Поиск по сайту

Home Оружейная экзотика Бронетехника Опытный средний танк «Объект 140» (СССР)

PostHeaderIconОпытный средний танк «Объект 140» (СССР)


Опытный средний танк «Объект 140» В начале 1950-х в «Отделе 520» Уральского танкового завода, в рамках создания принципиально нового танка, были начаты работы по проектированию нового среднего танка «Объект 140». Руководителем работ являлся Главный конструктор Морозов А.А.. В 1952 году из-за ряда разногласий между инженерами ОКБ и дирекцией завода, часть конструкторского состава (включая самого Морозова А.А.) перешла на Харьковский заводе №75. работы по созданию танка «Объект 140» продолжил Карцев Л.Н.. Часть решений и наработок по «Объекту 140» была использована при создании другого танка «Объект 430». В 1957 году было изготовлено два опытных образца. На сравнительных испытаниях с «Объектом 430» у «Объекта 140» был выявлен ряд дефектов. Вскоре по инициативе Л.Н.Карцева «Объект 140» был снят с конкурса и работы по нему были прекращены.


В мае 1957 г. был собран первый образец танка «Объект 140» для заводских испытаний. С начала заводских испытаний опытный образец танка «Объект 140» прошел 86 км, однако испытания были прерваны в связи с высокими температурными режимами двигателя и коробки передач, а также неудовлетворительным переключением передач с 3-й на 4-ю. С машины были демонтированы система охлаждения и коробка передач с бортовыми редукторами и установлены на стенд для снятия тепловых характеристик, отработки синхронизаторов и устранения других недостатков. Был изготовлен новый эжектор системы охлаждения. В процессе заводских испытаний новой ходовой части с применением катков из алюминиевых сплавов, установленной на действующем макете, также выявились недостатки, выразившиеся в быстром разрушении резиновых бандажей. Всего было построено два опытных образца танка «Объект 140». Сравнительные испытания с харьковским «Объектом 430» на полигоне НИИБТ в Кубинке выявили ряд серьёзных недостатков в конструкции двигателя и трансмиссии «Объекта 140». Например, необычное расположение двигателя поперек корпуса в наклонном положении затрудняло доступ к нему при эксплуатации и войсковом ремонте и требовало конструктивной доработки для установки в танк.

6 июня 1958 г. Постановлением СМ СССР № 609-294 работа по танку «Объект 140» была официально прекращена. В приложении к данному постановлению в графе «Причины прекращения работы» записано: «В связи с тем, что разрабатываемый заводом №183 новый средний танк по своей конструкции является менее совершенным, чем параллельно разрабатываемый (по одной тематической карточке) новый средний танк завода №75 Харьковского совнархоза». Сохранившийся в единственном экземпляре опытный образец танка «Объект 140» находился в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и технике в подмосковной Кубинке. Летом 2006 г. танк передан музею ФГУП «ПО Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил).

Опытный средний танк «Объект 140»

Опытный танк «Объект 140» имел классическую схему общей компоновки с нетрадиционным расположением двигателя поперек корпуса в наклонном положении. В носовой части корпуса танка слева располагалось отделение управления. В нем размещалось рабочее место механика-водителя. Над сиденьем механика-водителя в крыше корпуса имелся люк, закрывавшийся броневой крышкой. При вождении машины с закрытым люком наблюдение за полем боя механик-водитель осуществлял с помощью двух перископических смотровых приборов. Они были установлены в шахтах у верхней кромки верхнего лобового листа. Для обеспечения механику-водителю более широкого угла обзора перед машиной приборы по отношению друг к другу были установлены под углом, со смещением в правую сторону. При вождении танка ночью вместо левого смотрового призменного прибора устанавливался прибор ночного видения ТВН-2. Особенностью компоновки отделения управления являлось размещение щитка контрольно-измерительных приборов слева по ходу движения и рычага переключения передач - перед сиденьем механика-водителя. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса и в башне. В нем слева от пушки находилось рабочее место наводчика, а за ним - командира танка. Справа от пушки располагалось рабочее место заряжающего. Размеры боевого отделения по сравнению с боевым отделением танка Т-54 были увеличены за счет большего диаметра опоры башни, который равнялся 2230 мм (у Т-54 - 1816 мм).

Вооружение танка «Объект 140» состояло из стабилизированной пушки и трех пулемётов. Основным оружием танка являлась 100-мм нарезная пушка Д-54ТС с щелевым дульным тормозом, эжекционным устройством продувки канала ствола после выстрела и механизмом выброса стреляных гильз. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 1015 м/с. С пушкой был спарен пулемет калибра 7,62 мм. Курсовой пулемёт был жестко установлен в отделении управления справа от сиденья механика-водителя. На первом опытном образце танка «Объект 140» при стрельбе из пушки прямой наводкой и из спаренного пулемёта использовался перископический прицел Т2СА «Удар» Красногорского завода №393, на втором - телескопический шарнирный прицел ТШ-2-32П. Пушка и спаренный с ней пулемёт оснащались двухплоскостным стабилизатором оружия. На первом опытном образце танка был установлен стабилизатор «Молния», а на втором - «Вьюга», оба разработаны ЦНИИ-173. Для стрельбы по воздушным целям применялся 14,5-мм пулемет КПВТ. Зенитная пулеметная установка была расположена на основании люка заряжающего и имела ручное управление. В боекомплект танка входили: 50 унитарных выстрелов к пушке, 3000 патронов к 7,62-мм пулеметам и 500 патронов к крупнокалиберному пулемету.

