Вторая мировая
Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Средний танк Т-54М («Объект 137М») (Россия)

PostHeaderIconСредний танк Т-54М («Объект 137М») (Россия)


Средний танк Т-54М  («Объект 137М»)Последней модификацией танка Т-54, в которой были воплощены все мероприятия по его модернизации, стал Т-54МОбъект 137М»). Техническую документацию по модернизации машины разработало КБ Уралвагонзавода. Танк Т-54М обр. 1954 г. представлял собой усовершенствованный Т-54, в котором были реализованы мероприятия по модернизации, разработанные в процессе его серийного производства за период 1951-1954 гг. В соответствии с указанием министра обороны СССР единственный опытный образец машины завод №183 изготовил в ноябре 1954 г. После проведения заводских испытаний в январе 1955 г танк был предъявлен ГБТУ МО СССР для проведения контрольных испытаний с целью проверки эффективности конструктивных изменений и целесообразности их внедрения в серийное производство.


Испытания танка Т-54М (заводской №5411В107) прошли на НИИБТ полигоне с 3 февраля по 4 июня 1955 г. За этот период пробег танка составил 5019 км. Из пушки было произведено 120 выстрелов, из спаренного, курсового и зенитного пулеметов - 768, 600 и 2268 выстрелов соответственно. По результатам испытаний большая часть проведенных заводом №183 изменений конструкции машины была рекомендована для введения в серийное производство. В отличие от серийного танка Т-54 обр. 1951 г, на опытном образце Т-54М были внедрены следующие изменения:

По вооружению:
- увеличен боекомплект к пушке Д-10Т с 34 до 50 выстрелов, из которых 18 выстрелов размещались в двух баках-стеллажах;
- усилено дополнительное вооружение танка за счет установки над рабочим местом заряжающего вместо зенитного 12,7-мм пулемета ДШК 14,5-мм пулемета КПВТ на несъемной турели;
- введен подъемный механизм пушки с дополнительными отверстиями для смены смазки из внутренней полости его картера;
- в цепь электроспуска включен дополнительный конденсатор типа «К3-1А» емкостью 500 мф.

По корпусу:
- уменьшена толщина кормовых листов корпуса и введены новые подбашенные планки и регулируемые входные и выходные жалюзи;
- в системе ППО применены два баллона с углекислотой;
- у механика-водителя введена установка ночного смотрового прибора ТВН-1 в двух положениях: по-походному (на специальном кронштейне перед люком) и по-боевому (вместо левого смотрового прибора). Блок питания прибора и фильтр радиопомех крепились к подбашенному листу на бонках, правее баллонов воздушного пуска двигателя. Подключение блока питания к бортовой сети танка производилось на щитке приборов механика-водителя к цепи «Задние фонари»;
- введена новая комплектовка и раскладка ЗИП.

По башне;
- внедрены новый штыревой стопор (вместо гребневого) и основание люка заряжающего под монтаж зенитно-пулеметной установки с КПВТ а также шариковые опоры башни и командирской башенки с закалкой погонов ТВЧ, крышка командирского люка с упраздненной задней (левой) смотровой призмой. Наличие задней призмы ухудшало удобство расположения головы командира танка в башенке и, кроме того, задняя призма очень загрязнялась вследствие завихрения воздушных потоков при движении танка.

По силовой установке:
- установлен дизель В-54-6 производства ЧТЗ мощностью 426 кВт (580 л.с.) с гарантийным сроком работы 400 ч вместо дизеля В-54-5 мощностью 382 кВт (520 л.с.);
- увеличена общая заправочная емкость топливных баков до 980 л, вместо 733 л. Объем забронированного топлива возрос с 520 до 695 л (использованы баки-стеллажи).

По трансмиссии:
- число дисков трения главного фрикциона увеличено с 15 до 17;
- улучшено уплотнение поводковых коробок выключающих устройств главного фрикциона и ПМП. В выключающих устройствах главного фрикциона и ПМП применены подшипники ЦКБ-540, а у сателлитов ПМП - подшипники ЦКБ-512;
- улучшен подвод смазки к постоянной паре шестерен коробки передач и введены синхронизаторы со стальными конусами;
- установлены бортовые редукторы с уширенными зубьями шестерен и заправкой смазкой ЦИАТИМ-208;
- использована новая упрощенная муфта соединения двигателя со входным редуктором.

По ходовой части:
- введены новые ведущие колеса со съемными венцами из стали 32Х06Н с закалкой ТВЧ, а также съемные зубчатки кронштейнов направляющих колес и вварные втулки пробок натяжных механизмов гусениц;
- увеличен динамический ход опорных катков на 22 мм, в связи с этим использованы торсионы с увеличенным углом закрутки, а также установлены облегченные катки со штампованными дисками и зауженными бандажами (по типу применяемых в танке Т-34-85);
- внедрены новые манжеты уплотнения опорных катков и роликовых опор торсионов.

Увеличение боекомплекта пушки на 16 выстрелов было осуществлено за счет введения дополнительных боеукладок в месте расположения средних топливных баков и на полу боевого отделения. Вместо 20 лотков стеллажной укладки устанавливались два бака-стеллажа на 9 выстрелов каждый. Двенадцатиместная укладка размещалась у моторной перегородки на месте средних топливных баков. На полу боевого отделения имелись две укладки: одна - у баков-стеллажей, вторая - у левого борта вдоль корпуса танка (под выстрелы с бронебойно-трассирующими снарядами) под сиденьями командира танка и наводчика. Прицельная скорострельность из пушки при использовании выстрелов из баков-стеллажей составляла 5,7-6,1 выстр./мин, из двенадцатиместной укладки - 4,9-5,6 выстр./мин.

Использование зенитно-пулеметной установки с 14,5-мм пулеметом КПВТ повышало огневые возможности танка в борьбе как с воздушными (низколетящими самолетами и вертолетами), так и с наземными легкобронированными целями (без использования основного оружия). Пулемет размещался в специальной люльке на пружинных амортизаторах, располагавшихся в плоскости оси канала ствола. Механизм перезарядки пулемета - ручной с рычажным приводом. Качающаяся часть установки (пулемет с люлькой) уравновешивалась с помощью противовеса и параллелограмма. Наводка пулемета по горизонту и по вертикали - свободная, усилием стрелка-заряжающего (усилие на рукоятке подъема -до 12 кг, поворота (без крена танка) - от 5 до 60 кг, для перезаряжания - 75 кг). Углы наводки по вертикали составляли от -5°30' до +85°11'; скорости наводки: по горизонтали - до 55 град./с, по вертикали - до 65 град./с. При стрельбе использовался коллиматорный прицел ВК-4 и электроспуск (под большим пальцем левой руки). Подвод питания к электроспуску осуществлялся через вращающееся контактное устройство, смонтированное в турели. В боекомплект к пулемету входили 200 патронов, укладывавшихся в четырех магазинах-коробках.

Вследствие конструктивных недоработок данная установка значительно уступала существовавшим танковым зенитным установкам по эксплуатационным данным (большие усилия при наводке, отсутствие возможности перевода установки из походного положения в боевое и обратно, а также при постановке и снятии магазина-коробки без выхода экипажа из танка, невозможность корректировки стрельбы и др.). Кроме того, новая зенитная установка уменьшила обзорность с места командира танка через правые переднюю и заднюю призмы командирской башенки. Изменения в броневой защите корпуса танка, связанные с уменьшением толщины кормовых броневых листов (верхнего на 15 мм и нижнего - на 10 мм), не оказали существенного влияния на его снарядостойкость и жесткость. Применение вместо гребневого штыревого стопора башни, обеспечивавшего ее стопорение в двух положениях (с пушкой вперед и с пушкой назад), а также регулируемых входных и выходных жалюзи, позволило повысить защищенность машины от воздействия ударной волны ядерного взрыва.

В системе ППО, помимо установки только двух баллонов с углекислотой (что в процессе испытаний было признано недопустимым), около баков-стеллажей дополнительно разместили два термоизвещателя и один распылитель. Использование в силовой установке более мощного дизеля позволило повысить удельную мощность танка на 12%, что улучшило его динамическую характеристику, особенно на I-III передачах. В совокупности с возрастанием потенциальной энергии подвески за счет увеличения динамического хода опорных катков на 22 мм это привело к росту средних скоростей движения танка (однако при этом была отмечена недостаточная эффективность работы амортизаторов серийной конструкции). В зависимости от дорожно-грунтовых условиях средние скорости движения изменялись в широких пределах - от 7 до 21 км/ч. В топливной системе двигателя баки были объединены в три группы. Правая группа топливных баков включала правый бак-стеллаж и соединенный с ним передний бак (общая емкость 380 л), левая группа - левый бак-стеллаж и передний бак (общая емкость 220 л); средний бак и три наружных топливных бака составляли одну группу общей емкостью 380 л. Запас хода танка по грунтовой дороге увеличился до 340 км.

В связи с установкой более мощного дизеля надежность агрегатов трансмиссии была сохранена за счет внесения конструктивных изменений в главном фрикционе, коробке передач, ПМП и бортовых редукторах. Использование в ходовой части облегченных опорных катков со штампованными и литыми дисками и зауженными бандажами (810x150 мм) себя не оправдало вследствие недостаточной прочности. Тем не менее опытное уплотнение опорных катков по сравнению с серийным вариантом показало большую эффективность. Из других внедренных мероприятий по ходовой части хорошо зарекомендовали при испытаниях торсионные валы с увеличенным углом закрутки и уплотнения их роликовых опор. Для серийного производства были рекомендованы все конструктивные изменения, касавшиеся увеличения боекомплекта пушки, корпуса и башни (облегченные листы кормы, новые подбашенные планки, шариковая опора башни с закалкой погонов ТВЧ, крышка люка командира без задней левой призмы), емкости топливной системы двигателя, динамического хода опорных катков, а также использования более мощного двигателя.

Тактико-технические характеристики танка Т-54  («Объект 137М»)
Боевая масса, т: 36
Экипаж, чел.: 4
Габаритные размеры, мм:
- длина 6040
- длина с пушкой вперёд 9000
- ширина 3270
- высота 2400
- клиренс 425
Броня, мм:
- лоб корпуса 100
- башня 160 - 192
Вооружение:
- 100 мм пушка Д-10ТГ
- два 7,62 мм пулемёта СГ-43
- один 12,7 мм зенитный пулемёт ДШКМ
Боекомплект: 43 выстрела, 3500 патронов 7,62 мм, 200 патронов 12,7 мм
Двигатель: дизельный, В-55, мощность 580 л.с.
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 400

 
Кто на сайте
Сейчас 433 гостей онлайн

Возвращайте себе от 7% до 18% от стоимости каждой покупки!

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru