Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк «Объект 167Т» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк «Объект 167Т» (СССР)


Опытный танк «Объект 167Т» Танк «Объект 167Т» представлял собой экспериментальную боевую машину («Объект 167») с газотурбинной силовой установкой. МТО танка под установку ГТД было разработано в 1962-1963 гг в КБ (отдел 520) завода №183 под руководством главного конструктора Л.Н. Карцева в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР №173РС от 24 января 1961 г В работе также принимали участие специалисты ВНИИ-100 (руководитель - М.А. Храпко) и НИИД (руководитель - В.А. Велович), Ведущими по машине от завода №183 являлись В.Н. Венедиктов и И.А. Набутовский. Двигатель ГТД-3Т, собранный в Омске в ОКБ-29 (главный конструктор - В.А. Глушенков) в январе 1963 г, был установлен заводом №183 в первом заводском образце танка «Объект 167» (№110В001П) в марте-апреле 1963 г.


После окончательной сборки машина получила заводской номер 108-167-А1 и 11 апреля 1963 г совершила пробный заводской пробег До марта 1964 г на танке проводилась отладка и доводка узлов, агрегатов и систем ГТД и трансмиссии, а также их стендовые, стационарные и ходовые испытания на заводском полигоне. По результатам испытаний Уралвагонзавод и ОКБ-29 провели соответствующие конструктивные мероприятия по повышению эффективности системы воздухоочистки, надежности переключения передач и обеспечению стабильной работы топливной автоматики ГТД. С 11 марта по 16 июля 1964 г танк «Объект 167Т» проходил испытания на НИИБТ полигоне до выхода из строя двигателя ГТД-3Т После восстановления двигателя в ОКБ-29 (г Омск) испытания машины продолжились с 9 сентября 1964 г по 18 января 1965 г, в процессе которых она приняла участие в сравнительных пробегах с серийным Т-62 и опытным «Объект 166М». Согласно решению ВПК ВСНХ СССР №24 от 10 февраля 1965 г дальнейшая работа по танку «Объект 167Т» с двигателем ГТД-3Т была прекращена.

Опытный танк «Объект 167Т»

Танк «Объект 167Т» отличался от базовой машины установкой в МТО газотурбинного двигателя ГТД-3Т с обслуживавшими его системами и трансмиссии с трехступенчатой коробкой передач. Частные компоновки боевого отделения и отделения управления не имели существенных отличий от частных компоновок аналогичных отделений танка «Объект 167». МТО представляло собой герметичный отсек, в котором размещались газотурбинный двигатель ГТД-3Т с редуктором, трансмиссия, агрегат воздухоочистки, системы, обслуживающие двигатель и трансмиссию, а также съемные перегородки-экраны, отделявшие горячую часть двигателя (корпус, камеру сгорания, выпускное устройство и тд.) от остальной части МТО. Указанные перегородки-экраны делили МТО на два отсека: пылевой (горячий) и чистовой. Пылевой отсек одновременно служил трассой для удаления пыли из агрегата воздухоочистки. Комплекс вооружения, конструкция броневого корпуса (за небольшим исключением) и башни, системы ПАЗ, ППО и ТДА были такими же, как у танка «Объект 167».

В связи с изменениями конструкции выпускного тракта, а также системы охлаждения из-за использования ГТД вырезы под выпускной патрубок в левом борту корпуса и лючок для доступа к болтам крепления вентилятора в кормовом листе заварили. Соответствующие изменения претерпела и крыша МТО. Она состояла из съемных частей: передней крыши над поперечным топливным баком (крепилась на болтах), двух полукрышек (левой и правой) над двигателем, откидывавшихся на петлях вперед, и крыши над трансмиссией, откидывавшейся на петлях назад, и несъемной части - над кормовым топливным баком (приваривалась к бортам и кормовому листу корпуса). Для облегчения открывания полукрышек над двигателем и крыши над трансмиссией в их петлях устанавливались торсионы. В левой полукрышке имелся вырез под монтаж агрегата воздухоочистки, в правой - под выходные жалюзи. На башне танка на основании командирской башенки и перед ней установили надбой, прикрытый защитным кожухом, который отсутствовал на первом опытном заводском образце.

Опытный танк «Объект 167Т»

Поперечное расположение двигателя ГТД-3Т мощностью 515 кВт (700 л.с.) в существовавшем объеме МТО корпуса потребовало значительных изменений в конструкции его агрегатов и систем, связанных, в первую очередь, с созданием специальной трансмиссии и системы воздухоочистки. В связи с повышенным (относительно дизеля) удельным расходом топлива (449-476 г/кВТ'Ч (330-350 г/л.с.-ч) в освободившемся объеме МТО за счет более компактной силовой установки и трансмиссии были размещены два дополнительных топливных бака (поперечный и кормовой) емкостью 620 л. В топливной системе двигателя использовались фильтр тонкой очистки и топливоподкачивающий насос (располагались в кормовой части боевого отделения, у левого борта). Общая емкость топливных баков составляла 1580 л. Расчетный (подтвержденный в ходе испытания) запас хода танка по шоссе достигал 211 км.

Пуск двигателя производился с помощью стартера СТ-1ПТ и автомата пуска двигателя АПД-50П с контакторной коробкой, включавшего также аппаратуру впрыска топлива (агрегат «771») и запальные свечи. Время выхода турбины на режим малого газа составляло 43-65 с. В системе воздухоочистки применялся специальный агрегат воздухоочистки (вентилятор-сепаратор), выполнявший несколько функций: очистку запыленного потока воздуха от пыли, нагнетание очищенного воздуха в трансмиссионное отделение и создание избыточного давления воздуха на входе в двигатель, а также пылеудаление и охлаждение двигателя и трансмиссии. Он представлял собой осевой вентилятор горизонтального расположения с приводом от вала турбокомпрессора, выполненный в комплексе с радиально-инерционной решеткой с направляющим аппаратом и автоматическим (эжекционным) удалением пыли из пылесборника. Коэффициент пропуска пыли в стационарных (стендовых) и ходовых условиях составлял 4-5% при максимальном размере частиц пыли, попадаемых в двигатель, 8-10 мк.

Вентилятор имел привод от распределительной коробки компрессорного узла ГТД-3Т, с которым он был связан карданным валом. Конструкция карданного вала, выполненная с разъемом по шлицевым соединениям, позволяла открывать левую полукрышку. Вентилятор всасывал наружный запыленный воздух, в котором часть пыли под действием центробежных сил, действовавших на частицу пыли, вследствие закрутки потока воздуха осевым вентилятором и направляющим аппаратом, сепарировалась на поверхности конуса обтекателя и через щель направлялась в пылесборник. Чистый воздух проходил через инерционную решетку. Неотсепарированные под действием центробежных сил пылинки отражались от инерционной решетки и попадали в пылесборник через кольцевую щель. Попавшая в пылесборник пыль уносилась воздухом в трассу отсоса пыли. Таким образом, всасываемый вентилятором воздух делился в воздухоочистителе на два потока.

Первый поток - чистый воздух, прошедший через инерционную решетку, в свою очередь разделялся на два потока. Один (большая часть воздуха) через спрямляющий входной аппарат поступал в турбокопрессор двигателя и расходовался для его питания и внутреннего охлаждения. Второй поток чистого воздуха расходовался на охлаждение трансмиссии. Он обдувал механизмы поворота и коробки передач, проходил через масляный радиатор трансмиссии и выбрасывался через выходные жалюзи в правой полукрыше. Второй поток, выходящий из воздухоочистителя, подхватывал пыль в пылесборнике и направлялся в отсек (пылевой) над масляным радиатором двигателя, в котором также делился на два потока. Один поток воздуха проходил вниз через масляный радиатор двигателя, охлаждая его, попадал на корпус камеры сгорания двигателя и, обдувая двигатель снизу, направлялся в выходные жалюзи. Второй поток, минуя масляный радиатор, обдувал двигатель сверху и также направлялся в выходные жалюзи.

В состав механической трансмиссии входили: понижающий редуктор с передаточным числом 3,3; трехступенчатая простая коробка передач с инерционными дисковыми синхронизаторами и фрикционными устройствами, работавшими в масле; два планетарных механизма поворота; два серийных бортовых редуктора, заимствованных у танка Т-62; система смазки, совмещенная с системой гидросервоуправления. Особенностью кинематической схемы трансмиссии являлось отсутствие главного фрикциона, функции которого выполняли блокировочные фрикционы планетарных механизмов поворота. Коробка передач, выполненная в одном блоке с ПМП, обеспечивала три передачи переднего и одну передачу заднего хода. Включение передач осуществлялось механическим приводом с помощью дисковых синхронизаторов. Принципиальным отличием новых синхронизаторов от существовавших являлось то, что усилие на дисках синхронизаторов создавалось давлением масла и при переключении передач. Механик-водитель прилагал усилие только для перемещения муфты.

Механизмы поворота - двухступенчатые, планетарные, с металлокерамическими дисками трения, работавшими в масле. Остановочные тормоза - ленточные, сухие, с механическим приводом, имели пластмассовые колодки с высоким коэффициентом трения. Легкость управления фрикционными элементами механизмов поворота обеспечивалась применением системы гидросервоуправления и смазки (емкость системы -55 л), в состав которой входили масляный бак и масляный радиатор трансмиссии, а также двухсекционный шестеренчатый насос, имевший привод от передаточного вала коробки передач (устанавливался в нижнем картере коробки передач). Кроме того, для обеспечения нормальной работы системы гидросервоуправления при малых оборотах силовой турбины ГТД был установлен дополнительный насос с приводом от электромотора, который автоматически включался при уменьшении оборотов турбины ниже 6000-7000 мин.

В ходовой части машины по сравнению с ходовой частью танка «Объект 167» на вторых узлах подвески дополнительно установили рычажнолопастные гидроамортизаторы повышенной энергоемкости 4,08-10" кВт (150000 кгс-см) при динамическом ходе опорного катка 242 мм, Как показали сравнительные испытания, средняя скорость танка по грунтовой дороге на 50% была выше, чем у танка Т-62, и на 32% выше, чем у танка «Объект 166М», и составляла 41,2 км/ч. Максимальная скорость по шоссе возросла до 64 км/ч. В системе электрооборудования, в отличие от танка «Объект 167», использовался генератор Г-6,5 с приводом от коробки передач, а также были внесены изменения, связанные с особенностями системы пуска газотурбинного двигателя. Средства внешней и внутренней связи и вспомогательное оборудование остались такими же, как на базовой машине. За период проведенных испытаний танк «Объект 167Т» прошел 1270 км, а двигатель ГТД-3Т отработал 103,15 ч, из них 60% под нагрузкой. Полученные в процессе работы над машиной результаты в дальнейшем были использованы при проведении ОКР по созданию танка «Объект 166ТМ».

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2012 г. №07

 
Кто на сайте
Сейчас 492 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru