Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (третий опытный образец) (СССР)

PostHeaderIconОпытный танк Т-54 обр. 1946 г. (третий опытный образец) (СССР)


Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (третий опытный образец) Танк Т-54 обр. 1946 г. (третий опытный образец) появился в результате продолжения ОКР, проводившихся с 1945 г. по созданию среднего танка Т-54 первого послевоенного поколения. Он был разработан в ноябре 1945 г - марте 1946 г в Нижнем Тагиле в КБ (отдел 520) завода №183 под руководством главного конструктора А.А. Морозова по результатам испытаний второго опытного образца, проведенных в июле-ноябре 1945 г. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР N"960-402 от 29 апреля 1946 г и приказа Министерства транспортного машиностроения №121 от4мая 1946 п завод №183 в течение марта-июля того же года изготовил два опытных танка Т-54 третьего образца (получили обозначение №3 и №4), предназначавшихся для межведомственных испытаний.


В период с 21 июля по 1 августа 1946 г эти две машины прошли 1000-км межведомственные испытания на трассе завода №183 (по маршруту Нижний Тагил - Невьянск - Реж и обратно), которые подтвердили их значительные преимущества перед всеми существовавшими в то время средними танками. Однако испытания не были засчитаны из-за выявленных дефектов узлов ходовой части и агрегатов трансмиссии, а также превышения боевой массы танков над заданной в ТТТ. По рекомендации комиссии, проводившей испытания, завод №183 продолжил совершенствование конструкции танка. После доработки узлов и агрегатов и отработки чертежей к 16 сентября завод №183 собрал еще один опытный Т-54 третьего образца (№5 по счету), который отличался от двух предыдущих машин (№3 и N94) только конструкцией трансмиссии и ходовой части. В сентябре-октябре 1946 г этот танк прошел заводские испытания пробегом в объеме 2000 км. 28 октября 1946 г. после проведения испытаний он был поставлен на разборку для осмотра и оценки технического состояния.

Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (третий опытный образец)

Схема общей компоновки танка Т-54 обр. 1946 г - классическая, такая же, как у опытного Т-54 обр. 1945 г, изготовленного в конце Великой Отечественной войны. Частные схемы компоновки отделений танка также не претерпели значительных изменений. В состав экипажа машины входили четыре человека: командир танка, наводчик, механик-водитель и заряжающий. В носовой части корпуса слева располагалось отделение управления, в котором размещалось рабочее место механика-водителя, а также рычаги и педали приводов управления механизмами силовой установки и трансмиссии танка, контрольно-измерительные приборы, четыре аккумуляторные батареи, приводы управления курсовыми пулеметами и часть ЗИП. Справа от механика-водителя за продольной перегородкой устанавливались топливные баки и основная боеукладка для артиллерийских выстрелов. Над рабочим местом механика-водителя в крыше корпуса имелся входной люк, закрывавшийся поворотной броневой крышкой. За сиденьем механика-водителя в днище танка находился люк запасного выхода. Для наблюдения за полем боя и вождения машины в шахтах у верхней кромки верхнего лобового листа перед механиком-водителем устанавливались два перископических смотровых прибора. Третий перископический смотровой прибор располагался в левом борту отделения управления.

В боевом отделении, занимавшем среднюю часть корпуса танка и внутренний объем башни, размещались: основное оружие, прицельные приспособления и смотровые приборы, часть боекомплекта, радиостанция, три аппарата ТПУ, два огнетушителя и часть ЗИП. Слева от пушки находились рабочие места наводчика и командира танка, справа от нее - заряжающего (размещался на подвесном сиденье, снимавшемся в боевой обстановке). Посадка и выход экипажа из боевого отделения производились через два люка в крыше башни. Для облегчения открывания крышек входных люков башни использовались торсионы. Командир танка вел наблюдение за полем боя, используя три смотровых прибора - МК-4 (центральный, не поворотный) и смотровые призмы (слева и справа от прибора МК-4), установленные во вращающемся основании командирского люка, располагавшегося на крыше башни над его рабочем местом. Еще одна смотровая призма для наблюдения в левом заднем секторе (без поворота командирского люка) находилась в крышке люка. Впереди командирского люка в крыше башни монтировался поворотный смотровой прибор МК-4 наводчика. Аналогичным смотровым прибором располагал и заряжающий. Кроме того, в крышке его входного люка имелся вспомогательный прибор наблюдения - смотровая призма. Установка смотровых приборов не обеспечивала необходимого кругового обзора из танка. Непросматриваемое пространство с места командира танка было достаточно велико и составляло от 8,5 (на левый борт) до 15,3 м (перед танком).

Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (третий опытный образец)

По днищу боевого отделения (вдоль левого борта) проходили тяги приводов управления механизмами силовой установки и трансмиссии танка. Вращающийся полик боевого отделения отсутствовал. Для вентиляции боевого отделения использовались два вентилятора - нагнетающий (в крыше башни над казенником пушки) и вытяжной (на перегородке МТО). МТО располагалось за боевым отделением и было отделено от него моторной перегородкой. В нем размещался двигатель с обеспечивающими его работу системами, а также агрегаты трансмиссии. Основным оружием опытного образца №3 была 100-мм танковая пушка ЛБ-1 со щелевым дульным тормозом. На образцах N94 и N95 устанавливалась 100-мм танковая пушка Д-10Т. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГ-43. Пушка и спаренный с ней пулемет монтировались в маску и имели общие приборы прицеливания и механизмы наводки. На левой и правой надгусеничных полках в бронированных коробах, крепившихся с помощью болтов к бонкам полок и корпусу танка, размещались два курсовых 7,62-мм пулемета СГ-43. Высота линии огня курсовых пулеметов составляла 1440 мм. На крыше башни между люками командира и заряжающего на поворотном кронштейне монтировалась зенитная пулеметная установка с 12,7-мм пулеметом ДШК.

При стрельбе из спаренной установки использовался телескопический шарнирный прицел ТШ-19 с 4-кратным увеличением. Для стрельбы с закрытых огневых позиций на ограждении пушки устанавливался боковой уровень. Наводка в цель спаренной установки в вертикальной плоскости осуществлялась с помощью маховика подъемного механизма пушки секторного типа. Углы вертикальной наводки составляли от -4 до +17° (для пушки Д-10Т углы вертикальной наводки находились в пределах от -5° до +17"30'). Наводка пушки и спаренного с ней пулемета в горизонтальной плоскости осуществлялась с помощью МПБ, расположенного в башне с левой стороны. Конструкция механизма поворота позволяла вращать башню от ручного (например, при точной наводке) или электромоторного приводов. Электропривод поворота башни УОТ-1 был выполнен по схеме Леонарда. Максимальная скорость вращения башни достигала 13,2 град./с, минимальная - 0,67 град./с. Электродвигатель МПБ-52 мощностью 2 кВт обеспечивал вращение башни в обоих направлениях. Это достигалось за счет включения наводчиком специального пускорегулирующего устройства - контроллера или командиром - с помощью системы командирского целеуказания при нажатии кнопки на левой рукоятке его смотрового прибора МК-4 (на правой рукоятке прибора располагалась кнопка стопора фиксирующего положения смотрового прибора). Для целеуказания на зубчатом погоне командирского люка имелась разметка угломерного круга с ценой деления 0-50 тысячных и оцифровкой от 0 до 60. При целеуказании поворот башни осуществлялся с максимальной скоростью.

Опытный танк Т-54 обр. 1946 г. (третий опытный образец)

Для стрельбы из пушки применялись 100-мм унитарные выстрелы с бронебойно-трассирующим снарядом БР-412 с взрывателями МД-8 и с осколочно-фугасным снарядом ОФ-412 с взрывателем РГМ. Боевая скорострельность из пушки достигала 8-9 выстр./мин. Каждый из курсовых пулеметов СГ-43 в броневом коробе монтировался на специальном направляющем кронштейне. Внутри короба у пулемета размещались две специальные коробки с лентами по 250 патронов. Укладка лент с патронами, заряжание пулеметов и очистка короба от стреляных гильз производились снаружи машины. Стрельбу из курсовых пулеметов вел механик-водитель, наводя их на цель за счет поворота танка. Установка пулеметов на боевой взвод также осуществлялась механиком-водителем с помощью специального привода, находившегося на левом борту корпуса в отделении управления. Стрельбу из зенитного пулемета ДШК по воздушным и наземным целям с использованием коллиматорного прицела К8-Т мог вести как заряжающий, так и командир танка в определенном секторе. Наводка пулемета по горизонту на 360' без поворота башни была невозможна. В боекомплект танка входили 34 унитарных выстрела к пушке, 3500 патронов к пулеметам СГ-43, 150 патронов к пулемету ДШК и 12 ручных гранат Ф-1.

Броневая защита танка - дифференцированная противоснарядная. Корпус танка сваривался из броневых катаных листов толщиной 20,30,45,80 и 120 мм. Конструкция корпуса обеспечивала рациональное использование его объема и высокую бронестойкость. Основные броневые детали корпуса для увеличения прочности их соединения были сварены между собой тремя способами - «в четверть», «в замок» и «в шип». Носовая часть корпуса состояла из верхнего и нижнего броневых листов толщиной 120 мм, которые устанавливались с углами наклона от вертикали 62" и 55' соответственно. Сваренные между собой «в шип», они с помощью шипов и сварки соединялись с бортовыми листами, а сваркой «в четверть» - с днищем и крышей. В левом верхнем углу верхнего лобового листа имелся вырез, в который вваривалось основание под установку смотровых приборов механика-водителя. В нижней части верхнего лобового листа приваривались два буксирных крюка с защелками. Вертикальные борта корпуса толщиной 80 мм «в четверть» сваривались с подбашенным листом и днищем, «в замок» - с кормовыми листами и с помощью фланца - с картерами бортовых редукторов. Верхний кормовой лист, имевший толщину 45 мм и располагавшийся под углом 60° от вертикали, откидывался на двух петлях, крепившихся к среднему кормовому листу. Средний кормовой лист толщиной 45 мм имел угол наклона от вертикали 17' и был сварен с нижним штампованным листом толщиной 30 мм «в замок». Угол наклона нижнего кормового листа составлял 81 от вертикали.

Нижняя часть картеров имела дополнительно специальную бронировку, которая приваривалась к нижнему и среднему листам и к картерам. В верхнем кормовом листе справа располагался лючок для обогревателя системы охлаждения двигателя. К этому же листу приваривались кронштейны для крепления в открытом положении крышек над вентилятором. На среднем кормовом листе устанавливался форкоп (буксирный крюк), предназначавшийся для буксировки артиллерийских систем, а также находились крепления для двух дымовых шашек и ящика ЗИП. Кроме того, к среднему кормовому листу приваривались два буксирных крюка с защелками. К нижнему кормовому листу справа крепилось основание обогревателя с лючком для установки паяльной лампы. Снаружи к бортам приваривались: броневые накладки (в верхней средней части для защиты нижнего погона опоры башни); кронштейны направляющих колес, торсионов, упоры балансиров, а также кулаки (пальцеотбойники) и надгусеничные полки с грязевыми щитками. Передние грязевые щитки откидывались для обеспечения доступа к направляющим колесам.

Крыша корпуса состояла из двух частей: подбашенного листа толщиной 30 мм и съемной части толщиной 20 мм над двигателем и трансмиссией. В средней части подбашенного листа был сделан круглый вырез для установки нижнего погона опоры башни, а в его передней части - под монтаж основания входного люка механика-водителя. Крышка люка имела резиновое уплотнение и открывалась только изнутри машины. Справа на подбашенном листе находился лючок для заправки передних топливных баков, закрывавшийся броневой крышкой на болтах. Днище корпуса толщиной 20 мм для увеличения жесткости имело в поперечном сечении корытообразную форму и было снабжено продольными и поперечными выштамповками. Башня машины с вварной крышей, выполненная по типу башни тяжелого танка ИС-3, имела литой корпус, изготовленный из броневой стали марки 71Л. Диаметр опоры башни в свету составлял 1800 мм. Толщина полусферической лобовой части башни достигала 200 мм, бортов - от 160 до 125 мм с переменным углом наклона от 35 до 45°, кормы - 60 мм под углом 45° от вертикали. Крыша башни имела толщину 30 мм. Снаружи к бортам башни приваривались десантные поручни и рымы для ее монтажа и демонтажа. В передней части крыши был вварен корпус вентилятора с броневой крышкой, а слева от командирского люка устанавливался бронированный стакан антенного ввода. Неподвижное основание командирского люка крепилось к вырезу в левой части крыши башни с помощью болтов. Стопорение башни по-походному производилось с помощью гребневого стопора, монтировавшегося слева на погоне башни.

Для тушения пожара при его возникновении в различных отделениях танка служили два ручных тетрахлорных огнетушителя типа РАВ-3. Постановка дымовой завесы осуществлялась с помощью двух дымовых шашек МДШ, крепившихся на кормовом листе и оборудованных системой дистанционного запала и сброса. Два тумблера для включения электрозапалов шашек (левой и правой) располагались на левом борту боевого отделения. В силовой установке танка использовался дизель В-54 мощностью 382 кВт (520 л.с.) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин. Пуск двигателя производился электростартером СТ-16 мощностью 11 кВт (15 Л.С.). В качестве резервного применялся воздухопуск (сжатым воздухом от двух десятилитровых воздушных баллонов). В условиях низких температур окружающего воздуха для облегчения пуска двигателя использовался пародинамический подогреватель, устанавливавшийся в кормовой части танка и включенный в систему охлаждения двигателя. Источником тепла для подогревателя служила паяльная лампа, размещавшаяся снаружи машины в специальном лючке нижнего кормового листа. Два передних топливных бака находились в правой носовой части корпуса, два средних бака - в МТО за моторной перегородкой. Емкость внутренних (основных) топливных баков составляла 545 л. Три дополнительных топливных бака общей емкостью 180 л, включенные в топливную систему двигателя, располагались на надгусеничных полках (два на правой и один на левой). Запас хода по щебеночному шоссе на одной заправке достигал 360 км (в процессе испытаний - 380 км), по проселочной дороге - 225 км.

В системе воздухоочистки применялись два воздухоочистителя типа «Мультициклон», каждый из которых обслуживал свою группу цилиндров. Воздухоочиститель состоял из корпуса с приваренным к нему бункером, кассеты с проволочной набивкой (канителью), очистительного аппарата (шесть конусов), лючка для высыпания пыли из бункера и прижимных планок, крепящих кассету. Система смазки двигателя - циркуляционная, под давлением. В системе смазки использовались масляный фильтр «Кимаф», ручной маслозакачивающий насос, масляный бак с циркуляционным бачком и трубчато-пластинчатый масляный радиатор. Емкость системы смазки составляла 50 л. Дополнительный масляный бак емкостью 50 л размещался на левой надгусеничной полке. В жидкостной принудительной системе охлаждения закрытого типа емкостью 62 л применялись трубчато-пластинчатый четырехходовой Гусеничный движитель применительно к одному борту состоял из литого стального двухскатного направляющего колеса с червячным механизмом натяжения гусеницы, пяти двухскатных опорных катков (размер катка 810x185 мм) с литыми дисками и наружной амортизацией, ведущего колеса со съемными венцами цевочного зацепления с гусеницей и мелкозвенчатой гусеницы с ОМШ. Венцы ведущих колес имели 13 зубьев. Гусеница собиралась из 92 (46 плоских и 46 с гребнями) траков, соединенных между собой шарнирно с помощью 92 пальцев. Траки шириной 500 мм и шагом 137 мм отливались из стали Гадфильда. Для повышения проходимости по грунтам с низкой несущей способностью применялись шпоры, входившие в ЗИП танка. Для установки шпор в середине безгребневых траков имелось отверстие под крепежный болт.

Система подрессоривания танка - индивидуальная, моноторсионная. Все узлы подвески имели ограничители (упоры) хода балансиров. Балансиры каждого борта, за исключением пятого балансира, устанавливались по ходу танка, а пятый балансир - против хода. При движении танка максимальный угол закрутки незаневоленных торсионных валов составлял 44". Электрооборудование танка было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение электрической бортовой сети составляло 26 В. В качестве источников электрической энергии использовались четыре соединенные последовательно-параллельно аккумуляторные батареи 6СТЭ-128 (общая емкость 256 А-ч) и генератор Г-73 мощностью 1,5 кВт с реле-регулятором РРТ-24 (также мог быть использован генератор ГТ-17). Для внешней связи на танке устанавливалась радиостанция 10РК-26М, для внутренней связи между членами экипажа служило танковое переговорное устройство ТПУ-4-Бис-Ф-26. Вследствие значительного усиления броневой защиты башни, перевода гусениц на цевочное зацепление с ведущими колесами и других нововведений боевая масса танка возросла с 36 (заданных в ТТТ) до 39,15 т

Тактико-технические характеристики танка Т-54 обр. 1946 г. (третий опытный образец)
Боевая масса - 39,15 т;
экипаж - 4 чел.;
Вооружение:
- пушка ЛБ-1 - 100 мм,
- 3 пулемета -7,62 мм,
- 1 пулемет - 12,7 мм:
броневая защита - противосиарядная;
мощность двигателя - 382 кВт (520 л.с.);
максимальная скорость - 42,5 км/ч.

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов
первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2012 г. №01

 
Кто на сайте
Сейчас 336 гостей онлайн

Наш канал на YouTube - подпишись!

Помощь проекту
<br>Вы можете указать любую сумму для перевода! <br>Спасибо!<br><br>

Вы можете указать любую сумму для перевода!
Спасибо!

руб.
счёт 410013068691119.

Рейтинг@Mail.ru