и башни приваривались специальные бонки с резьбовыми отверстиями под болты крепления. Надбой дополнительно закрывался защитным кожухом из листовой стали, привариваемым к прикрываемой броневой детали. При больших толщинах брони применялся материал ПОВ-20 толщиной 20-30 мм, а при малых толщинах брони - ПОВ-20/50С толщиной 40-60 мм. Наличие подбоя (надбоя) в совокупности с броневой защитой обеспечили ослабление проникающей радиации в 8 раз.

Второй опытный образец машины отличался установкой вокруг командирской башенки улучшенной защитой надбоя, введением вырезов в деталях подбоя вокруг люка механика-водителя под винты уплотнения люка. Кроме того, подбой в отделении управления над смотровыми приборами механика-водителя крепился без приклейки, только с помощью болтов. Аналогичным образом устанавливался один из листов подбоя в башне, слева от нагнетателя-сепаратора - для обеспечения возможности его демонтажа. Был упразднен подбой на крышке люка выброса стреляных гильз. Масса подбоя (надбоя) вместе с деталями крепления составляла 500 кг, из которых 150 кг приходилось на корпус и 350 кг - на башню. В состав системы ПАЗ, помимо противорадиационного подбоя (надбоя), входили специальный нагнетатель-сепаратор, обеспечивавший подачу очищенного от радиоактивной пыли воздуха (до 600 м7ч) в боевое отделение и создававший избыточное давление в обитаемых отделениях, а также уплотнения корпуса и башни, используемые в аналогичной системе танка Т-62. В отличие от системы ПАЗ танка Т-62, механизм пиропатрона закрытия жалюзи системы охлаждения был перенесен от механика-водителя к перегородке МТО с целью повышения надежности его работы.

Избыточное давление, создаваемое нагнетателем-сепаратором, находилось в пределах 196-275 Па (20-28 мм вод. от), вместо 490 Па (50 мм вод. от) по ТУ, что явилось следствием недостаточной герметизации установки перегородки МТО, крышек люков командира танка и механика-водителя, а также мест крепления патрубков забора и выхода охлаждающего воздуха генератора. Системы ТДА и ППО танка были заимствованы у Т-62, за исключением расположения трех баллонов системы ППО, которые крепились в отделении управления (справа от механика-водителя, у стеллажа аккумуляторных батарей), а также измененной конструкции обратных клапанов баллонов.

В МТО танка устанавливался дизель В-26 (А-10) с наддувом. Максимальная мощность двигателя составляла 515 кВт (700 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2100 мин, в результате чего удельная мощность возросла до 14 кВт/т (19,1 л.с./т), вместо 11,7 кВт/т (15,9 л.с./т) у танка Т-62. Двигатель В-26 второго опытного образца был отрегулирован на мощность 515 кВт (700 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин. Созданный на базе дизеля В-55, В-26 отличался от него, в основном, наличием приводного центробежного нагнетателя (частота вращения рабочего колеса равнялась 26700 мин). Блоки цилиндров имели индивидуальный дифференцированный подвод охлаждающей жидкости. Пуск двигателя производился с помощью сжатого воздуха из двух пятилитровых баллонов (основной способ), либо стартером СТ-16М мощностью 11 кВт (15 л.с.) или комбинированным способом. Зарядка баллонов осуществлялась от воздущного компрессора АК-150ВС, имевшего привод от коробки передач. В условиях низких температур окружающего воздуха для обеспечения надежного пуска двигателя использовался форсуночный подогреватель, заимствованный у системы подогрева танка Т-62.



 
Кто на сайте
Сейчас 523 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru