Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк «Объект 430» (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк «Объект 430» (СССР)

Для преодоления водных преград по дну глубиной 4-5 м на танке техническим проектом предусматривалась возможность установки оборудования ОПВТ которым изготовленные образцы машины оснащены не были. При подготовке к подводному вождению в системе охлаждения двигателя на обводном газоходе устанавливались два клапана, а инерционная решетка для герметизации короба эжектора закрывалась специальными крышками. Питание двигателя воздухом в этом случае осуществлялось из боевого отделения через воздухопитающую трубу. Первоначально, на первых двух заводских образцах машины, установка воздухопитающей трубы планировалась на люке для выброса стреляных гильз. Впоследствии от этого отказались, и на полигонных образцах для монтажа воздухопитающей трубы был сделан специальный люк в кормовой части крыши башни, закрывавшийся откидной броневой крышкой на петле.

При движении танка к водному рубежу отработанные газы двигателя частично проходили через эжектор, обеспечивая охлаждение радиаторов, и частично - по обводному газоходу. Непосредственно перед входом в воду производилось (изнутри машины) перекрывание сопел эжектора специально предусмотренными конструкцией заслонками, после чего весь поток выпускных газов через обводной газоход и предохранительные клапана выбрасывался непосредственно в воду. Охлаждение радиаторов обеспечивалось проточной забортной водой, затапливавшей эжекционный отсек вместе с радиаторами. При заглохании двигателя под водой предохранительные клапана, монтировавшиеся на выпускном тракте, обеспечивали защиту цилиндров от попадания в них воды. Для удаления воды из корпуса танка, попавшей при подводном вождении, предусматривалось использовать два откачивающих насоса с электроприводами производительностью 106 л/мин (носовой) и 114 л/мин (кормовой, при подпоре 5 м).

Кроме линейной машины на базе танка «Объект 430» был разработан командирский вариант В командирском варианте танка дополнительно предусматривалась установка радиостанции Р-112 с десятиметровой телескопической антенной; зарядного агрегата с карбюраторным двигателем «Урал 180» (ДАП) и генератором ГЭС-2-1000, предназначавшихся для зарядки аккумуляторных батарей на стоянке; танковой навигационной аппаратуры, обеспечивавшей регистрацию трассы движения танка на карте, и курсоуказателя. Емкость топливного бачка для обеспечения работы двигателя зарядного агрегата составляла 17 л. Зарядный агрегат и вся навигационная аппаратура, за исключением курсопрокладчика, размещались в корпусе машины в районе кормовой укладки артиллерийских выстрелов, у левого борта. Указатель курса устанавливался перед механиком-водителем. Приемопередатчик радиостанции Р-112 располагался у правого борта башни, в передней части; блок питания Р-112 - над приемопередатчиком (при этом блок питания подлежал переделке с целью уменьшения его габаритов), курсопрокладчик - у правого борта башни, сзади приемопередатчика Р-112; вариометр антенны - на левом борту башни на месте коробки приведения и аппарата №2 ТПУ Р-120, которые были перенесены на правый борт Остальное электро- и радиооборудование осталось на своих прежних местах. В связи с наличием дополнительного оборудования боекомплект командирской машины сокращался на 13 выстрелов, за счет изменения кормовой укладки и расположения ряда выстрелов в остальных укладках (в кормовой укладке вместо 27 выстрелов размещалось 13, на вращающемся полике боевого отделения вместо двух - один выстрел и два выстрела - под правым кормовым баком). Боекомплект к пулеметам остался прежним, однако его укладка изменилась.

Доработанные в 1960 г танки «Объект 430М-1» и «Объект 430М-2» отличались от ранее изготовленных машин улучшенными системами охлаждения и смазки двигателя, новыми агрегатами трансмиссии, узлами ходовой части и отдельными элементами электрооборудования. В трансмиссии обеих машин были применены шести-ступенчатые БКП, обеспечивавшие шесть передач переднего и одну передачу при движении задним ходом, и бортовые редукторы измененной конструкции с увеличенным передаточным числом. В ходовой части использовали облегченные опорные катки со штампованными дисками из титанового сплава и гусеницы, собранные из траков, отлитых из стали повышенной износоустойчивости. Кроме того, изменили профиль зубьев венцов ведущих колес. В отличие от танка «Объект 430М-1», на машине «Объект 430М-2» в системе управления огнем бинокулярный прицел-дальномер ТПДС заменили монокулярным прицелом-дальномером ТПДМС.

За счет изменения объема МТО (увеличили длину отделения за счет изменения угла наклона верхней и нижней частей гнутого кормового броневого листа корпуса полигонных образцов (с 30 до 17"), а также высоты отделения - на 30 мм) повысили эффективность работы системы охлаждения. Это было достигнуто путем установки эжектора большей длины (на 152 мм) и монтажа в нем водяного и масляного радиаторов с увеличенной поверхностью охлаждения (так, например, поверхность масляного радиатора увеличили на 18%). Емкость системы охлаждения возросла с 60 до 73 л. На левой надгусеничной полке стал крепиться дополнительный масляный бак, изготавливавшийся из алюминиевого сплава. Из аналогичного сплава были выполнены и наружные топливные баки.

В системе воздухоочистки двигателя ввели новый бескассетный воздухоочиститель с 94 горизонтально расположенными циклонами. Претерпела изменения и конструкция крыши МТО: вместо двух откидных крышек над двигателем установили одну единую, откидывавшуюся на петлях влево. Для облегчения открывания надмоторной крыши применялся торсион. В электрооборудовании изменения коснулись контрольно-измерительных приборов, располагавшихся на рабочем месте механика водителя - они были сосредоточены на одном щитке. Кроме того, для улучшения энергобаланса в момент пуска двигателя установили аккумуляторные батареи 12СТ-70 вместо аккумуляторных батарей 6СТ-130. Опыт работы по доводке конструкции опытных образцов танка «Объект 430» в дальнейшем использовали при создании танков «Объект 435» и «Объект 432».

Тактико-технические характеристики танка «Объект 430»
Боевая масса - 35,3 т;
экипаж - 4 чел.;
Вооружение;
- пушка - 100 мм,
- 2 пулемета - 7,62 мм,
- 1 пулемет - 12,7 мм:
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя - 426 кВт (580 л.с.);
максимальная скорость - 55 км/ч.

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2012 г. №03-4



 
Кто на сайте
Сейчас 337 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru