Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (четвертый опытный образец) (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк Т-54 обр. 1946 г. (четвертый опытный образец) (СССР)


Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (четвертый опытный образец) Танк Т-54 (четвертый опытный образец) был собран заводом №183 в течение ноября 1946 г. - февраля 1947 г. в соответствии с приказом министра транспортного машиностроения №211 от 27 августа 1946 г и предназначался для проведения межведомственных испытаний. При его изготовлении были учтены замечания комиссии по межведомственным испытаниям изготовленных в 1946 г опытных образцов машины №3 и №4, а также выполнен ряд конструктивных и других мероприятий по доработке танка согласно перечню, утвержденному 20 декабря 1946 г министром транспортного машиностроения В.А. Малышевым и первым заместителем командующего бронетанковыми и механизированными войсками маршалом бронетанковых войск П.С. Рыбалко.


В период с 18 по 26 февраля танк прошел заводские, в период со 1 по 12 марта 1947 г - министерские испытания в районе Нижнего Тагила, которые не выдержал из-за недостаточной прочности основных механизмов (ПМП, кронштейна правого балансира, передних балансиров и торсиона). По всем недостаткам и дефектам, выявленным в процессе испытаний, завод №183 провел ряд соответствующих мероприятий по улучшению конструкции машины, которые нашли свое отражение в двух головных образцах первой серии танков Т-54. Четвертый опытный образец машины отличался от Т-54 обр. 1946 г конструкцией корпуса и башни (в целях уменьшения боевой массы и улучшения характеристик), а также некоторыми изменениями в установке вооружения. В результате боевая масса машины была доведена до 36 т (с экипажем, без бревна для самовытаскивания и шашек МДШ - 35505 кг).

У механика-водителя устанавливались два смотровых прибора типа МК-4. Для улучшения обзорности механику-водителю правый смотровой прибор был повернут вправо до пределов видимости правой гусеницы. Третий перископический смотровой прибор, устанавливавшийся в левом борту отделения управления, упразднили. В целях повышения прочности и жесткости сиденья механика-водителя, а также более удобной регулировки по продольной оси, его конструкцию полностью переработали. Для вождения танка по-походному для механика-водителя было введено ветровое стекло с защитным тентом. Улучшили обзорность с места командира танка, убрав из поля зрения его смотрового прибора МК-4 люк вентилятора боевого отделения и установив низкопрофильную командирскую башенку. Размещение основных смотровых приборов в башне осталось неизменным, но были упразднены дополнительные смотровые призмы в крышках люков наводчика и командирской башенки. Для лучшей вентиляции боевого отделения использовали новые электромоторы вентиляторов боевого отделения (ВМ-42).

Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (четвертый опытный образец) Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (четвертый опытный образец)

В башне танка монтировалась 100-мм пушка Д-10Т со спаренным 7,62-мм пулеметом СГ-43. Высота линии огня составляла 1790 мм. На пушке Д-10Т был установлен опытный подъемный механизм, введен механизм сбрасывания лапок экстрактора, указатель отката отнесен назад - в наиболее удобное для наблюдения место, а выдвижное ограждение пушки заменено откидным. Кроме того, был изготовлен специальный лентоулавливатель для сбора отработанных патронных лент и увеличена емкость мешка гильзоулавливателя спаренного пулемета СГ-43. При стрельбе из пушки и спаренного пулемета использовался телескопический прицел ТШ-20 с четырехкратным увеличением и полем зрения 15". Углы наводки спаренной установки по вертикали находились в пределах от -5"30' до +18". Для 12,7-мм зенитного пулемета ДШК ввели новую конструкцию турели (по типу турели, применявшейся на тяжелом танке ИС-3). Углы наводки зенитного пулемета по вертикали составляли от -5 до +85', по горизонтали - 360' без поворота башни. При стрельбе из пулемета, как и ранее, использовался коллиматорный прицел К8-Т Стрельбу из пулемета мог вести только заряжающий, стоя на своем сиденье. В связи с этим конструкция сиденья заряжающего была изменена: в рабочем положении (при стрельбе из пулемета) оно жестко фиксировалось на кронштейне, крепившемся к верхнему погону опоры башни; при стрельбе из пушки сиденье снималось со стопора и опускалось вниз (располагалось вдоль ограждения пушки).

Для поворота башни служили электропривод ЭПБ-1, выполненный по схеме Леонарда, с командирским следящим целеуказанием и ручной механический привод. Минимальная скорость поворота башни составляла 0,13 град./с, максимальная от контроллера наводчика - 13.7 град./с, при целеуказании от командира (перебросочная) - 13.8 град./с. При крене танка 15° максимальная скорость поворота башни как от контроллера наводчика, так и при целеуказании от командира уменьшалась до 6,5 град./с. Короба для установки курсовых пулеметов, имевшие неполное бронирование, были выполнены съемными. Высота линии огня курсовых пулеметов осталась без изменений. В конструкцию магазин-коробок для курсовых пулеметов ввели вращающиеся ролики под ленты с патронами. В боекомплект танка входили 34 выстрела к пушке, 2500 патронов к спаренному пулемету, 1000 патронов к курсовым пулеметам и 150 патронов к зенитному пулемету. Кроме того, в боевом отделении укладывались 12 ручных гранат и сигнальный пистолет с шестью сигнальными патронами.

Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (четвертый опытный образец)

Броневая защита - противоснарядная. Конструкция корпуса машины и сварных соединений его броневых листов осталась практически без изменений. Для снижения массы танка уменьшили высоту вертикальных бортовых листов, а редан днища (толщиной 20 мм) увеличили до 220 мм. В связи с этим изменился угол наклона нижнего кормового листа с 81 до 70' от вертикали. Верхний и средний кормовые листы, имевшие толщину 45 мм и устанавливавшиеся, соответственно, под углами 60' и 17" от вертикали, между собой были сварены «в четверть». Дополнительно соединение верхнего листа с бортами усиливали четыре штифта диаметром 32 мм. В связи с приваркой верхнего кормового листа была изменена балка крыши. В среднем кормовом листе имелся люк с броневой крышкой, крепившейся четырьмя болтами, который предназначался для доступа к болтам крепления оси вентилятора системы охлаждения двигателя. В нижнем кормовом листе были сделаны два овальных лючка, обеспечивавшие доступ к оттяжным пружинам тормозных лент, и один лючок под маслобаком, предназначавшийся для слива масла, а также доступа к масляному фильтру и перепускному клапану. Форкоп для буксировки артиллерийских систем был упразднен.

Существенные изменения (для снижения массы) претерпела башня танка за счет сокращения ее объема и изменения формы. Литой корпус башни имел максимальную толщину брони в лобовой (сферической) части 200 мм, в бортовой - 160-125 мм с переменными углами наклона от 0 до 45', в кормовой - 52 мм. Вварная крыша, сваренная (под углом друг к другу) из двух катаных броневых листов толщиной 30 мм, располагалась с углом наклона вперед 86' и на борта - 82' от вертикали. Диаметр опоры башни в свету увеличили до 1815 мм. Для повышения защищенности телескопического прицела от поражения пулями и их свинцовыми брызгами его амбразура в башне танка была выполнена ступенчатой формы. В связи с изменением формы крыши башни изменились конструкция (увеличили высоту) и крепление основания командирской башенки. Для удобства работы командира ввели мягкую обшивку крышки командирского люка, улучшили видимость угломерного круга (удалили перемычку и установили концевые выключатели). Диаметр люка заряжающего увеличили на 50 мм. Кроме того, рабочие места командира и заряжающего оснастили поручнями для дополнительной опоры во время движения танка.

Для защиты от пыли при совершении маршей ввели установку чехла на броневую маску пушки и лобовую часть башни. Чехол в походном положении надевался на маску пушки с перекрытием амбразур спаренного пулемета и прицела. Для его крепления на лобовой части и крыше башни приваривались специальные бонки. Кроме того, на стыке левого борта башни и крыши, а также лобовой части (с двух сторон от амбразуры пушки) для удобства расположения десанта ввели малые поручни. В качестве противопожарного оборудования на машине использовались автоматическая углекислотная установка двухкратного действия, обеспечивавшая тушение пожара в МТО, и ручная углекислотная установка для тушения пожара в боевом отделении. В их состав входили четыре баллона с углекислотой, два из которых устанавливались в боевом отделении и два - в МТО. Количество углекислоты в каждом баллоне составляло 3,2-3,8 кг Для тушения мелких очагов пожара служил ручной тетрахлорный огнетушитель РАВ-3. Для постановки дымовых завес применялись две дымовые шашки МДШ, крепившиеся на кормовой части корпуса танка и оборудованные системой дистанционного запала и сброса.

Силовая установка, трансмиссия, ходовая часть, электрооборудование и средства связи танка по сравнению с опытными Т-54 обр. 1946 г (машины №3, №4 и №5) остались практически без изменений, за исключением отдельных систем двигателя, агрегатов трансмиссии и гусеничного движителя. В топливной системе двигателя были введены два параллельно включенных фильтра тонкой очистки, емкость внутренних топливных баков приведена в соответствие с заданной в ТТТ -530 л, а наружных баков (на надгусеничных полках), включенных в общую систему, увеличена со 180 до 201 л. В системе смазки двигателя установили масляный бак емкостью 70 л. Запас хода танка по шоссе составлял 330 км (по заснеженному шоссе - 243 км), по целине - 160 км. Изменения в трансмиссии были связаны со снижением уровня шума работы входного редуктора, коробки передач и ПМП за счет более качественного их изготовления и сборки (ввели шлифовку зубьев шестерен входного редуктора, части шестерен коробки передач и ПМП). Кроме того, переработали конструкцию синхронизаторов коробки передач. В гусеничном движителе устанавливались усиленные опорные катки (количество ребер на литых дисках катков увеличили с 10 до 12, изменили материал дисков с литой стали марки 2 на 32X06 с последующей закалкой и отпуском, повысили требования к изготовлению катков в литейном цехе). Наличие поручней на башне танка обеспечивало возможность размещения (в положении сидя) 15 человек десанта с личным оружием.

Тактико-технические характеристики танка Т-54 обр. 1946 г. (четвертый опытный образец)
Боевая масса - 36 т;
экипаж - 4 чел.;
Вооружение:
- пушка - 100-мм,
- 3 пулемета - 7,62 мм,
- 1 пулемет - 12,7 мм:
броневая защита - противоснарядная;
мощность двигателя - 382 кВт (520 л .с.);
максимальная скорость -48 км/ч.

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2012 г. №01

 
Кто на сайте
Сейчас 369 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

http://www.rus-aero.com/ изготовление ортофотоплана: создание фрагмента ортофотоплана.

Рейтинг@Mail.ru