Опытный средний танк «Объект 140»

Танк «Объект 140» имел дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Бортовые листы сварного корпуса - гнутые, с переменной толщиной (в верхней части 57 мм, в нижней - 80 мм). Носовая часть корпуса состояла из верхнего и нижнего броневых листов толщиной 100 мм. Верхний лобовой лист и бортовые листы выступали кверху так, что образовывалась защита опоры башни. Кормовая часть корпуса представляла собой литую вставку, состоявшую из расположенных под углом верхней и нижней броневых деталей. Крыша корпуса состояла из горизонтального листа и располагавшихся под большими углами передних и задних скуловых листов. Для доступа к узлам и агрегатам силовой установки и трансмиссии крыша корпуса над МТО открывалась назад на петлях. Поднятие крыши экипажем облегчал специальный торсион. В литой сферической башне имелась узкая амбразура для пушки. Максимальная толщина лобовой брони башни составляла 240 мм, бортовой - 220 мм. В кормовой части крыши башни находился люк для выброса стреляных гильз. На крыше башни слева была установлена командирская башенка (той же конструкции, что и на танке Т-54), на крыше башни справа - основание люка заряжающего. Крышка люка заряжающего с турелью зенитной пулеметной установки вращалась на шариковой опоре.

Основу силовой установки танка составлял 12-цилиндровый, четырехтактный жидкостного охлаждения дизель ТД-12 (8Д12У) конструкции завода №77. Для уменьшения высоты корпуса танка двигатель мощностью 426 кВт (580 л.с.) был установлен под углом 53° в сторону носовой части танка. Емкость внутренних топливных баков составляла 825 л, наружных - 275 л. Коробка передач обеспечивала получение шести передач переднего и одной передачи заднего хода. Общий диапазон коробки передач составлял 6,92. Механизмы поворота двухступенчатые планетарные с блокировочными фрикционами и дисковыми тормозами поворота. Коробка передач и ПМП, имевшие высокую плотность компоновки, конструктивно были выполнены в разных картерах при единых системах смазки и охлаждения. Такое техническое решение при наличии фрикционных элементов, работающих в масле, привело к повышенным потерям мощности двигателя в узлах трансмиссии (гидравлические потери), то есть к низкому КПД трансмиссии и как следствие - к высокой теплоотдаче в масло. В системе охлаждения трансмиссии был применен водомасляный радиатор, который оказался малоэффективным.

Ходовая часть состояла из гусеничного движителя и системы подрессоривания. Гусеничный движитель - из двух гусениц, двух ведущих колес, 12 опорных катков, шести поддерживающих катков и двух направляющих колес с механизмами натяжения гусениц. Динамический ход двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией - 203-242 мм. Диски опорных катков изготавливались из алюминиевого сплава и соединялись между собой с помощью десяти болтов. Мелкозвенчатые гусеницы имели цевочное зацепление траков с ведущими колесами. Траки с ОМШ соединялись с помощью стальных пальцев. В системе подрессоривания была применена индивидуальная торсионная подвеска с поршневыми гидравлическими амортизаторами (на крайних узлах) и буферными подрессорниками (на вторых и пятых узлах подвески). Напряжение бортовой сети, выполненной по однопроводной схеме, составляло 24-26 В. Внешняя связь осуществлялась с помощью ультракоротковолновой радиостанции Р-113, внутренняя - с помощью ТПУ Р-120.

Тактико-технические характеристики «Объект 140»
Боевая масса, т 36
Экипаж, чел. 4
Длина корпуса, мм 6315
Длина с пушкой вперёд, мм 9102
Ширина корпуса, мм 3300
Высота, мм 2400
База, мм 4137
Колея, мм 2700
Клиренс, мм 432-472
Двигатель - ТД-12, дизельный, макс. мощность: 426 кВт (579 л.с.), при 2100 об/мин
Скорость по шоссе, км/ч 55
Скорость по пересечённой местности, км/ч 30
Запас хода по шоссе, км 450
Удельная мощность, л. с./т 16
Тип подвески торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см 0,75
Преодолеваемый подъём, град. 35
Преодолеваемый брод, м 1,4
Вооружение:
- нарезная пушка 100-мм Д-54ТС, боекомплект пушки 50 снарядов
Прицелы ТПДС, «Узор», «Угол», «Луна II»
Пулемёты 1 x 14,5-мм КПВТ, 2 x 7,62-мм СГМТ

 
Кто на сайте
Сейчас 345 гостей онлайн

Наша группа ВК - Dogswar.ru

Рейтинг@Mail.ru